logo
Эксплуатационные_материалы_2

6.5. Экономия гсм

Горючее, смазочные материалы и специальные жидкости являются ценнейшими продуктами, их экономное и рациональное расходование имеет большое значение для любой организации. Особенно остро эта проблема стоит на автомобильном транспорте, относящемся к числу наиболее энергоёмких.

Для достижения экономии горючего необходимо строго учитывать расход горючего, предотвращать потери горючего при перекачке, транспортировании, выдаче, заправке и хранении; соблюдать правила эксплуатации техники, правильно организовать перевозки; применять горючее предусмотренной марки; осуществлять сбор, сдачу и использование отработанных масел и специальных жидкостей.

Важнейшим источником экономии горючего является грамотная эксплуатация исправной техники:

своевременное проведение технического обслуживания;

систематический контроль за исправностью двигателей и всей техники в целом;

выполнение необходимых ремонтов;

соблюдение эксплуатационных режимов.

Анализ влияния технического состояния на расход горючего на примере автомобиля ЗИЛ-130 позволяет сделать следующие выводы:

система питания при нарушении отдельных регулировок и неудовлетворительном техническом состоянии отдельных приборов может быть причиной повышения расхода горючего до 20–30%;

при увеличении пропускной способности главного жиклёра карбюратора на 10% расход горючего может увеличиться на 5–7%;

неисправность экономайзера, приводящая к непрерывной подаче топлива через него, увеличивает расход горючего на 10–15%;

расход горючего, приходящийся на систему холостого хода при её исправности – 11–13%, а при нарушении работы – 18–20%;

вследствие нарушений работы системы зажигания расход горючего может увеличиваться до 80%;

уменьшение угла опережения зажигания на 1° повышает расход горючего, в среднем, на 1%;

отказ в работе центробежного регулятора опережения зажигания приводит к перерасходу горючего до 10%, столько же и при отказе вакуумного регулятора, особенно при движении с неполной нагрузкой;

при отказе одной свечи зажигания (у восьмицилиндрового двигателя) перерасход бензина достигает 16, двух – 30%;

– неравномерность подачи топлива по цилиндрам дизеля приводит к перерасходу горючего, при нарушении работы одной из форсунок перерасход для разных двигателей может быть 8–25%.

Этот перечень можно продолжать, но уже очевидно, как важна техническая исправность машины.

Эксплуатация техники также должна поддерживаться в оптимальных режимах. Например, движение можно начинать не ранее, чем двигатель прогреется до +40 °С. Влияние температурного режима работы двигателя: расход горючего при движении автомобиля по городу возрастает на 3 % при снижении температуры охлаждающей жидкости с 80 °С до 60 °С, на 12 % – до 40 °С и на 25 % – до 30 °С.

Понижение давления воздуха в шинах на 10–15% приводит к повышению расхода топлива на 3–4%, а на 30–40% – до 10–15%, и так далее.

Расход масел и смазок при эксплуатации машин относительно мал – всего несколько процентов от расхода горючего. Но масло ведь очень дорогостоящий продукт.

На расход масла также влияют техническое состояние и условия эксплуатации машины.

Расход масла в двигателе существенно зависит от его уровня в картере. При заливе масла больше нормы имеет место и прямой перерасход, и ухудшение его качества.

То же можно сказать и об агрегатах трансмиссии.

О регенерации моторных масел говорилось в соответствующей главе.

Очень важно в вопросе экономии горючего не допускать его потерь при получении, хранении, выдаче и заправке в топливные баки.

При строгом соблюдении правил работы во время товаротранспортных операций, исправности техники и её грамотной эксплуатации можно достичь высокой экономии горючего и смазочных материалов.