logo search
СЭУ-последний Кирис Учебное пособие

5.9.2. Грузовые устройства и люковые закрытия

Для проведения грузовых операций на судах используются грузовые устройства и механизмы, к которым относятся грузовые лебедки и краны.

Грузовые лебедки, как правило, используются вместе с грузовыми стрелами и по своему устройству сходны со швартовными лебедками. Крутящий момент электродвигателя передается через редуктор на вал грузового барабана. Турачка используется для управления через топенант (канат закрепленный на ноке грузовой стрелы) вылетом грузовой стрелы. Для обеспечения торможения грузовой системы при отсутствии питания электродвигателя или при наличии неисправностей в системе, лебедка снабжена тормозом. Грузовое устройство, состоящее из грузовых лебедок и стрел, требует больших затрат времени на вооружение стрел оснасткой и подготовку к проведению работ.

На современных судах в качестве грузовых устройств преимущественно устанавливаются краны. Основное достоинство кранов в возможности практически немедленного использования для проведения грузовых работ. Кран обслуживает один оператор. Благодаря использованию двухскоростных электродвигателей обеспечиваются высокие скорости перемещения грузов.

При проведении перегрузочных операций, в зависимости от типа груза могут использоваться различные навесные приспособления, например, для генеральных грузов используются гаки, а для сыпучих – грейфера.

Грузовой стреловой кран показан на рис. 71.

Кран размещен на специальной поворотной круговой платформе между трюмами. Для обеспечения движения гака в трех плоскостях на кране установлены механизмы изменения вылета грузовой стрелы, подъема груза и поворота крана.

Из кабины обеспечен хороший обзор, позволяющий крановщику выполнять операции по перемещению груза. Кран приподнят на поворотной платформе над трюмом. Для погрузки отдельных тяжеловесных грузов может быть предусмотрена система, обеспечивающая синхронную работу двух кранов под управлением одного оператора.

Рис. 71. Грузовой стреловой кран:

1– механизм поворота, 2– платформа, 3– механизм изменения вылета стрелы,

4– кабина, 5– стрела.

Приводные двигатели кранов могут быть гидравлическими и электрическими.

Для герметизации люковых пространств применяются люковые закрытия.

Универсальные стальные люковые закрытия состоят из ряда механически соединенных между собой стальных секций. Люковое закрытия типа "Мак-Грегор" для люков верхних палуб показано на рис. 72.

Рис. 72. Люковое закрытие типа “Мак-Грегор”:

1– цепи для соединения секций, 2– ролик, 3– комингс люка, 4– пульт управления, 5– люковая секция.

Секция 5 перемещается на роликах 2 вдоль направляющих, расположенных на комингсе люка 3.

Отдельные секции соединены между собой цепями 1. Секции сдвигаются к стойкам и, благодаря этому, устанавливаются в вертикальное положение. Открытие и закрытие крышки трюма производится с помощью гидропривода. Люковые закрытия также могут закрываться от усилия, которое создается с помощью грузового крана или лебедки. Водонепроницаемость обеспечивается благодаря установке прокладок в местах соединения секций. Уплотнение достигается поджатием крышки к комингсу специальными ручными или автоматическими захватами.

Люковое закрытие твиндека, расположенного ниже главной палубы, показано на рис. 73.

Рис. 73. Люковое закрытие твиндека:

1– гидроцилиндр, 2– секционная пара, 3– пульт управления, 4– силовая электрическая цепь

Открытие и закрытие обеспечивается гидроприводом. Гидроцилиндр 1 приподнимает пару секций 2. Управляющее устройство 3 и электрический щит 4 располагаются в непосредственной близости от закрытия. При необходимости люковое закрытие может быть открыто вспомогательными средствами.

Люковые закрытия рассмотренных выше типов просты в эксплуатации, для обеспечения их надежного действия достаточно проводить регулярные профилактические осмотры и текущий ремонт оборудования. При этом особое внимание следует обращать на состояние уплотняющих прокладок и трубопроводов гидропривода.