5.5. Схемы работы судовых холодильных установок Одноступенчатая холодильная установка
Работа систем охлаждения провизионных камер, систем кондиционирования воздуха, рефрижераторных контейнеров и, в большинстве случаев, рефрижераторных трюмов обеспечивается одноступенчатыми холодильными установками. Принципиальная схема и теоретический цикл такой установки показана на рис. 45.
Рис. 45. Принципиальная схема одноступенчатой парокомпресионной холодильной установки
В компрессоре КМ происходит сжатие паров холодильного агента, образовавшихся в испарителе И, – адиабатный процесс 1-2. Далее пары попадают в конденсатор КН, где при постоянном давлении сначала охлаждаются до температуры конденсации, а затем конденсируются. Жидкий холодильный агент поступает к регулирующему клапану РК, проходя через который дросселируется – процесс 3 – 4. При дросселировании за счет падения давления температура жидкости резко понижается за счет ее интенсивного испарения и холодильный агент поступает в испаритель в состоянии влажного пара.
В испарителе происходит испарение (подсушивание) холодильного агента при постоянных давлении и температуре. При помощи РК количество холодильного агента устанавливается таким, чтобы при прохождении через испаритель он полностью испарился.
Эффективность работы холодильной установки оценивается холодильным коэффициентом
ε = qo/ℓ = (i1 – i4) / (i2 – i1)
где qo – удельная массовая холодопроизводительность хладагента, кДж/кг; ℓ – удельная работа, затрачиваемая на осуществление цикла, кДж/кг, равная работе компрессора.
Для увеличения холодопроизводительности установки, улучшения условий работы компрессора и повышения холодильного коэффициента, в ряде случаев, применяются холодильные установки, работающие по регенеративному циклу (циклу с регенерацией). Под регенерацией в парокомпрессионных холодильных машинах понимают внутренний теплообмен в цикле между жидким хладагентом, поступающим из конденсатора, и холодным паром хладагента, отсасываемым компрессором из испарителя. Этот процесс осуществляется в теплообменных аппаратах, называемых регенеративными теплообменниками. Схема одноступенчатой холодильной установки работающей по регенеративному циклу показана на рис. 46.
Рис. 46. Принципиальная схема и теоретический цикл одноступенчатой парокомпрессионной холодильной установки с регенеративным теплообмінником
Регенеративный теплообменник РТ является дополнительным элементом, который устанавливается в схеме между конденсатором КН и регулирующим клапаном РК. Конструктивно – это кожухозмеевиковый теплообменный аппарат, по змеевику проходит жидкий холодильный агент, пар хладагента поступает в корпус РТ из испарителя И, омывает внешнюю поверхность змеевика и отсасывается компрессором КМ. В результате жидкий хладагент дополнительно переохлаждается, а пар хладагента дополнительно нагревается Δtп= t1-t6.
Дополнительное переохлаждение жидкого хладагента перед регулирующим клапаном уменьшает внутреннюю необратимость, связанную с дросселированием хладагента в РК, что приводит к увеличению удельной массовой холодопроизводительности агента в цикле, в свою очередь дополнительный перегрев пара перед компрессором увеличивает внешнюю необратимость цикла за счет увеличения перегрева паров хладагента при поступлении в конденсатор, что приводит к увеличению затрачиваемой на совершение цикла удельной работы. Следовательно, холодильный коэффициент регенеративного цикла будет больше холодильного коэффициента цикла без регенерации только в том случае, если относительный прирост массовой холодопроизводительности хладагента в регенеративном цикле будет больше относительного увеличения удельной работы, затрачиваемого на совершение этого цикла.
- И.А. Бурмака, а.В. Кирис, н.А. Козьминых Судовые энергетические установки и электрооборудование судов
- Оглавление
- 4. Судовые паровые и газовые турбины 60
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы 64
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод 115
- 7. Судовое электрооборудование 131
- Список литературы 138
- Введение
- 1. Теоретические основы работы тепловых двигателей
- 1.1. Преобразование энергии в тепловых двигателях. Рабочее тело
- 1.2. Законы термодинамики
- 1.3. Параметры и процессы изменения состояния рабочего тела
- 1.4. Циклы двигателей внутреннего сгорания
- 1.5. Цикл Карно. Анализ влияния характеристик циклов двс на их кпд
- 1.6. Схема работы и цикл простейшей газотурбинной установки (гту)
- 1.7. Схема работы и цикл трехступенчатого компрессора
- 1.8. Парообразование в судовых котлах
- 1.9. Схема работы и цикл и простейшей паротурбинной установки
- 1.10. Основные понятия теплопередачи
- 2. Судовое пароэнергетическое оборудование
- 2.1. Классификация и показатели работы котельных установок
- 2.2. Газотрубные котлы
- 2.3. Принцип работы водотрубного котла
- 2.4. Вертикальный водотрубный парогенератор с естественной циркуляцией
- 2.5. Вспомогательные водотрубные котлы с принудительной циркуляцией
- 2.6. Водный режим паровых котлов
- 2.7. Топливо и его свойства
- 2.8. Топочные устройства
- 2.9. Тягодутьевые устройства
- 3. Судовые двигатели внутреннего сгорания
- 3.1. Устройство двигателя внутреннего сгорания (двс)
- 3.2. Классификация и маркировка двс
- 3.3. Принцип действия четырехтактных двс
- 3.4. Газораспределение четырехтактных дизелей
- 3.5. Принцип действия двухтактных дизелей
- 3.6. Индикаторные показатели работы двс
- 3.7. Эффективные показатели двс
- 3.8. Сравнение двух– и четырехтактных дизелей
- 3.9. Пути повышения мощности двс
- 3.10. Наддув дизелей
- 3.11. Газораспределение и продувка двухтактных дизелей
- 3.12. Образование горючей смеси в дизелях
- 3.13. Утилизация теплоты на морских судах
- 4. Судовые паровые и газовые турбины
- 4.1. Принцип действия паровых турбин
- 4.2. Активные и реактивные паровые турбины
- 4.3. Многоступенчатые турбины
- 4.4. Газовые турбины
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы
- 5.1. Назначение и классификация теплообменных аппаратов
- 5.2. Основы расчета теплообменных аппаратов
- 5.3. Конструкции теплообменных аппаратов
- 5.4. Назначение и классификация судовых холодильных установок
- 5.5. Схемы работы судовых холодильных установок Одноступенчатая холодильная установка
- Холодильные установки судов для перевозки сжиженных газов
- Конструкции элементов холодильной установки
- 5.6. Общие сведения о судовых насосах и их классификация
- 5.7. Насосы объемного принципа действия
- 5.7.1. Поршневые насосы
- 5.7.2. Роторные насосы
- 5.8. Насосы гидродинамического действия
- 5.8.1. Центробежные насосы
- 5.8.2. Осевые насосы
- 5.8.3. Струйные насосы
- 5.9. Судовые палубные механизмы и устройства
- 5.9.1. Якорные и швартовные устройства
- 5.9.2. Грузовые устройства и люковые закрытия
- 5.10. Судовые рулевые машины
- 5.10.1. Назначение рулевых машин и требования к ним
- 5.10.2. Электрогидравлические рулевые машины
- 5.10.3. Телепередачи рулевых машин
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод
- 6.1. Система смазки
- 6.2. Система охлаждения
- 6.3. Топливная система
- 6.4. Система сжатого воздуха
- 6.5. Система газовыпуска
- 6.6. Осушительная, балластная и противопожарная системы
- 6.7. Система вентиляции и кондиционирования воздуха
- 6.8. Система отопления
- 6.9. Передачи
- 6.9.1. Механические передачи
- 6.9.2. Электропередачи
- 6.9.3. Гидродинамические муфты
- 6.10. Валопровод
- 6.10.1. Назначение и устройство валопровода
- 6.10.2. Особенности работы валопровода
- 7. Судовое электрооборудование
- 7.1. Требования к судовому электрооборудованию
- 7.2. Гребные электрические установки
- Список литературы
- Суднові енергетичні установки та електрообладнання суден
- 65029, М. Одеса, Дідріхсона,8, корп.7