1.8. Парообразование в судовых котлах
Парообразованием называется превращение вещества из жидкого состояния в газообразное.
Из повседневного опыта известно, что жидкость в открытом сосуде постепенно испаряется. Испарением называется такое парообразование, которое происходит всегда и при любой температуре.
Механизм этого явления заключается в том, что отдельные молекулы, обладающие наибольшей скоростью, преодолевая поверхностное натяжение, вылетают за поверхность раздела. Если сосуд открыт, то путем диффузии и перемешивания пар распространяется в окружающую среду. Если сосуд закрыт, количество молекул пара над жидкостью остается постоянным за счет динамического равновесия между молекулами испаряющимися и конденсирующимися.
Пар, находящийся в равновесии с жидкостью, называется насыщенным. Если, не меняя температуры, изменить объем над жидкостью, то концентрация молекул изменится, динамическое равновесие нарушится. Для его восстановления неизбежно произойдет либо испарение, либо конденсация. В итоге восстановится прежнее давление насыщенного пара.
При заданной температуре давление насыщенного пара (давление насыщения) имеет одну и ту же строго определенную величину. Чем выше температура, при которой испаряется жидкость, тем выше давление насыщенного пара.
Превращение жидкости в пар требует подвода тепла. В противном случае температура жидкости понижалась бы. Интенсивный подвод тепла вызывает парообразование. В этом случае процесс испарения называют кипением.
При кипении, как и при испарении, температура кипения однозначно определяется давлением. Температура кипения – это та температура, при которой давление насыщенного пара равно внешнему давлению.
Все рабочие тела, меняя свое агрегатное состояние, проходят три стадии парообразования и меняют свой удельный объем (вода – пар – перегретый пар). Изменение объема происходит до критической точки, параметры которой следующие: ркр = 225,05 атм, to = 374,15oС, v = 0,0031 м3/кг.
Эти же стадии парообразования рабочее тело проходит при работе судового парового котла, причем первая стадия обеспечивается работой экономайзеров котла (подогрев воды до температуры кипения), вторая – парогенерирующими или кипятильными трубами, а третья – змеевиками пароперегревателя (перегрев пара).
- И.А. Бурмака, а.В. Кирис, н.А. Козьминых Судовые энергетические установки и электрооборудование судов
- Оглавление
- 4. Судовые паровые и газовые турбины 60
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы 64
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод 115
- 7. Судовое электрооборудование 131
- Список литературы 138
- Введение
- 1. Теоретические основы работы тепловых двигателей
- 1.1. Преобразование энергии в тепловых двигателях. Рабочее тело
- 1.2. Законы термодинамики
- 1.3. Параметры и процессы изменения состояния рабочего тела
- 1.4. Циклы двигателей внутреннего сгорания
- 1.5. Цикл Карно. Анализ влияния характеристик циклов двс на их кпд
- 1.6. Схема работы и цикл простейшей газотурбинной установки (гту)
- 1.7. Схема работы и цикл трехступенчатого компрессора
- 1.8. Парообразование в судовых котлах
- 1.9. Схема работы и цикл и простейшей паротурбинной установки
- 1.10. Основные понятия теплопередачи
- 2. Судовое пароэнергетическое оборудование
- 2.1. Классификация и показатели работы котельных установок
- 2.2. Газотрубные котлы
- 2.3. Принцип работы водотрубного котла
- 2.4. Вертикальный водотрубный парогенератор с естественной циркуляцией
- 2.5. Вспомогательные водотрубные котлы с принудительной циркуляцией
- 2.6. Водный режим паровых котлов
- 2.7. Топливо и его свойства
- 2.8. Топочные устройства
- 2.9. Тягодутьевые устройства
- 3. Судовые двигатели внутреннего сгорания
- 3.1. Устройство двигателя внутреннего сгорания (двс)
- 3.2. Классификация и маркировка двс
- 3.3. Принцип действия четырехтактных двс
- 3.4. Газораспределение четырехтактных дизелей
- 3.5. Принцип действия двухтактных дизелей
- 3.6. Индикаторные показатели работы двс
- 3.7. Эффективные показатели двс
- 3.8. Сравнение двух– и четырехтактных дизелей
- 3.9. Пути повышения мощности двс
- 3.10. Наддув дизелей
- 3.11. Газораспределение и продувка двухтактных дизелей
- 3.12. Образование горючей смеси в дизелях
- 3.13. Утилизация теплоты на морских судах
- 4. Судовые паровые и газовые турбины
- 4.1. Принцип действия паровых турбин
- 4.2. Активные и реактивные паровые турбины
- 4.3. Многоступенчатые турбины
- 4.4. Газовые турбины
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы
- 5.1. Назначение и классификация теплообменных аппаратов
- 5.2. Основы расчета теплообменных аппаратов
- 5.3. Конструкции теплообменных аппаратов
- 5.4. Назначение и классификация судовых холодильных установок
- 5.5. Схемы работы судовых холодильных установок Одноступенчатая холодильная установка
- Холодильные установки судов для перевозки сжиженных газов
- Конструкции элементов холодильной установки
- 5.6. Общие сведения о судовых насосах и их классификация
- 5.7. Насосы объемного принципа действия
- 5.7.1. Поршневые насосы
- 5.7.2. Роторные насосы
- 5.8. Насосы гидродинамического действия
- 5.8.1. Центробежные насосы
- 5.8.2. Осевые насосы
- 5.8.3. Струйные насосы
- 5.9. Судовые палубные механизмы и устройства
- 5.9.1. Якорные и швартовные устройства
- 5.9.2. Грузовые устройства и люковые закрытия
- 5.10. Судовые рулевые машины
- 5.10.1. Назначение рулевых машин и требования к ним
- 5.10.2. Электрогидравлические рулевые машины
- 5.10.3. Телепередачи рулевых машин
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод
- 6.1. Система смазки
- 6.2. Система охлаждения
- 6.3. Топливная система
- 6.4. Система сжатого воздуха
- 6.5. Система газовыпуска
- 6.6. Осушительная, балластная и противопожарная системы
- 6.7. Система вентиляции и кондиционирования воздуха
- 6.8. Система отопления
- 6.9. Передачи
- 6.9.1. Механические передачи
- 6.9.2. Электропередачи
- 6.9.3. Гидродинамические муфты
- 6.10. Валопровод
- 6.10.1. Назначение и устройство валопровода
- 6.10.2. Особенности работы валопровода
- 7. Судовое электрооборудование
- 7.1. Требования к судовому электрооборудованию
- 7.2. Гребные электрические установки
- Список литературы
- Суднові енергетичні установки та електрообладнання суден
- 65029, М. Одеса, Дідріхсона,8, корп.7