6.1. Система смазки
Система смазки служит для подачи масла к узлам и деталям главного двигателя (ГД), работающим в условиях трения. Она обеспечивает прием и хранение масла, очистку его от воды и механических примесей в фильтрах и сепараторах, охлаждение в маслоохладителях. В дизельных установках в зависимости от типа дизеля и его мощности используют масляные циркуляционные системы с «мокрым» или «сухим» картером.
Система с «мокрым» картером применяется в ВОД малой и средней мощности. В этой системе поддон картера дизеля используется в качестве циркуляционной масляной цистерны, из которой масло поступает в систему через фильтр и охладитель.
Пример масляной системы с «сухим» картером представлен на рис. 79. В таких системах масло самотеком сливается в циркуляционные цистерны, размещенные под двигателем. Масло, собирающееся в нижней части картера ГД 5 после смазывания и охлаждения подшипников, направляется в одну из циркуляционных цистерн 17. Смазываются подшипники по схеме: один из циркуляционных насосов 14 подает масло через приемный фильтр 18 из цистерн 17 через фильтр 13, маслоохладитель 12 и дроссельный клапан 8 на смазываемые подшипники.
Рис. 79. Смазочная система МОД с «сухим» картером
На охлаждение поршней масло поступает по трубопроводу 7. Блок масляных фильтров 12 очищается автоматически, при этом грязное масло стекает в сточную цистерну 15, а чистое – в циркуляционную. Протечки масла из сальников штоков ГД, поддонов фильтров и шахтных масляных цистерн сливают в цистерну 16 сбора протечек масла. Вентиляция картера ГД обеспечивается воздушной трубой с сапуном 19 и эжекционной головкой 4. Масло из циркуляционных цистерн 17 и цистерны 16 направляется в сепаратор 28 через фильтр 25 насосами 26 и 29. Насосы 6 (лубрикаторы) подают автоматически цилиндровое масло на смазывание цилиндровых втулок из расходной цистерны 9. Из запасной цистерны цилиндрового масла 11 ручным масляным насосом 10 масло подается в расходную цистерну цилиндрового масла.
Для смазывания подшипников турбокомпрессора используют автономную систему, работа которой полностью автоматизирована. Один из насосов 22 принимает масло из сточно-циркуляционной цистерны 20 и подает его через фильтр 23 и маслоохладитель 24 в напорную цистерну 2, расположенную на 7–10 м выше турбокомпрессора. Из напорной цистерны масло самотеком поступает к подшипникам турбокомпрессора и от них сливается обратно в цистерну.
Схема обеспечивает непрерывную сепарацию масла, перед этим оно подогревается в паровом подогревателе 27, отходы сепарации удаляются в цистерну 21. Запас циркуляционного масла находится в цистерне 1. Напорная цистерна обеспечивает смазывание подшипников при кратковременном обесточивании судна или прекращении подачи масла от насосов по другим причинам. При переполнении цистерны масло сливается в сточную цистерну 20 по переливному трубопроводу 3.
- И.А. Бурмака, а.В. Кирис, н.А. Козьминых Судовые энергетические установки и электрооборудование судов
- Оглавление
- 4. Судовые паровые и газовые турбины 60
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы 64
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод 115
- 7. Судовое электрооборудование 131
- Список литературы 138
- Введение
- 1. Теоретические основы работы тепловых двигателей
- 1.1. Преобразование энергии в тепловых двигателях. Рабочее тело
- 1.2. Законы термодинамики
- 1.3. Параметры и процессы изменения состояния рабочего тела
- 1.4. Циклы двигателей внутреннего сгорания
- 1.5. Цикл Карно. Анализ влияния характеристик циклов двс на их кпд
- 1.6. Схема работы и цикл простейшей газотурбинной установки (гту)
- 1.7. Схема работы и цикл трехступенчатого компрессора
- 1.8. Парообразование в судовых котлах
- 1.9. Схема работы и цикл и простейшей паротурбинной установки
- 1.10. Основные понятия теплопередачи
- 2. Судовое пароэнергетическое оборудование
- 2.1. Классификация и показатели работы котельных установок
- 2.2. Газотрубные котлы
- 2.3. Принцип работы водотрубного котла
- 2.4. Вертикальный водотрубный парогенератор с естественной циркуляцией
- 2.5. Вспомогательные водотрубные котлы с принудительной циркуляцией
- 2.6. Водный режим паровых котлов
- 2.7. Топливо и его свойства
- 2.8. Топочные устройства
- 2.9. Тягодутьевые устройства
- 3. Судовые двигатели внутреннего сгорания
- 3.1. Устройство двигателя внутреннего сгорания (двс)
- 3.2. Классификация и маркировка двс
- 3.3. Принцип действия четырехтактных двс
- 3.4. Газораспределение четырехтактных дизелей
- 3.5. Принцип действия двухтактных дизелей
- 3.6. Индикаторные показатели работы двс
- 3.7. Эффективные показатели двс
- 3.8. Сравнение двух– и четырехтактных дизелей
- 3.9. Пути повышения мощности двс
- 3.10. Наддув дизелей
- 3.11. Газораспределение и продувка двухтактных дизелей
- 3.12. Образование горючей смеси в дизелях
- 3.13. Утилизация теплоты на морских судах
- 4. Судовые паровые и газовые турбины
- 4.1. Принцип действия паровых турбин
- 4.2. Активные и реактивные паровые турбины
- 4.3. Многоступенчатые турбины
- 4.4. Газовые турбины
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы
- 5.1. Назначение и классификация теплообменных аппаратов
- 5.2. Основы расчета теплообменных аппаратов
- 5.3. Конструкции теплообменных аппаратов
- 5.4. Назначение и классификация судовых холодильных установок
- 5.5. Схемы работы судовых холодильных установок Одноступенчатая холодильная установка
- Холодильные установки судов для перевозки сжиженных газов
- Конструкции элементов холодильной установки
- 5.6. Общие сведения о судовых насосах и их классификация
- 5.7. Насосы объемного принципа действия
- 5.7.1. Поршневые насосы
- 5.7.2. Роторные насосы
- 5.8. Насосы гидродинамического действия
- 5.8.1. Центробежные насосы
- 5.8.2. Осевые насосы
- 5.8.3. Струйные насосы
- 5.9. Судовые палубные механизмы и устройства
- 5.9.1. Якорные и швартовные устройства
- 5.9.2. Грузовые устройства и люковые закрытия
- 5.10. Судовые рулевые машины
- 5.10.1. Назначение рулевых машин и требования к ним
- 5.10.2. Электрогидравлические рулевые машины
- 5.10.3. Телепередачи рулевых машин
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод
- 6.1. Система смазки
- 6.2. Система охлаждения
- 6.3. Топливная система
- 6.4. Система сжатого воздуха
- 6.5. Система газовыпуска
- 6.6. Осушительная, балластная и противопожарная системы
- 6.7. Система вентиляции и кондиционирования воздуха
- 6.8. Система отопления
- 6.9. Передачи
- 6.9.1. Механические передачи
- 6.9.2. Электропередачи
- 6.9.3. Гидродинамические муфты
- 6.10. Валопровод
- 6.10.1. Назначение и устройство валопровода
- 6.10.2. Особенности работы валопровода
- 7. Судовое электрооборудование
- 7.1. Требования к судовому электрооборудованию
- 7.2. Гребные электрические установки
- Список литературы
- Суднові енергетичні установки та електрообладнання суден
- 65029, М. Одеса, Дідріхсона,8, корп.7