Классы вязкости моторных масел
Класс вязкости по ГОСТ 17479,1 | Вязкость кинематическая при температуре 100 С | |
Не менее | Не более | |
3з | 3,8 | – |
4з | 4,1 | – |
5з | 5.6 | – |
6з | 5.6 | – |
6 | 5.6 | 7,0 |
8 | 7,0 | 9,3 |
10 | 9,3 | 11,5 |
12 | 11,5 | 12,5 |
14 | 12.5 | 14,5 |
16 | 14,5 | 16.3 |
20 | 16,3 | 21,9 |
24 | 21,9 | 26,1 |
3з/8 | 7,0 | 9,5 |
4з/6 | 6,6 | 7,0 |
4з/8 | 7,0 | 9,3 |
4з/10 | 9,3 | 11,5 |
5з/10 | 9,3 | 11,5 |
5з/12 | 11,5 | 12,5 |
5з/14 | 12,5 | 14,5 |
6з/10 | 9,3 | 11,5 |
6з/12 | 11,5 | 12.5 |
6з/14 | 12,5 | 14,5 |
6з/16 | 14,5 | 16,3 |
Загущенные масла невысокой вязкости 3з, 4з, 5з, 6з и незагущенные 6 и 8 сСт рекомендуется применять зимой.
Незагущенные масла с вязкостью при 100 ºС от 10 сСт и выше считают летними. Масла, обозначаемые через дробь – всесезонными. Например, 5з/10. Цифра в числителе обозначает вязкость исходного масла до загущения, буква «з» указывает на применение загущающих присадок и цифра 10 – кинематическая вязкость масла при 100 ºС после загущения. Иногда букву «з» расшифровывают как «зимнее» масло, что, в общем, правильно.
Эксплуатационные свойства масел, т. е. способность обеспечить работу тех или иных двигателей обозначают буквами русского алфавита. Все двигатели внутреннего сгорания, которые применялись и применяются в настоящее время на автотранспортных средствах, делят на группы. Эти группы отражены в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Группы моторных масел в зависимости от уровня
эксплуатационных свойств в области их применения
Группа | Рекомендуемая область применения |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели |
Б | Малофорсированные бензиновые двигатели и дизели |
Б1
Б2 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Малофорсированные дизели |
В | Среднефорсированные бензиновые двигатели и дизели |
В1
В2 | Среднефорсированные карбюраторные двигатели, работающие в неблагоприятных условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и их склонности к образованию высокотемпературных отложений |
Г | Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели |
Г1
Г2 | Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению.
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в неблагоприятных эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений. |
Д | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений. |
Е | Лубрикаторные системы смазки цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы. |
Принадлежность масел к той или иной группе устанавливают на основании результатов моторных испытаний на специальных одноцилиндро-вых или полноразмерных двигателях. Для масел различных групп установлены нормы на оценочные показатели, предусмотренные методами испытаний на двигателях.
Отнесение масла к соответствующей группе свидетельствует об определённом уровне его эксплуатационных свойств (антиокислительных, моюще-диспергирующих, противокоррозионных и т. д.), характеризующих качество масла данной группы. Повышение эксплуатационных свойств (группы эксплуатации), как правило, достигается путём расширения ассортимента и общего количества присадок в маслах [12]:
Группа масла А Б1 В1 Г1
Содержание присадок, % 3,5 5,5 8,0 10–15
Определить группу двигателя по степени форсированности с достаточной степенью точности, быстро и просто можно по степени сжатия. Степень сжатия является определяющим фактором при повышении мощности двигателя (табл. 2.6). Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели, а также малофорсированные в настоящее время считают устаревшими и на автомобили не ставят.
Так как к бензиновым и дизельным двигателям одной группы предъявляют разные требования, что определено условиями работы, то для различия масел после буквы, обозначающей группу эксплуатации ставят цифру, определяющую тип двигателя:
1 – бензиновые двигатели (В1, Г1);
2 – дизельные двигатели (В2, Г2).
Если цифра отсутствует, это означает, что масло универсальное, т. е. может быть применено на бензиновых и дизельных двигателях этой группы.
Таблица 2.6
Определение степени форсированности двигателя по степени сжатия ( )
Двигатели | Среднефорсированные (группа В) | Высокофорсированные (группа Г) |
Бензиновые |
|
|
Дизельные |
|
|
После группы эксплуатации строчными буквами иногда указывают дополнительную информацию:
к – масло для двигателей семейства КамАЗ;
и – масло имеет импортные присадки;
рк – масло рабоче-консервационное;
цл-20 – масло для ДВС с циркуляционной (ц) и лубрикаторной (л) системами смазки, имеющие щелочное число около 20 мг КОН/г;
тс – масло может использоваться и в агрегатах трансмиссии (т), по составу синтетическое (с);
у – масло с увеличенным сроком службы.
Например:
1. Масло М 10 Г2(к) – масло моторное для высокофорсированных (Г) дизельных (2) двигателей семейства КамАЗ (к) летнее (вязкость 10сСт).
2. Масло М 6з/14 Г1(и) – масло моторное для высокофорсированных (Г) карбюраторных (1) двигателей всесезонное (загущенное масло с вязкостью после загущения 14 сСт – 6з/14). При изготовлении масла использованы импортные присадки.
3. Масло М 6з/10 В(у) – масло моторное для среднефорсированных (В) двигателей универсальное (цифра после буквы В отсутствует), т. е. может использоваться на бензиновых и дизельных двигателях, всесезонное (6з/10), с увеличенным сроком службы (у). Иногда это масло называют долго-работающим.
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II