6.3. Топливная система
Для приема, хранения, перекачивания, очистки, подогрева и подачи топлива, обеспечивающего работу двигателей и котлов, а также для передачи топлива на берег или на другие суда служат топливные системы.
Топливная система состоит из ряда самостоятельных трубопроводов, выполняющих определенные функции. Комплектование каждого из них механизмами, устройствами и трубопроводами зависит от типа СЭУ и сорта используемого топлива. Всю систему топливоподготовки можно условно разделить на четыре участка: приема топлива на судно; длительного хранения топлива (запасные цистерны и топливоперекачивающие насосы); комплексной обработки топлива и суточного хранения в отстойно-расходных цистернах; подготовки топлива перед подачей в дизель или котел.
Современные МОД и СОД работают на тяжелом топливе. Для работы в пусковой и предостановочный периоды они оборудуются одновременно системой легкого топлива. Прием топлива осуществляется в соответствующие запасные цистерны легкого и тяжелого топлива с палуб по трубопроводу через фильтр; в случае их переполнения по переливной трубе топливо переливается в переливную цистерну. Для хранения топлива могут использоваться топливобалластные замещаемые танки. Использование топлив средней и высокой вязкости требует установки в цистернах змеевиков парового подогрева общего или местного типа или оборудования для так называемого струйного подогрева в цистерне; во втором случае в районе расходного патрубка предусмотрены паровые змеевики для местного подогрева топлива.
Для предварительной очистки топлива от воды и механических примесей в системе предусматриваются отстойные цистерны. На отдельных судах отстойные цистерны отсутствуют, их функции выполняют сепараторы. Система сепарации включает: сами сепараторы и приемные фильтры; автономные или навешенные на сепаратор насосы; подогреватели топлива; нагнетательные насосы, направляющие сепарированное топливо в расходные цистерны отдельно для тяжелого и дизельного топлива. Перед поступлением в сепаратор топливо проходит через паровой подогреватель. Для сепарации тяжелого топлива используют самоочищающиеся сепараторы (не менее двух), работающие в автоматическом режиме. Сепараторы можно подключать параллельно или последовательно. Дизельное топливо перед сепарацией не подогревают. Отходы сепарации направляются в цистерну, откуда насосом откачиваются через палубу на сборник отходов масла, топлива и шлама или в мусоросжигательную печь (инсинератор). Допускается применение вместо сепараторов специальных фильтров, отделяющих механические примеси и воду с такой же эффективностью. В последнее время предлагается перед подачей топлива в фильтры подвергать его гомогенизации. Для этого топливо из отстойной цистерны направляют в гомогенизатор, где происходит разрушение асфальтосмолистых образований. На отечественных судах гомогенизация топлива пока не получила широкого распространения.
На рис. 82 показана структурная схема системы поступления топлива в ГД от клапанных коробок 1 бункерных цистерн до трубопровода 15 к топливным насосам высокого давления. Участок подачи топлива в ГД включает: топливоперекачивающий насос 2; подогреватели 3, 5; сепаратор 4; расходную цистерну 7; смесительную колонку 8; фильтры грубой 6 и тонкой 12 очистки; перепускные клапаны 10; топливоподкачивающие насосы 9. Подогрев топлива перед подачей в ТНВД обеспечивает заданную вязкость топлива с помощью прибора, называемого вискозиметром 13, который измеряет и регулирует вязкость, изменяя количество пара, подаваемого в подогреватель 11. При переводе ГД с одного сорта топлива на другой цистерна 8 выполняет роль смесительной емкости, чем обеспечивается плавное изменение вязкости топлива, поступающего в ГД из расходной цистерны дизельного топлива по трубопроводу 14.
Рис. 82. Система подготовки и подачи топлива к главному двигателю
- И.А. Бурмака, а.В. Кирис, н.А. Козьминых Судовые энергетические установки и электрооборудование судов
- Оглавление
- 4. Судовые паровые и газовые турбины 60
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы 64
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод 115
- 7. Судовое электрооборудование 131
- Список литературы 138
- Введение
- 1. Теоретические основы работы тепловых двигателей
- 1.1. Преобразование энергии в тепловых двигателях. Рабочее тело
- 1.2. Законы термодинамики
- 1.3. Параметры и процессы изменения состояния рабочего тела
- 1.4. Циклы двигателей внутреннего сгорания
- 1.5. Цикл Карно. Анализ влияния характеристик циклов двс на их кпд
- 1.6. Схема работы и цикл простейшей газотурбинной установки (гту)
- 1.7. Схема работы и цикл трехступенчатого компрессора
- 1.8. Парообразование в судовых котлах
- 1.9. Схема работы и цикл и простейшей паротурбинной установки
- 1.10. Основные понятия теплопередачи
- 2. Судовое пароэнергетическое оборудование
- 2.1. Классификация и показатели работы котельных установок
- 2.2. Газотрубные котлы
- 2.3. Принцип работы водотрубного котла
- 2.4. Вертикальный водотрубный парогенератор с естественной циркуляцией
- 2.5. Вспомогательные водотрубные котлы с принудительной циркуляцией
- 2.6. Водный режим паровых котлов
- 2.7. Топливо и его свойства
- 2.8. Топочные устройства
- 2.9. Тягодутьевые устройства
- 3. Судовые двигатели внутреннего сгорания
- 3.1. Устройство двигателя внутреннего сгорания (двс)
- 3.2. Классификация и маркировка двс
- 3.3. Принцип действия четырехтактных двс
- 3.4. Газораспределение четырехтактных дизелей
- 3.5. Принцип действия двухтактных дизелей
- 3.6. Индикаторные показатели работы двс
- 3.7. Эффективные показатели двс
- 3.8. Сравнение двух– и четырехтактных дизелей
- 3.9. Пути повышения мощности двс
- 3.10. Наддув дизелей
- 3.11. Газораспределение и продувка двухтактных дизелей
- 3.12. Образование горючей смеси в дизелях
- 3.13. Утилизация теплоты на морских судах
- 4. Судовые паровые и газовые турбины
- 4.1. Принцип действия паровых турбин
- 4.2. Активные и реактивные паровые турбины
- 4.3. Многоступенчатые турбины
- 4.4. Газовые турбины
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы
- 5.1. Назначение и классификация теплообменных аппаратов
- 5.2. Основы расчета теплообменных аппаратов
- 5.3. Конструкции теплообменных аппаратов
- 5.4. Назначение и классификация судовых холодильных установок
- 5.5. Схемы работы судовых холодильных установок Одноступенчатая холодильная установка
- Холодильные установки судов для перевозки сжиженных газов
- Конструкции элементов холодильной установки
- 5.6. Общие сведения о судовых насосах и их классификация
- 5.7. Насосы объемного принципа действия
- 5.7.1. Поршневые насосы
- 5.7.2. Роторные насосы
- 5.8. Насосы гидродинамического действия
- 5.8.1. Центробежные насосы
- 5.8.2. Осевые насосы
- 5.8.3. Струйные насосы
- 5.9. Судовые палубные механизмы и устройства
- 5.9.1. Якорные и швартовные устройства
- 5.9.2. Грузовые устройства и люковые закрытия
- 5.10. Судовые рулевые машины
- 5.10.1. Назначение рулевых машин и требования к ним
- 5.10.2. Электрогидравлические рулевые машины
- 5.10.3. Телепередачи рулевых машин
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод
- 6.1. Система смазки
- 6.2. Система охлаждения
- 6.3. Топливная система
- 6.4. Система сжатого воздуха
- 6.5. Система газовыпуска
- 6.6. Осушительная, балластная и противопожарная системы
- 6.7. Система вентиляции и кондиционирования воздуха
- 6.8. Система отопления
- 6.9. Передачи
- 6.9.1. Механические передачи
- 6.9.2. Электропередачи
- 6.9.3. Гидродинамические муфты
- 6.10. Валопровод
- 6.10.1. Назначение и устройство валопровода
- 6.10.2. Особенности работы валопровода
- 7. Судовое электрооборудование
- 7.1. Требования к судовому электрооборудованию
- 7.2. Гребные электрические установки
- Список литературы
- Суднові енергетичні установки та електрообладнання суден
- 65029, М. Одеса, Дідріхсона,8, корп.7