logo search
СЭУ-последний Кирис Учебное пособие

6.1. Система смазки

Система смазки служит для подачи масла к узлам и деталям главного двигателя (ГД), работающим в условиях трения. Она обеспечивает прием и хра­нение масла, очистку его от воды и механических примесей в фильтрах и сепа­раторах, охлаждение в маслоохладителях. В дизельных установках в зависимо­сти от типа дизеля и его мощности используют масляные циркуляционные сис­темы с «мокрым» или «сухим» картером.

Система с «мокрым» картером применяется в ВОД малой и средней мощности. В этой системе поддон картера дизеля используется в качестве цир­куляционной масляной цистерны, из которой масло поступает в систему через фильтр и охладитель.

Пример масляной системы с «сухим» картером представлен на рис. 79. В таких системах масло самотеком сливается в циркуляционные цистерны, раз­мещенные под двигателем. Масло, собирающееся в нижней части картера ГД 5 после смазывания и охлаждения подшипников, направляется в одну из цирку­ляционных цистерн 17. Смазываются подшипники по схеме: один из циркуля­ционных насосов 14 подает масло через приемный фильтр 18 из цистерн 17 че­рез фильтр 13, маслоохладитель 12 и дроссельный клапан 8 на смазываемые подшипники.

Рис. 79. Смазочная система МОД с «сухим» картером

На охлаждение поршней масло поступает по трубопроводу 7. Блок мас­ляных фильтров 12 очищается автоматически, при этом грязное масло стекает в сточную цистерну 15, а чистое – в циркуляционную. Протечки масла из саль­ников штоков ГД, поддонов фильтров и шахтных масляных цистерн сливают в цистерну 16 сбора протечек масла. Вентиляция картера ГД обеспечивается воз­душной трубой с сапуном 19 и эжекционной головкой 4. Масло из циркуляци­онных цистерн 17 и цистерны 16 направляется в сепаратор 28 через фильтр 25 насосами 26 и 29. Насосы 6 (лубрикаторы) подают автоматически цилиндровое масло на смазывание цилиндровых втулок из расходной цистерны 9. Из запас­ной цистерны цилиндрового масла 11 ручным масляным насосом 10 масло по­дается в расходную цистерну цилиндрового масла.

Для смазывания подшипников турбокомпрессора используют автономную систему, работа которой полностью автоматизирована. Один из насосов 22 при­нимает масло из сточно-циркуляционной цистерны 20 и подает его через фильтр 23 и маслоохладитель 24 в напорную цистерну 2, расположенную на 7–10 м вы­ше турбокомпрессора. Из напорной цистерны масло самотеком поступает к подшипникам турбокомпрессора и от них сливается обратно в цистерну.

Схема обеспечивает непрерывную сепарацию масла, перед этим оно по­догревается в паровом подогревателе 27, отходы сепарации удаляются в цис­терну 21. Запас циркуляционного масла находится в цистерне 1. Напорная цис­терна обеспечивает смазывание подшипников при кратковременном обесточи­вании судна или прекращении подачи масла от насосов по другим причинам. При переполнении цистерны масло сливается в сточную цистерну 20 по пере­ливному трубопроводу 3.