logo
СЭУ-последний Кирис Учебное пособие

5.6. Общие сведения о судовых насосах и их классификация

На судне в любое время происходит перемещение различных жидкостей в трубопроводах судовых систем. В состав каждой системы входят насосы, трубопроводы, клапаны и арматура.

Насос — это механизм, предназначенный для подъема жидкости с нижнего уровня на верхний или для придания жидкости некоторого количества энергии, в результате чего обеспечивается движение жидкости и/или повышается ее давление.

На судах насосы с их системами трубопроводов включают в себя насос, всасывающий и нагнетательный участки трубопровода. Система служит для того, чтобы в какой-то точке создать положительное давление или напор для нагнетания жидкости. Энергия, вырабатываемая насосом, тратится на создание этого напора и на потери при движении жидкости.

По назначению различают насосы:

– трюмных систем судна;

– обеспечивающие эксплуатацию энергетической установки;

– аварийно-спасательных систем;

– обеспечивающие санитарно-бытовые нужды;

– грузовых систем наливных судов;

– специальных судовых систем.

К первой группе относятся трюмно-осушительные и балластные насосы.

Трюмно-осушительные насосы предназначены для удаления воды и других жидкостей из осушительных колодцев грузовых трюмов, льял машинно-котельного отделения и коридора гребного вала.

Балластные насосы служат для заполнения и опорожнения балластных танков. В ряде случаев балластные насосы могут использоваться как резервные пожарные и санитарные.

Процессы подачи воды, топлива и масла, откачки, прокачивания и нагнетания, обеспечивающие работу судовой энергетической установки, осуществляются соответствующими насосами, которые можно объединить во вторую группу.

Неотъемлемой частью судна являются спасательные системы, обеспечивающие безопасность. Эти системы обслуживаются водоотливными и пожарными насосами. В качестве водоотливных спасательных насосов на морских транспортных судах используются все насосы трюмных систем, циркуляционные охлаждающие и пожарные.

Насосы, входящие в противопожарную систему водотушения, должны обеспечить необходимые напор и подачу для создания мощных водяных струй. Кроме того эти насосы используются для скатки палуб судна, мойки якорей и якорных цепей.

Комфортные условия для судового экипажа в значительной мере определяются санитарно-бытовыми системами. Действие этих систем обеспечивается санитарными насосами, подающими пресную или забортную воду в санузлы, насосами мытьевой пресной воды. К этой же группе можно отнести насосы питьевой воды и насосы фановых систем.

Группу мощных судовых насосов составляют грузовые насосы наливных судов. Эти насосы обеспечивают проведение грузовых операций.

Универсальные наливные суда, предназначенные для перевозки различных жидких грузов оборудованы специальными зачистными системами, в состав которых входят соответствующие насосы.

На специальных и некоторых транспортных судах часто предусмотрены некоторые дополнительные системы, в состав которых входят насосы их обслуживающие. К таким системам относятся противокренные, системы ограничения качки, системы орошения специальных трюмов и некоторые другие.

По принципу действия насосы подразделяются следующим образом:

– объемного действия;

– гидродинамического действия;

– струйные.

К насосам объемного действия относятся поршневые насосы, в которых возвратно-поступательное движение поршня обеспечивает подачу жидкости в нагнетательный трубопровод, роторные, винтовые, шестеренные и пластинчатые насосы, работающие по принципу изменения объема рабочей полости насоса, что обеспечивает повышение давления жидкости и ее вытеснение в нагнетательный трубопровод.

К насосам гидродинамического действия относятся лопастные насосы. В этих насосах в качестве рабочего органа применяется вращающееся колесо, снабженное лопастями. Лопасти передают жидкости энергию и направляют поток. По направлению потока жидкости такие насосы можно разделить на центробежные и осевые. К этой же группе относятся и вихревые насосы.

У струйных насосов энергия подводится вместе с потоком рабочей жидкости или пара. При этом потенциальная энергия рабочего потока в сопле преобразуется в кинетическую. Рабочий поток поступает во всасывающую камеру аппарата с высокой скоростью и увлекает (подсасывает) жидкость или газ из этой камеры. Через диффузор смешанный поток направляется в нагнетательный трубопровод.