2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
1. Вид горючего оказывает значительное влияние на продолжительность работы масла в двигателе. В карбюраторных двигателях с меньшей степенью сжатия и меньшей жесткостью работы масло работает дольше. Но очень сильно увеличивает срок службы масла газообразное топливо. Оно сгорает, не оставляя жидкого остатка, который, стекая в поддон, перемешивается с маслом. Масло сохраняет качество при вдвое большем пробеге: 24 и 48 тыс. км для ГАЗ-24, 15 и 30 тыс. км для ЗИЛ-130.
2. Тип масляного фильтра определяет тонкость фильтрации, задержива-ние примесей, негативно влияющих на качество масла. Желателен, например, такой фильтр, который удерживал бы частицы, диспергированные моющими присадками и пропускал последние. Так, фильтр НАМИ-ВГ-10 обеспечивает работу масла при пробеге автомобиля 18–24 тыс. км, а фильтр КФМ всего 9–12 тыс. км. Высокие фильтрующие свойства показывают центробежные фильтры (центрифуги) – ≈ 15 тыс. км.
3. Конструкция системы вентиляции обеспечивает отвод газов из картера в атмосферу. Таким образом, уменьшается вредное действие газов, прорвавшихся в картер в из камеры сгорания и ухудшающих качество масла, особенно окислов серы у дизельных двигателей. При закрытой системе газы циркулируют внутри двигателя. Моторное масло, имеющее высокие антиокислительные свойства работает в двигателе ЗМЗ-24-01: 24 тыс. км при открытой системе вентиляции и 18 тыс. км при закрытой.
4. Синтетические масла имеют срок службы значительно более 20 тыс. км пробега автомобиля, а некоторые образцы служат 80–100 тыс. км без смены. В этом нет ничего удивительного, ведь эти масла изготавливают искусственно с наперёд заданными свойствами. Расход синтетических масел на угар на 30–40% ниже, чем у минеральных [12]. Поэтому нелишне подсчитать: может быть дешевле один раз купить дорогое, но качественное и долгоработающее масло, чем несколько раз дешёвое, для обеспечения одного и того же пробега автомобиля.
Кроме перечисленных факторов, на срок службы влияют физико-химические свойства масел, качество присадок, условия эксплуатации, техническое состояние двигателя и другие.
При установлении сроков службы масел и определения пригодности масла к дальнейшей эксплуатации, применяют так называемые браковочные показатели, значения которых должны быть в допустимых пределах (табл. 2.7).
Таблица 2.7
Предельные значения показателей качества моторных масел
Показатель качества | Бензиновые двигатели | Дизельные двигатели |
1. Изменение вязкости, % минимальное значение максимальное значение |
20 25 |
20 35 |
Окончание табл. 2.7
Показатель качества | Бензиновые двигатели | Дизельные двигатели |
2. Содержание примесей, нерастворимых в бензине, %, не более |
1,0 |
3,0 |
3. Щелочное число, мг КОН/г не менее |
0,5–2,0* |
1,0–3,0* |
4. Снижение температуры вспышки, оС, не более |
20 |
20 |
5.Содержание воды, % не более | 0,5 | 0,3 |
6. Содержание топлива, %, не более | 0,8 | 0,8 |
7. Диспергирующие свойства по методу масляного пятна, усл. ед., не менее | 0,3–0,35 | 0,3–0,35 |
*Большие значения для масел высших групп.
Метод «масляного пятна» – экспресс-метод без применения лабораторного оборудования. Необходима лишь фильтрованная бумага «синяя лента». Сразу после остановки двигателя капля масла со щупа наносится на фильтрованную бумагу. Через 2 часа образуящаяся хроматограмма может быть использована для оценки диспергирующих свойств.
На хроматограмме различают: центральное тёмное пятно (диаметр – d) и кольцо, очерченное нерастворимыми в масле продуктами загрязнения вокруг центрального пятно – диаметр Д (рис. 2.4) чем больше площадь диффузии, тем выше оценивается диспергирующая способность масла.
Рис. 2.4. Метод «масляного пятна» для оценки диспергирующих
свойств масла (ДСМ):
а – низкий уровень ДСМ; б – высокий уровень ДСМ.
Уменьшение ширины зоны диффузии указывает на срабатывание присадки или наличие в масле воды. Для оценки диспергирующей способности работающего масла определяют площадь зоны диффузии на хроматограмме по выражению:
ДС=1-d2/Д2,
где: d – средний диаметр центрального ядра;
Д – средний диаметр внешнего кольца зоны диффузии, мм.
Полученная величина является численным показателем диспергирующего свойства меньше 0,3 усл. ед. При этом необходима смена масла.
Основные эксплуатационные характеристики моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей приведены в табл. 2.8, 2.9 и 2.10. В таблицах указаны класс вязкости и эксплуатационные свойства по зарубежной классификации.
Таблица 2.8
Масла моторные универсальные
Марка | ГОСТ, ТУ | Класс вязкости по SAE | Экспл. класс по API | Экспл. класс по ГОСТ 17479.1 | Вязкость при 100 оС, мм2/с | Индекс вязкости min В. С. 1 сорт | Темпер. вспышки в о. т., оС, min В. С. 1 сорт | Темпер. застыва-ния, оС, max | Щелоч-ное число, мг КОН/1г, min | Золь-ность суль-фат-ная, % масс, max | Масс. доля актив-ных элем., %, min |
М-8-13 | ГОСТ 10541-78 | 20W-20 | SD/CB | B | 7,5…8,5 | 93 | 207 | –25 | 4,2 | 0,95 | Са 0,16 Zn 0.09 Fe max 0.09 |
М-5з/12Г | ТУ 38.301-29-93-98 | 10W-30 | SF/CC | Г | 11,0 | 120 | 200 | –30 | 5,0 | 1,0 | Са 0,15 Zn 0.09
|
М-5з/14Г | ТУ 38.301-29-93-98 | 10W-40 | SF/CC | Г | 14,0 | 120 | 205 | –30 | 5,0 | 1,0 |
Са 0,15 Zn 0.09
|
М-6з/14Г | ТУ 38.301-29-93-98 | 15W-40 | SF/CC | Г | 14,0 | 120 | 210 | –30 | 6,5 | 1,2 | Са 0,23 Zn 0.10 Fe max 0.11 |
Лукойл М6з/12Г | ТУ- 0253-011-00151 742-95 | 15W-30 | SE/CC | Анало-гов нет | 11,5..-12,5 | 120 | 205 |
|
|
|
|
Окончание табл. 2.8
Марка | ГОСТ, ТУ | Класс вязкости по SAE | Экспл. класс по API | Экспл. класс по ГОСТ 17479.1 | Вязкость при 100 оС, мм2/с | Индекс вязкости min В. С. 1 сорт | Темпер. вспышки в о. т., оС, min В. С. 1 сорт | Темпер. застыва-ния, оС, max | Щелоч-ное число, мг КОН/1г, min | Золь-ность суль-фат-ная, % масс, max | Масс. доля актив-ных элем., %, min |
Лукойл-люкс полусин-тетичес-кие | ТУ-0253-017-00148-599-2001 | 5W-40 | SJ/CF | Анало-гов нет | 12,5–14,5 | 150 | 210 | –35 | 9,0 | 1,3 | Ca 0,18 Zn 0,10 Fe max 0,12
|
Лукойл-супер полусин-тетичес-кие | ТУ 38.301-29-107-2000 | 10W-40 | SG/CД | Анало-гов нет | 12,5–16,3 | 120 | 200 | –30 | 9,5 | 1,3 | Ca 0,18 Zn 0,11 |
Лукойл-супер мине- ральное | ТУ-38.301-29-107-2000 | 15W-40 | SG/CД | Анало-гов нет | 12,5–16,3 | 120 | 210 | –25 | 9,5 | 1,3 | Ca 0,18 Zn 0,11 |
Лукойл-супер мине- ральное | ТУ-0253-018-00148599-2001 | 15W-40 | SG/CF-4 | Анало- гов нет | 12,5–14,5 | 130 | 205 | –30 | 8,5 | 1,5 | Ca 0,28 Zn 0,12 Fe max 0,12 |
Таблица 2.9
Масла для бензиновых двигателей
Марка | ГОСТ, ТУ | Класс вязкос-ти по SAE | Экспл. класс по API | Экспл. класс по ГОСТ 17479.1 | Вязкость при 100оС, мм2/с | Индекс вязкости min В. С. 1 сорт | Темпер. вспышки в о. т., оС, min В. С. 1 сорт | Темпер. застыва-ния, оС, max | Щелоч-ное число, мг КОН/1г, min | Золь-ность суль-фатная, % масс, max | Масс. доля актив-ных элем., %, min |
М-8-В1 | ГОСТ 10541-78 | 20 | SD | В1 | 7,5–8,5 | 90 | 200 | –25 | 4,0 | 0,95 | Ca 0,16 Zn 0,09 P 0,09 |
М-8-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 20 | SE | Г1 | 7,5–8,5 | 100 | 210 | –30 | 8,5 | 1,3 | Ca 0,23 Zn 0,10 P 0,10 |
М-12-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 30 | SE | Г1 | 11,5–12,5 | 95 | 220 | –20 | 8,5 | 1.3 | Ca 0,23 Zn 0,10 P 0,10 |
М-6з/10-В | ГОСТ 10541-78 | 20W-30 | SD/CB | B | 9,5–10,5 | 120 | 190 | –40 | 5,5 | 1,3 |
|
М-6з/10-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 20W-30 | SE | Г1 | 0,5–10,5 | 125 | 210 | –32 | 10,5 | 1,65 | Ca 0,30 Zn 0,10 P 0,10 |
М-5з/10-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 15W-30 | SE | Г1 | 9,5–10,5 | 120 | 200 | –38 | 5,0 | 0.9 |
|
М-6з/12-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 20W-30 | SE | Г1 | 11,5–12,5 | 115 | 210 | –30 | 7,5 | 1.3 |
|
Таблица 2.10
Масла моторные для дизельных двигателей
Марка | ГОСТ, ТУ | Класс вязкос-ти по SAE | Экспл. класс по API | Экспл. класс по ГОСТ 17479.1 | Вязкость при 100оС, мм2/с | Индекс вязкости min В. С. 1 сорт | Темпер. вспышки в о. т., оС, min В. С. 1 сорт | Темпер. застыва-ния, оС, max | Щелоч-ное число, мг КОН/1г, min | Золь-ность суль-фатная, % масс, max | Масс. доля актив-ных элем., %, min |
МТ-16П | ГОСТ 6360-83 | 40 | – | – | 15,5–16,5 | 85 | 210 | –25 | 4,0 | 0,6–1,0 |
|
М-8-Г2 (к) | ГОСТ 8581-78 | 20W | CC | Г2 | 7,5–8,5 | 95 90 | 210 200 | –30 | 6,0 | 1,15 | Са 0,19 Р 0,05 Zn 0,05 |
М-10-Г2 (к) | ГОСТ 8581-78 | 30 | СС | Г2 | 10,5–11,5 | 95 85 | 220 205 | –18 –15 | 6,0 | 1,15 | Са 0,19 Р 0,05 Zn 0,05 |
М-14-Г2 (к) | ТУ 38.401-58-98-94 | 40 | СС | Г2 | 14,0–15,0 | 90 | 215 | –25 | 6,0 | 1,15 | Са 0,19 Р 0,05 Fе мах 0,05 |
М-10-Г2 (цс) | ГОСТ 12337-84 | 30 | СС | Г2 | 10,0–11.0 | 92 | 210 | –1 | 9,0 | 1,5 | Ca 0,28 Zn 0,045 P 0,04 |
Лукойл М-8-ДМ | ГОСТ 8581-78 | 20W | СD | Д | 8,0–8,5 | 102 | 195 | –30 | 8,5 | 1,5 | Ca 0,3 Zn 0,09 |
Лукойл М-10-ДМ | ГОСТ 8581-78 | 30 | СD | Д | 11,4 | 90 | 220 | –18 | 8,2 | 1,5 | Р 0,3 Zn 0,09 |
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II