logo search
СЭУ-последний Кирис Учебное пособие

6.2. Система охлаждения

Для охлаждения современных судовых дизелей применяют исключитель­но замкнутые системы охлаждения пресной водой, т.е. вода в них циркулирует по замкнутому контуру. В процессе охлаждения деталей дизелей (цилиндровых втулок, крышек и поршней) вода нагревается, поэтому для поддержания необ­ходимого температурного режима ее пропускают через охладитель, прокачи­ваемый забортной водой. В связи с этим в дизельных установках предусмотре­на система забортной охлаждающей воды наряду с системой пресной воды.

На рис. 80 показана принципиальная схема системы пресной охлаждаю­щей воды ГД. Сплошные линии показывают контур охлаждения пресной водой цилиндров, крышек, турбокомпрессора и форсунок; штриховые линии – контур системы охлаждения поршней.

Циркуляцию воды в системе по отводному трубопроводу 18 обеспечивает главный насос 21 пресной воды или резервный насос 22. Система охлаждения вспомогательных двигателей 11 объединена с системой охлаждения ГД. По­этому на ходу судна двигатели 11 охлаждаются пресной водой, подаваемой главным насосом 21, а для охлаждения на стоянке используют портовый насос 20. Пресную воду охлаждают в двух водоохладителях 17. Температура охлаж­дающей воды регулируется автоматически с помощью терморегулирующего клапана, установленного на обводном трубопроводе 19; для вспомогательных двигателей с этой целью используют трубопровод 12. Для охлаждения ГД 9 и турбокомпрессора 10 пресная вода, пройдя через охладители, поступает по двум параллельным трубопроводам 14 и 15.

Рис. 80. Система пресной охлаждающей воды

Выходящая из ГД вода поступает в вакуумный испаритель 2. Расшири­тельная цистерна 1, установленная выше ГД, соединяется с системой в двух или трех точках трубопроводами 23, 24, 25. Расширительная цистерна служит для компенсации расширения и утечек воды в системе и для удаления воздушных и паровых пузырьков. Главный двигатель прогревают перед пуском горячей во­дой от системы охлаждения вспомогательного двигателя, направляя по трубо­проводам 13–16.

Для охлаждения форсунок используют автономную систему, в состав ко­торой входят: отстойная цистерна 7; два циркуляционных насоса 6; теплооб­менник 8. В автономную систему охлаждения поршней пресной водой входят: отстойная цистерна 5, снабженная каскадным фильтром для отделения масла, попадающего в систему из телескопических устройств; два циркуляционных насоса 4; два водоохладителя 3.

Назначением систем забортной воды является охлаждение пресной ох­лаждающей воды, наддувочного воздуха, смазочного масла и топлива, исполь­зуемых для понижения температуры нагретых деталей двигателей и механиз­мовсудовой энергетической установки.

Рис. 81. Система заборной охлаждающей воды

На рис. 81 показана система забортной охлаждающей воды. Для повы­шения начальной температуры забортной воды, поступающей в систему, пол­ностью вода за борт не сливается, а часть ее по рециркуляционному трубопро­воду 4 возвращается в кингстонный ящик (донный 9 или бортовой 11), находя­щийся в действии в соответствии с положением открывающихся кингстонных клапанов 10 и 12. Через фильтр 8 забортная вода поступает в систему. Парал­лельно охладителям масла 1, воздуха 2 и пресной воды 17 ГД забортная вода по трубе 3 направляется к вспомогательным двигателям, опреснительной установ­ке 13, компрессорам 14, конденсатору 15 вспомогательной котельной установ­ки, к охладителю топлива 16, рефрижераторной установке, подшипникам гребного вала и дейдвуда и другим возможным потребителям, после охлажде­ния которых она сливается за борт. Иногда некоторые потребители имеют свои насосы забортной воды 5 и 6 или прокачиваются портовым насосом 7, для чего в системе предусмотрены соответствующие устройства переключения.