5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
В тормозных системах с гидравлическим приводом применяют тормозные жидкости, которые можно разделить на две группы в зависимости от состава:
Спиртокасторовые жидкости.
Жидкости гликолевого основания.
Спиртокасторовые жидкости представляют собой смесь касторового масла со спиртами: бутанолом (БСК), этанолом (ЭСК) и изопентанолом (АСК).
Широкое распространение до недавнего времени имела жидкость, состоящая из 50% бутанола (бутилового спирта) и 50% касторового масла. В жидкость добавлен краситель характерного красного цвета, из-за чего многие водители называют жидкость БСК – «красная».
Жидкость БСК обладает очень хорошими противоизносными свойствами. Ядовита. В области отрицательных температур обладает крутой вязкостно-температурной зависимостью. При повышенных температурах происходит интенсивное испарение бутанола. При длительном воздействии на жидкость температур ниже минус 20 С наблюдается интенсивное вымерзание касторового масла, что может привести к выходу из строя гидроприводов тормозов.
В настоящее время жидкость БСК выпускается, имеется в продаже, но считается устаревшей и находит ограниченное применение.
Жидкости гликолевого основания «Нева», «Томь», «Роса» более перспективны и в большей мере отвечают требованиям к тормозным жидкостям.
Жидкости «Нева» и «Томь» изготавливают на основе этилкарбитола с добавлением антикоррозионных, противоизносных (перемещение поршеньков) и антиокислительных присадок. Жидкости имеют температуры кипения около 200 С, хорошие температурно-вязкостные свойства. Ядовиты.
Наиболее перспективной тормозной жидкостью, удовлетворяющей современным требованиям, является жидкость «Роса». Это высокотемпе-ратурная гидротормозная жидкость на основе борсодержащих полиэфиров. В жидкость введены антиокислительная и антикоррозионная присадки.
Гликолевые жидкости ядовиты. Они предназначены для применения в широком интервале температур окружающей среды: от минус 50 С до 50 С. Полностью взаимозаменяемы и совместимы.
Показатели качества перечисленных жидкостей представлены в табл. 5.9.
Таблица 5.9
Характеристики тормозных жидкостей
Показатель | «Томь» | «Нева» | «Роса» | БСК |
Внешний вид | Прозрачная однородная жидкость от светло-желтого до темно-желтого цвета, без осадка. Допускается слабая опалесценция | |||
Кинематическая вязкость, мм2/с: при 50 С, не менее при 100 С, не менее при –40 С, не более |
5,0 2,0 1500 |
5,0 2,0 1500 |
5,0 2,0 1700 |
9,0 5,5 (70 С)
|
Низкотемпературные свойства: Внешний вид после выдержки (6 ч, –50 С) |
Прозрачная жидкость без расслоения и осадка | |||
Время прохождения пузырька воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, с, не более |
35 |
35 |
20 |
– |
Температура кипения, С, не ниже |
205/160 |
190/145 |
260/165 |
115 |
Содержание механических примесей, % |
Отсутствие | |||
рН | 7,0–11,5 | 7–11,5 | 7,0–11,5 | 6 |
Взаимодействие с металлами: изменение массы пластинок, мг/см2, не более: белая жесть сталь 10 алюминиевый сплав Д-16 чугун СЧ 18-36 латунь Л-62 медь М-1 |
0,1 0,1 0,1 0,1 0,4 0,4 |
0,2 0,2 0,1 0,2 0,5 0,5 |
0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 0,4 |
0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 0,4 |
Воздействие на резину, %: Изменение объёма резины марки 7-2462 при 70 С то же, марки 51-1524 при 120 С изменение предела прочности резины марки 51-1524, %, не более |
2–10
2–10 20 |
2–10
2–10 25 |
–
– – |
5–10
– – |
*в знаменателе показана температура кипения «увлажнённой» жидкости
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II