Обозначение гидравлических масел
Система обозначений гидравлических масел, применяемых как на транспорте, так и в оборудовании, установлена ГОСТ 17479.3-85. Обозначение гидравлических масел состоит из групп знаков:
МГ – минеральное гидравлическое (масло).
Цифры, обозначающие класс вязкости.
Буква, указывающая на принадлежность масла к определённой группе по эксплуатационным свойствам.
Деление масел по величине кинематической вязкости на 10 классов показано в табл. 5.11, а в зависимости от эксплуатационных свойств – в табл. 5.12. В табл. 5.13 показано соответствие ГОСТовских обозначений с широко используемыми старыми обозначениями предыдущих лет.
Таблица 5.11
Классы вязкости гидравлических масел
Класс вязкости | Пределы кинематической вязкости при температуре 40 °С, мм2/с (сСт) | Средняя величина кинематической вязкости для класса, мм2/с (сСт) | |
Мин. | Макс. | ||
5 | 4,14 | 5,06 | 4,6 |
7 | 6,12 | 7,48 | 6,8 |
10 | 9,0 | 11,0 | 10,0 |
15 | 13,5 | 16,5 | 15,0 |
22 | 19,8 | 24,2 | 22,0 |
32 | 28,8 | 35,2 | 32,0 |
46 | 41.4 | 50,6 | 46 |
68 | 61,2 | 74,8 | 68 |
100 | 90,0 | 110,0 | 100 |
150 | 135,0 | 165,0 | 150 |
Таблица 5.12
Группы эксплуатационных свойств для гидравлических масел
Группа масла по эксплуатацион-ным свойствам |
Сведения о составе* |
Рекомендуемая область применения |
А | Минеральные масла без присадок | Гидросистемы с шестеренчатыми и поршневыми насосами, работающие при давлении до 15 МПа и температуре масла в объеме до 80 °С |
Б | Минеральные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками | Гидросистемы с насосами всех типов, работающие при давлении до 25 МПа и температуре масла в объеме более 80 °С |
В | Минеральные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками | Гидросистемы с насосами всех типов, работающие при давлении до 25 МПа и температуре масла в объеме более 90 °С |
*Допускается добавление загущающих и антипенных присадок в гидравлические масла всех групп
Таблица 5.13
Соответствие обозначений гидравлических масел
по ГОСТ 17479.3-85 и предусмотренных нормативной документацией
Обозначение масла по ГОСТ 17479.3 | Обозначение, предусмотренное НД | Нормативная документация |
МГ-22 | АУ | ТУ 38.0101232-89 |
МГ-32 | ЭШ | ГОСТ 10363-78 |
МГ32 | Масло для механизмов наклона кузова вагонов-самосвалов | ОСТ 38.01150-78 |
МГ-5Б | МГЕ-4А | ОСТ 38.01281-82 |
МГ-5Б | ЛЗ-МГ-2 | ТУ 38.010328-81 |
МГ-7Б | РМ | ГОСТ 15819-85 |
МГ-10Б | РМЦ | ГОСТ 15819-85 |
МГ-15Б | АМГ-10 | ГОСТ 6794-75 |
МГ-22Б | АУП | ТУ 38.1011258-89 |
МГ-46Б | МГ-30 | ТУ 38.10150-79 |
МГ-15В | ГЖД-14С | ОСТ 38.01383-87 |
МГ-15В | ВМГЗ | ТУ 38.101479-85 |
МГ-15В | МГЕ-10А | ОСТ 38.01281-82 |
МГ-22 В | Р | ТУ 38.1011282-89 |
МГ-46В | МГЕ-46В (МГ-З0у) | ТУ 38.001347-83 |
МГ-68В | МГ-8А (М-8А) | ТУ 38.0011135-87 |
Важнейшим свойством гидравлических масел является смазочная способность, так как большинство элементов гидравлической системы смазываются рабочей жидкостью. Смазывающая способность улучшается с возрастанием вязкости, но при этом неминуемо увеличиваются затраты энергии на перекачивание жидкости по системе. Исходя из этих противоположных моментов подбор гидравлической жидкости по уровню вязкости всегда представляется компромиссным.
Основной маркой гидравлической жидкости общего назначения является масло гидравлическое единое МГЕ-10А (по классификации в соответствии с ГОСТ 17479.3 – МГ-15В). Его готовят путём загущения маловязкой низко-застывающей масляной основы полимером. К полученной смеси добавляют антиокислительную, противоизносную и защитную (консервационную) присадки. Температура застывания – не выше минус 70 С. Интервал рабочих температур от минус 55 С до 120 С. Применяется с уплотнительными деталями и шлангами из резин марок 9086, 9088, В-14, 8075, ИРП-3012 и ИРП-2035.
В гидросистемах также широко используют масла:
– веретённое АУ (МГ-22-Б);
– гидравлическое АУП (МГ-22-Б);
– индустриальные общего назначения И-12-А; И-20-А;
– АМГ-10 (МГ-15-Б);
– всесезонное гидравлическое ВМГЗ (МГ-15-В), и др.
Основные показатели гидравлических жидкостей показаны в табл. 5.10.
При выборе масла необходимо, в первую очередь, следовать рекомендациям завода-изготовителя механизма или же определиться по характеристике масла.
В настоящее время ведётся работа по сокращению ассортимента марок жидкостей для гидросистем. Создаются новые, дешёвые, но высококачественные жидкости с широким диапазоном применения. Примером такой жидкости является вышеназванное масло МГЕ-10А (МГ-15-В).
Индустриальные масла И-12А и И-20А применяют для заполнения гидроприводов подъёмных и других механизмов, например, масло И-20А используют в гидроподъёмнике запасного колеса и гидравлической системе рулевого управления, а на автомобилях семейства КрАЗ – в гидравлической системе рулевого управления.
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II