5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
Наиболее полно отвечает предъявляемым к тормозным жидкостям требованиям простая вода. Сравнительно высокие теплоёмкость, теплопроводность и коэффициент теплоотдачи, а также незначительная вязкость (1,02 мм2/с при 20 С), нетоксичность и неограниченное количество делают воду ценным теплопередатчиком. Однако у воды есть и весьма существенные недостатки:
– высокая температура замерзания (0 С);
– низкая температура кипения (100 С);
– значительный коэффициент объёмного расширения при замерзании
(9%);
– склонность к образованию отложений (накипи);
– коррозионность к деталям системы охлаждения.
Несмотря на перечисленные недостатки, наряду с высокой стоимостью смесей воды с другими веществами, она широко применяется в системах охлаждения грузовых автомобилей. Эти системы имеют большую вместимость, поэтому затраты на заполнение и доливы специальными жидкостями велики.
Следует иметь ввиду, что попадание минеральных масел в воду взывает сильное пенообразование, что значительно ухудшает теплопередачу. Аналогичное действие оказывает присутствие даже небольшого количества масел в накипи.
При использовании воды в качестве охлаждающей жидкости необходимо постоянно помнить о её склонности к образованию осадков на стенках системы охлаждения. Накипь ухудшает теплоотдачу от нагретых деталей. На образование накипи основное влияние оказывает жёсткость воды.
Жёсткость воды определяют по содержанию в ней солей кальция и магния. Единица жёсткости – содержание 1 миллиграмм-эквивалента (мг-экв) ионов кальция и магния в 1 литре воды. Одному мг-экв жёсткости соответствует содержание 20,04 мг/л Са++ или 12,16 мг/л Мg++. Деление воды группы жёсткости показано в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Классификация воды и режим технического обслуживания
системы охлаждения двигателей
Класс воды | Происхожде-ние воды | Группа жёсткости | Общая жёст-кость, мг-экв/л | Влияние на накипеобразова-ние |
Атмосферная | Дождевая, снеговая | Очень мягкая | До 1,5 | Накипи не образует |
Окончание табл. 5.2
Класс воды | Происхожде-ние воды | Группа жёсткости | Общая жёст-кость, мг-экв/л | Влияние на накипеобразова-ние |
Поверхност-ная | Речная, озёрная, северные водоёмы Центральные и южные районы | Очень мягкая
Мягкая
Мягкая
Средне-жёсткая | До 1,5
1,5–4,0
1,5–4,0
4,0–8,0 | Накипи почти не образует
Образует накипь. Необходимо не реже 2 раз в год удалять накипь. |
Грунтовая | Родниковая, колодезная, артезианская | Жёсткая и очень жёсткая | 8,0–12,0 и более | Быстро откладывается значительная накипь. Не рекомендуется применять воду без предварительного умягчения |
Общая жёсткость воды является суммой карбонатной (временной) и некарбонатной, главным образом сульфатной, жёсткостей. Жёсткость воды легко определить (ориентировочно) при намыливании рук: в мягкой воде пена устойчивая, а в жёсткой воде пена быстро гаснет и на руках остаётся сальный осадок.
Для устранения вредного влияния жёсткости – образования накипи – в систему охлаждения вводят антинакипины или умягчают воду перед заливом (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Способы предупреждения образования накипи
Операция | Реактивы и их действие | Порядок применения |
Введение антинакипинов | Хромпик К2Сr2O7 или нитрат аммония NH4NO3 переводят соли накипи в растворимое состояние | Готовят концентрат: 100 г реактива на 1 л воды. На 1 л среднежёсткой воды берут 30–50 мл концентрата; для жёсткой 100–130 мл. При помутнении воды в системе охлаждения воду меняют. |
Умягчение воды | Гексамет (NaPO3)6 удерживает соли накипи во взвешенном состоянии | Добавляют в среднежёсткую воду 0,2, а в жёсткую – 0,3 г/л., периодически удаляют отстой через краники |
Окончание таблицы 5.3
Операция | Реактивы и их действие | Порядок применения |
Перегонка | Все растворимые соли остаются в перегонном кубе | Получают воду без солей жесткости (дистиллированную) |
Кипячение | Соли карбонатной и частично сульфатной жесткости выпадают в осадок | Воду кипятят 20–30 мин, отстаивают и фильтруют от осадка |
Обработка химическими реагентами | Кальцинированная сода Na2CO3 – 53 мг/л на одну единицу жесткости | Тёплую воду перемешивают с реактивом 20–30 мин, отстаивают и фильтруют от осадка |
Применение антинакипинов эффективно снижает скорость образования накипи в системе охлаждения (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Динамика нарастания количества накипи в системе охлаждения, заправленной водой с антинакипином (2) и без него (1)
При образовании накипи её удаляют различными способами:
1) Техническая молочная кислота (600 г на 10 л воды);
2) Хромпик (200 г на 10 л воды);
Растворы хромпика вызывают ожоги кожи!
3) 6–10% раствор НСl с добавками различных ингибиторов.
Растворы заливают в систему охлаждения, удалив термостат, и выдерживают:
– в технической молочной кислоте – до прекращения выделения
углекислого газа;
– хромпике – 8–10 часов;
– соляной кислоте – 0,5–1 час.
Затем растворы сливают и тщательно промывают систему охлаждения водой.
Промышленность выпускает большое количество препаратов для удаления накипи, например «Автоочиститель-1».
При использовании воды в качестве охлаждающей жидкости зимой необходимо помнить о возможности замерзания воды в радиаторе при циркуляции по малому контуру системы. Особенно это возможно при постоянном вращении вентилятора приводными ремнями.
Для увеличения температуры кипения в герметичной системе охлаждения повышается давление. В результате возрастает и температура закипания воды:
– при 0,05 Мпа – 112 С;
– при 0,12 Мпа – 124 С.
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II