3.1. Устройство двигателя внутреннего сгорания (двс)
Первый промышленный ДВС (двухтактный, работающий на газе с воспламенением от искры) был сконструирован в 1860 г. Ленуаром (Франция). В 1876 г. Отто создал четырехтактный газовый ДВС.
Первый экспериментальный ДВС с самовоспламенением (от сжатия) сконструирован Р. Дизелем в 1897 г. и с 1999 начал промышленно изготавливаться на заводе Нобеля после существенной переработки конструкции под работу на нефти (вместо керосина). На первом русском дизеле N = 18 кВт расход нефти составлял 0,3 кг/ кВт ч, что достигнуто применением механического (вместо компрессорного) распыла топлива и работой двигателя по циклу Тринклера.
Двигателями внутреннего сгорания называются тепловые двигатели, у которых топливо сгорает внутри цилиндра.
На рис. 21 показан поперечный разрез четырехтактного дизеля. Цилиндр 8, имеющий сменную втулку 9, охлаждается водой (3 – зарубашечное пространство), так как в этом цилиндре, закрытом крышкой 4 происходит сгорание топлива. Цилиндр опирается на станину 5, которая установлена на фундаментную рамку 16. Рамка крепится к фундаментным балкам, составляющим часть набора днища судна. Картером 14 называется пространство, ограниченное станиной и фундаментной рамой. Перечисленные выше части составляют неподвижный остов двигателя.
Поршень 9, имеющий компрессионные (верхние) и маслораспределительные (нижние) кольца, совершает возвратно-поступательные движения от верхней мертвой точки (ВМТ) до нижней мертвой точки (НМТ), производя работу при расширении продуктов сгорания, которые образуются при положении поршня около ВМТ. Объем цилиндра при положении поршня в ВМТ образует камеру сгорания. Объем цилиндра над поршнем (поршень движется) называется описываемым объемом.
Движение поршня передается коленчатому валу через шатун 11, который верхним концом крепится к поршню головным подшипником, охватывающим палец 10, а нижним – к мотылевой шейке 12, которая уже является частью коленчатого вала. С помощью такого соединения прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня преобразует во вращательное движение коленчатого вала. Коленчатый вал вращается в рамовых подшипниках 17, охватывающих опорные шейки коленвала. Движущиеся части двигателя образуют его механизм движения. Коленчатый вал через зубчатую передачу приводит во вращение кулачковый вал 2, который кулачками 1 через толкатели 18 посредством коромысел 6 воздействует на стержни впускных и выпускных 7 клапанов, заставляя их открываться (каждый клапан управляется своим кулачком и количество последних соответствует количеству клапанов). Закрытие клапанов происходит под воздействием пружин (кулачковый вал, толкатели и коромысло выпускного клапана не показаны).
Вописываемом двигателе боковые усилия, возникающие при движении шатуна (который не только перемещается по вертикали, но и совершает маятниковое движения), передаются стенкам цилиндра. Поршень в данном случае выполняет функции ползуна и для уменьшения его давления на стенке цилиндра поршень имеет удлиненную юбку, которая называется тронком, и такие двигатели называются тронковыми.
Принципиальная схема работы крейцкопф-ного двигателя показана на рис. 22.
Он состоит из штока 2, который совершает возвратно-поступательные движения через саль-ник диафрагмы 7. Диафрагма герметично разде-ляет полости с повышенным давлением и темпе-ратурой воздуха и грязным «горелым» ци-линдровым маслом от пространства картера с чистым маслом, стекающим в циркуляционную систему от подшипников скольжения. Крейц-копфный подшипник 3 двигается между двумя параллелями 4 (если двигатель реверсивный; не реверсивный двигатель имеет одну параллель), которые и воспринимают боковые усилия Рн возникающие при движении шатуна 5 (сила, действующая со стороны крейцкопфного подшипника на параллель обозначена Рн, а действующая по штоку на мотылевый подшипник обозначена Рш. Точка 6 показывает место приложения этих сил).
- И.А. Бурмака, а.В. Кирис, н.А. Козьминых Судовые энергетические установки и электрооборудование судов
- Оглавление
- 4. Судовые паровые и газовые турбины 60
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы 64
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод 115
- 7. Судовое электрооборудование 131
- Список литературы 138
- Введение
- 1. Теоретические основы работы тепловых двигателей
- 1.1. Преобразование энергии в тепловых двигателях. Рабочее тело
- 1.2. Законы термодинамики
- 1.3. Параметры и процессы изменения состояния рабочего тела
- 1.4. Циклы двигателей внутреннего сгорания
- 1.5. Цикл Карно. Анализ влияния характеристик циклов двс на их кпд
- 1.6. Схема работы и цикл простейшей газотурбинной установки (гту)
- 1.7. Схема работы и цикл трехступенчатого компрессора
- 1.8. Парообразование в судовых котлах
- 1.9. Схема работы и цикл и простейшей паротурбинной установки
- 1.10. Основные понятия теплопередачи
- 2. Судовое пароэнергетическое оборудование
- 2.1. Классификация и показатели работы котельных установок
- 2.2. Газотрубные котлы
- 2.3. Принцип работы водотрубного котла
- 2.4. Вертикальный водотрубный парогенератор с естественной циркуляцией
- 2.5. Вспомогательные водотрубные котлы с принудительной циркуляцией
- 2.6. Водный режим паровых котлов
- 2.7. Топливо и его свойства
- 2.8. Топочные устройства
- 2.9. Тягодутьевые устройства
- 3. Судовые двигатели внутреннего сгорания
- 3.1. Устройство двигателя внутреннего сгорания (двс)
- 3.2. Классификация и маркировка двс
- 3.3. Принцип действия четырехтактных двс
- 3.4. Газораспределение четырехтактных дизелей
- 3.5. Принцип действия двухтактных дизелей
- 3.6. Индикаторные показатели работы двс
- 3.7. Эффективные показатели двс
- 3.8. Сравнение двух– и четырехтактных дизелей
- 3.9. Пути повышения мощности двс
- 3.10. Наддув дизелей
- 3.11. Газораспределение и продувка двухтактных дизелей
- 3.12. Образование горючей смеси в дизелях
- 3.13. Утилизация теплоты на морских судах
- 4. Судовые паровые и газовые турбины
- 4.1. Принцип действия паровых турбин
- 4.2. Активные и реактивные паровые турбины
- 4.3. Многоступенчатые турбины
- 4.4. Газовые турбины
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы
- 5.1. Назначение и классификация теплообменных аппаратов
- 5.2. Основы расчета теплообменных аппаратов
- 5.3. Конструкции теплообменных аппаратов
- 5.4. Назначение и классификация судовых холодильных установок
- 5.5. Схемы работы судовых холодильных установок Одноступенчатая холодильная установка
- Холодильные установки судов для перевозки сжиженных газов
- Конструкции элементов холодильной установки
- 5.6. Общие сведения о судовых насосах и их классификация
- 5.7. Насосы объемного принципа действия
- 5.7.1. Поршневые насосы
- 5.7.2. Роторные насосы
- 5.8. Насосы гидродинамического действия
- 5.8.1. Центробежные насосы
- 5.8.2. Осевые насосы
- 5.8.3. Струйные насосы
- 5.9. Судовые палубные механизмы и устройства
- 5.9.1. Якорные и швартовные устройства
- 5.9.2. Грузовые устройства и люковые закрытия
- 5.10. Судовые рулевые машины
- 5.10.1. Назначение рулевых машин и требования к ним
- 5.10.2. Электрогидравлические рулевые машины
- 5.10.3. Телепередачи рулевых машин
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод
- 6.1. Система смазки
- 6.2. Система охлаждения
- 6.3. Топливная система
- 6.4. Система сжатого воздуха
- 6.5. Система газовыпуска
- 6.6. Осушительная, балластная и противопожарная системы
- 6.7. Система вентиляции и кондиционирования воздуха
- 6.8. Система отопления
- 6.9. Передачи
- 6.9.1. Механические передачи
- 6.9.2. Электропередачи
- 6.9.3. Гидродинамические муфты
- 6.10. Валопровод
- 6.10.1. Назначение и устройство валопровода
- 6.10.2. Особенности работы валопровода
- 7. Судовое электрооборудование
- 7.1. Требования к судовому электрооборудованию
- 7.2. Гребные электрические установки
- Список литературы
- Суднові енергетичні установки та електрообладнання суден
- 65029, М. Одеса, Дідріхсона,8, корп.7