5.4. Назначение и классификация судовых холодильных установок
Самопроизвольная передача теплоты от тела более нагретого к менее нагретому – естественный необратимый процесс. В изолированной системе, состоящей из горячих и холодных тел, теплообмен продолжается до момента выравнивания температур. При этом тела с более высокой температурой являются охлаждаемыми и температура их понижается, а тела с более низкой температурой – охлаждающими, они получают теплоту. Простейшая система охлаждения может состоять только из двух тел: охлаждаемого и охлаждающего.
Если для реализации процесса охлаждения не требуются затраты энергии, то охлаждение называется естественным. Искусственное охлаждение – процесс отвода или поглощения тепла, сопровождаемый понижением температуры охлаждаемого объекта ниже температуры окружающей среды и требующий затрат энергии.
Главными источниками искусственного холода на всех видах транспорта, как и в промышленности в целом являются холодильные машины. Холодильной машиной называют совокупность соединенных трубопроводами агрегатов и аппаратов, в которых по замкнутому контуру циркулирует рабочее тело (хладагент), совершающий перенос теплоты от холодных (охлаждаемых) тел к более нагретым.
Холодильные машины могут быть разных типов: паровые компрессионные, газовые компрессионные, воздушные компрессионные, абсорбционные, пароэжекторные. Компрессионные машины работают с затратой механической энергии, абсорбционные и пароэжекторные – с затратой тепловой энергии, поэтому их принято называть теплоиспользующими холодильными машинами.
Наиболее широкое применение на судах нашли парокомпрессионные холодильные машины как наиболее компактные и универсальные. В этих машинах для получения низких температур используется дросселирование жидкости, сопровождаемое понижением температуры, а для отвода тепла от охлаждаемого объекта – фазовый переход жидкости – парообразование.
Холодильная установка помимо холодильной машины включает в себя дополнительное оборудование (приборы охлаждения, насосы, вентиляторы, арматуру, трубопроводы, воздухопроводы и т.п.). Часто к холодильной установке относят и сам объект охлаждения, например тепло– и гидроизолированные трюмы, провизионную или морозильную камеру с оборудованием.
Можно определить следующие основные области применения холода на морских судах:
– холодильная обработка (охлаждение и замораживание) и хранение продуктов (запасов продовольствия для экипажа и пассажиров) и скоропортящихся грузов;
– комфортное кондиционирование воздуха или дыхательной газовой смеси с целью создания в судовых помещениях наиболее благоприятных микроклиматических условий для человека;
– техническое кондиционирование воздуха для обеспечения наилучших условий сохранения перевозимых нескоропортящихся грузов (зерна, хлопка, колесной техники, различного оборудования и т.д.);
– техническое кондиционирование воздуха для функционирования электронного и другого специального судового оборудования;
– техническое кондиционирование газовой среды в грузовых танках танкеров и газовозов, состоящее в приготовлении и применении осушенных инертных газов для предотвращения взрывов, уменьшения коррозии металлов внутренних конструкций в грузовых танках;
– повторное сжижение и поддержание необходимых температуры и давления газов, перевозимых на судах газовозах;
– хранение сжиженного углекислого газа, используемого в системе пожаротушения.
В состав судовой холодильной установки могут входить: одна или несколько холодильных машин, дополнительное оборудование и системы, необходимые при производстве и использовании искусственного холода, а также приборы и системы управления, контроля, защиты, сигнализации и автоматического регулирования, обеспечивающие нормальную работу холодильных машин. Составной частью холодильной установки является система охлаждения, представляющая собой совокупность приборов аппаратов и устройств для отвода тепла из помещения либо от другого судового объекта.
Все холодильные машины в зависимости от холодопроизводительности условно разделяют на малые (холодопроизводительность до 15 кВт), средние (от 15 до 120 кВт) и крупные (свыше 120 кВт).
В зависимости от температурного диапазона работы холодильные машины подразделяют на высокотемпературные (температура испарения хладагента выше -10 оС), среднетемпературные (от -10 до -30 оС) и низкотемпературные (температура испарения хладагента ниже -30 оС).
В зависимости от сложности схемы и вида холодильного цикла различают одно-, двух-, многоступенчатые и каскадные холодильные машины.
Системы охлаждения подразделяются на системы непосредственного, рассольного, панельного, воздушного и комбинированного или смешанного охлаждения.
При непосредственном и рассольном батарейном охлаждении охлаждающие приборы имеют вид гладкотрубных или оребренных батарей, которые размещают непосредственно в охлаждаемом помещении. Теплота, проникающая извне и выделяемая грузом, отводится из помещения циркулирующим в батареях кипящим хладагентом, при непосредственном охлаждении, либо хладоносителем — рассолом, при рассольном охлаждении.
Панельная система охлаждения обеспечивает перехват потоков тепла, идущих извне, еще до того как они попадают в охлаждаемое помещение. Охлаждаемые листотрубные панели устанавливаются внутри помещения на расстоянии 40 — 50 мм от поверхности изоляции на всех поверхностях ограждения или на большей их части. Через каналы между листами панелей, как правило, циркулирует хладоноситель — рассол.
В воздушных системах охлаждения предусматривается интенсивное движение больших воздушных масс через воздухоохладитель при помощи электровентилятора. Так как воздух проходит через воздухоохладители с большой скоростью, требуемая площадь теплообменной поверхности значительно уменьшается. Воздухоохладители могут устанавливаться как в охлаждаемом помещении так и вне его.
В комбинированной системе охлаждения одновременно применяются различные методы отвода тепла.
Любая система охлаждения должна быть универсальной (пригодной для перевозки различных грузов), эффективно отводить тепло от охлаждаемого объекта и иметь достаточную тепловую аккумуляционность, безопасной для людей и грузов, экономичной, с компактными приборами охлаждения, надежна в работе, проста и удобна в эксплуатации.
- И.А. Бурмака, а.В. Кирис, н.А. Козьминых Судовые энергетические установки и электрооборудование судов
- Оглавление
- 4. Судовые паровые и газовые турбины 60
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы 64
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод 115
- 7. Судовое электрооборудование 131
- Список литературы 138
- Введение
- 1. Теоретические основы работы тепловых двигателей
- 1.1. Преобразование энергии в тепловых двигателях. Рабочее тело
- 1.2. Законы термодинамики
- 1.3. Параметры и процессы изменения состояния рабочего тела
- 1.4. Циклы двигателей внутреннего сгорания
- 1.5. Цикл Карно. Анализ влияния характеристик циклов двс на их кпд
- 1.6. Схема работы и цикл простейшей газотурбинной установки (гту)
- 1.7. Схема работы и цикл трехступенчатого компрессора
- 1.8. Парообразование в судовых котлах
- 1.9. Схема работы и цикл и простейшей паротурбинной установки
- 1.10. Основные понятия теплопередачи
- 2. Судовое пароэнергетическое оборудование
- 2.1. Классификация и показатели работы котельных установок
- 2.2. Газотрубные котлы
- 2.3. Принцип работы водотрубного котла
- 2.4. Вертикальный водотрубный парогенератор с естественной циркуляцией
- 2.5. Вспомогательные водотрубные котлы с принудительной циркуляцией
- 2.6. Водный режим паровых котлов
- 2.7. Топливо и его свойства
- 2.8. Топочные устройства
- 2.9. Тягодутьевые устройства
- 3. Судовые двигатели внутреннего сгорания
- 3.1. Устройство двигателя внутреннего сгорания (двс)
- 3.2. Классификация и маркировка двс
- 3.3. Принцип действия четырехтактных двс
- 3.4. Газораспределение четырехтактных дизелей
- 3.5. Принцип действия двухтактных дизелей
- 3.6. Индикаторные показатели работы двс
- 3.7. Эффективные показатели двс
- 3.8. Сравнение двух– и четырехтактных дизелей
- 3.9. Пути повышения мощности двс
- 3.10. Наддув дизелей
- 3.11. Газораспределение и продувка двухтактных дизелей
- 3.12. Образование горючей смеси в дизелях
- 3.13. Утилизация теплоты на морских судах
- 4. Судовые паровые и газовые турбины
- 4.1. Принцип действия паровых турбин
- 4.2. Активные и реактивные паровые турбины
- 4.3. Многоступенчатые турбины
- 4.4. Газовые турбины
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы
- 5.1. Назначение и классификация теплообменных аппаратов
- 5.2. Основы расчета теплообменных аппаратов
- 5.3. Конструкции теплообменных аппаратов
- 5.4. Назначение и классификация судовых холодильных установок
- 5.5. Схемы работы судовых холодильных установок Одноступенчатая холодильная установка
- Холодильные установки судов для перевозки сжиженных газов
- Конструкции элементов холодильной установки
- 5.6. Общие сведения о судовых насосах и их классификация
- 5.7. Насосы объемного принципа действия
- 5.7.1. Поршневые насосы
- 5.7.2. Роторные насосы
- 5.8. Насосы гидродинамического действия
- 5.8.1. Центробежные насосы
- 5.8.2. Осевые насосы
- 5.8.3. Струйные насосы
- 5.9. Судовые палубные механизмы и устройства
- 5.9.1. Якорные и швартовные устройства
- 5.9.2. Грузовые устройства и люковые закрытия
- 5.10. Судовые рулевые машины
- 5.10.1. Назначение рулевых машин и требования к ним
- 5.10.2. Электрогидравлические рулевые машины
- 5.10.3. Телепередачи рулевых машин
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод
- 6.1. Система смазки
- 6.2. Система охлаждения
- 6.3. Топливная система
- 6.4. Система сжатого воздуха
- 6.5. Система газовыпуска
- 6.6. Осушительная, балластная и противопожарная системы
- 6.7. Система вентиляции и кондиционирования воздуха
- 6.8. Система отопления
- 6.9. Передачи
- 6.9.1. Механические передачи
- 6.9.2. Электропередачи
- 6.9.3. Гидродинамические муфты
- 6.10. Валопровод
- 6.10.1. Назначение и устройство валопровода
- 6.10.2. Особенности работы валопровода
- 7. Судовое электрооборудование
- 7.1. Требования к судовому электрооборудованию
- 7.2. Гребные электрические установки
- Список литературы
- Суднові енергетичні установки та електрообладнання суден
- 65029, М. Одеса, Дідріхсона,8, корп.7