4.3. Основные марки пластичных смазок
Примером смазок общего назначения, являются солидол С, пресс-солидол С, графитная УСс-А, жировая 1-13. Солидолы и графитную смазку готовят на кальциевых мылах. Они водостойки, стабильны при хранении, имеют хорошую коллоидную стабильность. Верхний предел работоспособности 60…80 С, что позволяет использовать их лишь в малонагруженных узлах. Графитная смазка содержит мелкоизмельченный графит и служит для смазывания рессор. Смазку 1-13 готовят на натриевых (18%) и кальциевых (3,5%) мылах. Она применяется в нагруженных узлах трения при температурах до 110 С. Хотя смазка содержит кальциевое мыло, водостойкость её невысока и её относят к водорастворимым смазкам.
Многоцелевая смазка Литол-24 готовится на литиевых мылах и нефтяном масле. Внешне это мягкая мазь вишневого (при добавлении красителя) или коричневого (при отсутствии красителя) цвета. Водостойкая. Используется при температурах до 130 ºC. Сохраняет работоспособность при температурах до минус 40 С. Можно применять в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах. Смазка достаточно надежно защищает металлы от коррозии. Успешно заменяет солидолы всех марок и ряд других смазок.
Термостойкие смазки предназначены для механизмов, рабочие температуры которых превышают 120 ºC. Это смазки: ЦИАТИМ-221, ВНИИ НП-207, ВНИИ НП-231, ВНИИ НП-246 и ПФМС-4с. Последние три марки можно применять при кратковременном повышении температуры соответственно 300, 250 и 400 ºC. Смазки обладают хорошими низкотемпературными свойствами, что позволяет применять их в широком интервале температур.
Морозостойкие смазки предназначены для механизмов, в которых при низких температурах (до минус 50 ºC) смазки общего назначения не обеспечивают нормальную работу. К морозостойким относят смазки ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-203, МС-70, МУС-3а и Лита. Смазка Лита имеет в своем составе, кроме мыла, церезин (6%). Она обладает ещё и хорошими противоизносными и защитными свойствами. Смазки МС-70 и МУС-3а водостойки даже в контакте с морской водой.
Химически стойкие пластичные смазки работоспособны в контакте с кислотой, щелочью и другими химически активными веществами. В этих смазках применяют загустители: углеводородные, галоген- и фторорганические и силикагелевые. Это смазки: ЦИАТИМ-205, №8, 10-ОКФ, 3ф, ВНИИ НП-279, ВНИИ НП-282.
Смазка ЦИАТИМ-205 углеводородная, загуститель – белый церезин. Наиболее массовая химически стойкая смазка. Водостойкая. Не рекомендуется использовать в контакте с кислородом.
Смазка № 8 фторуглеродная. Производство ограничено, рекомендуется для использования при длительном контакте с кислотами и их парами, а также с газообразным кислородом. Смазка 10-ОКФ представляет собой хлорфторуглеродное масло 4ф, загущенное твердым полимером трифторхлорэтилена. Рекомендуется при контакте с сильными окислителями. Взаимозаменяема с аналогичной смазкой 3ф.
Смазки ВНИИ НП-279 и ВНИИ НП-282 – силикагелевые. Основа – синтетические масла. Дорогостоящие. Особо высокостойкие в любых агрессивных средах.
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II