logo
Эксплуатационные_материалы_2

Легковые автомобили зарубежные

Alfa Romeo 166 2/5 v6 244 – 13,1

Audi 80 1.6 – 8,5

Audi 100 2.3 – 10,1

Audi A6 2.5 TDI – 6,9д

BMW MЗ (6L-3,201-321-5м) – 11,0

BMW 725 TDS –10,1д

Daewoo Espero 2.0 CD – 8,7

Dodge Caravan 3.8 v6 – 13,9

Fiat Marea 1.6 – 8,5

Ford Focus 2.0 – 8,5

Ford Focus 1.6 16v – 8,1

Ford Mondeo 2.0i CLX – 8,8

Ford Mondeo 1.8 – 8,2

Ford Mondeo 2.0 – 10,7

Ford Scorpio 2.0 – 8,2

Honda Civic 1.5i – 6,8

Jeep Cherokee 4.0 (брон., 6L-3) – 15,5

Jaguar Magestic 4.0 – 13,3

Land Rover Discovery v8i – 15,5

Land Rover Discovery 2.5D – 9,4д

Mazda 626NB 1.9 Comfort – 8,2

Mercedes-Benz E 200 – 9,5

Mercedes-Benz S 600 – 16,8

Mercedes-Benz S 600 (брон.) – 17,7

Mercedes-Benz Vito 110D – 9,бд

Автобусы

АКА-5225 «Россиянин» – 44,4 д

«Газель» с 4 и 5 ступенчатой

коробкой передач – 15,2–18

IKARUS – 27–46 д

КАвЗ – 26–32,5

ЛАЗ-695 – 41

ЛАЗ-695 НГ – 43 спг (41)

ЛАЗ-695 П – 51 снг

ЛАЗ-4202 – 35 д

ЛиАЗ-677 – 54

ЛиАЗ-677 Г – 67 снг

Лиаз-5256 – 22,5–37,4 д

Merсedes-Benz – 25–32 д

ПАЗ – 31,13–36

ПАЗ-3205-70 – 20,86 д

РАФ – 14,5–15

РАФ-220302 – 18 снг

УАЗ – 17–17,5

УАЗ-220602 – 22 снг

ЯАЗ-6211 – 50,6 д

Бортовые грузовые автомобили

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-км, нормы на 100 тонно-км установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах:

бензин – до 2 л; дизельное топливо – до 1,3 л; сжиженный нефтяной газ (снг) – до 2,64 л; сжатый природный газ (спг) – до 2 куб. м; при газодизельном питании – до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива. Эти нормы необходимо умножить на объём транспортной работы, который определяется как произведение массы груза и пробега с грузом. Полученное значение суммируется с базовой нормой, и к сумме применяются надбавки по условиям эксплуатации.

При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлива на пробег (л/100 км ) автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах: бензина – до 2 л; дизельного топлива – до 1,3 л; сжиженного газа – до 2,64 л; природного газа – до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя – до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

Avia A-20H, 21K, 21N – 11д

Avia A-30N; 31 L, N, P – 13д

ГАЗ-53 А – 25

ГАЗ-53-07 – 37 снг

ГАЗ-53-27 – 25,5 спг (25)

ГАЗ-66 – 28

«ГАЗЕЛЬ» – 16–16,85 (17д)

ЗИЛ-130 – 31

ЗИЛ-131 – 41

ЗИЛ-133 – 38

ЗИЛ-133 ГЯ – 25 д

ЗИЛ-138 – 42 снг

ЗИЛ-138 А, 138 АГ – 32 спг (31)

ЗИЛ-4314 – 31

ЗИЛ-4331 – 25 д

ЗИЛ-43317 (с двигателем

КамАЗ-740) – 27 д

ЗИЛ-4334 – 25,3 д

IFA W50L – 20 д

КамАЗ-4310, 43105 – 31 д

КамАЗ-5320 – 25 д

КамАЗ-53208 – 22,5 спг плюс 6,5д (26д)

КрАЗ-255 Б – 42 д

МАЗ-5334 – 23 д

МАЗ-53366 (ЯМЗ-238 МГ) – 25,5 д

Magirus 232 D 19L – 24 д

Magirus 290 D 26L – 34 д

Tatra 111R – 33 д

Урал-355 – 30

Урал-375 – 50

Урал-4320 – 32 д

УАЗ-452 – 16

УАЗ-3303 – 16,5

Тягачи

Volvo F 8932 – 24 д

ЗИЛ-130 В – 31

ЗИЛ-131 В – 41

ЗИЛ-131 НВ (с двигателем ЗИЛ-375) – 43,5

ЗИЛ-138 В1 – 41 снг

ЗИЛ-441510 (с двигателем ЗИЛ-375) – 42

КамАЗ-5410 – 25 д

КамАЗ-54118 – 23,5 спг плюс 6,5 д (26 д)

КрАЗ-255 В – 40 д

МАЗ-5432 – 26 д

МАЗ-7310 – 98 д

МАЗ-7916 – 138 д

Mercedes-Benz-1735 LS – 18,7 д

Mercedes-Benz-2232 S – 27 д

Самосвалы

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:

,

где – норма расхода топлива самосвального автопоезда

, л/100 км;

– базовая норма расхода топлива автомобиля-самосвала с учётом транспортной работы, л/100 км;

– пробег автомобиля или автопоезда, км;

– норма расхода топлива на транспортную работу и на дополни-тельную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км или куб. м/100 км;

– дополнительная норма расхода топлива на каждую поездку с грузом автомобиля-самосвала, л;

– количество поездок с грузом за смену;

– собственная масса прицепа, полуприцепа, т;

– грузоподъёмность прицепа, т;

– поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, в процентах.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива ( ) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

до 0,25 л жидкого топлива (до 0,25 куб. м природного газа и до 0,66 снг) на каждую единицу подвижного самосвального состава;

до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива при газодизельном питании двигателя.

Для самосвалов БелАЗ – 1 л дизтоплива на каждую поездку с грузом.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъёмности: бензина – до 2 л, дизтоплива – до 1,3 л, сжиженного газа – до 2,64 л, природного газа – до 2 куб. м.

При работе автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной работы значительно выше 0,5 (почти всё время с грузом) допускается нормировать расход топлива также как и для бортовых автомобилей. При этом берут норму базового бортового автомобиля, скорректированную, исходя из разницы собственной массы этих автомобилей.

БелАЗ – 135–270 д

БелАЗ-548 ГД – 200 снг

ГАЗ-САЗ-53 Б – 28

ГАЗ-САЗ-3509 – 27 спг (28)

ГАЗ-САЗ-4509 – 17,0 д

ЗИЛ-ММЗ-554, 555, 4502 – 37

ЗИЛ-ММЗ-585 – 36

ЗИЛ-ММЗ-45023 – 50 снг

ЗИЛ -ММЗ-45054, 138 АБ – 37,5 спг (37)

IFA-W 50/А – 19 д

КамАЗ-55102 – 32 д

КамАЗ-55111 – 36,5 д

КамАЗ-55118 – 31 спг плюс 9,0 д (35 д)

КрАЗ-256 – 48 д

Magirus 290 D26R – 44 д

МАЗ-503, 510, 511, 512, 513,

5549, 5551 – 28 д

САЗ-3502 – 28

САЗ-3503, 3504 – 26

Tatra-138 S1 – 36 д

Урал-5557 – 34 д

Урал-55571 (с двигателем

ЯМЗ-236) – 34,5 д

Фургоны

Нормы определяют, как и для грузовых автомобилей. Для фургонов, работающих с почасовой оплатой, норма определяется, как обычно, с учётом надбавки за работу с почасовой оплатой (10 %) к базовой норме.

«Газель» – 15–17,65

ГАЗ-33094 – 17,8д

ГЗСА-376820 – 27

ИЖ-2715 – 11

ИЖ-2715011 – 15 снг

РАФ – 15

УАЗ – 16,5–18,5

Volkswagen Transporter (4L-2) – 11

Нормы расхода топлива для специальных автомобилей

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяют на 2 группы:

автомобили, выполняющие специальные работы в период стоянки (автокраны, компрессорные, бурильные установки и т. п.);

автомобили, выполняющие специальные работы во время передвижения (снегоочистители, поливомоечные и т. п.).

Нормативный расход топлива для специальных автомобилей, относящихся к первой группе, определяют следующим образом:

,

где – индивидуальная норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (в случаях, когда специальный автомобиль предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учётом выполнения транспортной работы (см. бортовые грузовые автомобили);

– норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/час или литры на выполняемые операции (заполнение, слив цистерны и др.);

– пробег автомобиля, км;

Т – время работы оборудования, час или количество выполненных операций;

D – суммарная относительная надбавка или снижение к норме, процент (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях).

Нормативный расход топлива для специальных автомобилей, выполняющих работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:

,

где – индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100км;

– пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

– норма расхода топлива при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100км;

– пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение), устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учётом изменения массы спецавтомобиля.

Нормы расхода топлива на пробег и работу специальных и специализированных автомобилей коммунально-бытового назначения (подметально-уборочных, поливомоечных, машин для очистки тротуаров, машин для ремонта тротуарных и дорожных покрытий и т. п.) определяются по нормам Министерства жилищно-коммунальной сферы.

Таблица 6.1

Нормы расхода топлива для специальных и специализированных

автомобилей, выполняющих специальные работы в период остановки

Модель автомобиля

Базовая модель

Норма на пробег, л/100 км

Норма на работу оборудования

Бурильные установки

АВБ-2М

ГАЗ-66

31,0

8,0

МРК-3А

ЗИЛ-131

46

8,0

БМ-802С

КрАЗ-257

54,5

8,0

Вышки телескопические

АГП-12А

ГАЗ-53А

30,5

3,5

ВИ-23

ЗИЛ-130

35,0

4,0

ВС-22

ЗИЛ-131

48,5

**

Кабелеукладчики

П-3229

ЗИЛ-130

37,0

10,0

Кинопередвижки

Автокинопередвижка АМ-2

УАЗ-452

18,0

4,0

Автоклуб «Уралец»

ГАЗ-53А

30,0

1,0

Автоклуб «Кубанец-1А»

УАЗ-452

18,0

1,0

Компрессоры

АПКС-6

ЗИЛ-130

33,0

9,0

Краны автомобильные

АК-5

ЗИЛ-130

38,0

5,0

АК-75В

ЗИЛ-431412

39,0

6,0

ГКМ-6,5

МАЗ-500

30,5

5,5

К-104

КрАЗ-257

55,0

6,0

Продолжение табл. 6.1

Модель автомобиля

Базовая модель

Норма на пробег, л/100 км

Норма на работу оборудования

КС-1561, 1562, 1562А

ГАЗ-53А

33,0

5,0

КС-2573

Урал-43202

38,0

6,0

КС-3574

Урал-5557 (ЯМЗ-236)

45,0

**

КС-3574

Урал-5557 (КамАЗ-740)

33

6,0

КС-4576

КрАЗ-250

57,0

**

МСК-87

ЗИЛ-130

44,0

**

Лаборатории на автомобилях

АВП-39231

ГАЗ-66-11

32,0

Модель 3914

УАЗ-220601

18,0

ЭТЛ-10

ГАЗ-53

30,0

5,0

Лебёдки на шасси автомобилей

ЗИЛ-131

3,0

КамАЗ-5320

3,0

САЗ-3502

4,0

Урал-375

6,0

Урал-4320

3,0

Мастерские

АТ-63

ГАЗ-53А

26,0

3,5

ЛВ-8А (Т-142Б)

ЗИЛ-131

52,0

4,0

Погрузчики

4000М

27,5

5,0

4008М

двигатель ЗИЛ-130

54,5

6,0

7806

двигатель ЯМЗ-238

110,0

6,0

Пожарные автомобили

АЦ-30 (66) Мод. 146

ГАЗ-66

34,0

АЦ 4-40 Мод. 540А

ЗИЛ-4331

33,0

АР-2-215

КамАЗ-43105

40,0

АУ-40-41А

Урал-375Н

64,5

ПНС-110

ЗИЛ-131

50,5

Автомобили-битумовозы:

Норма на 1 час работы:

битумного насоса, л

подогрева-теля, л

Д-642

ЗИЛ-130В1

37,5

8,0

3,0

МВ-16

ГАЗ-53А

32,0

6,0

2,5

Окончание табл. 6.1

Модель автомобиля

Базовая модель

Норма на пробег, л/100 км

Норма на работу оборудования

Автомобили-самопогрузчики

Норма на погрузку и разгрузку комплекта, контейнеров, л

А-130Ф

ГАЗ-53-12

27,0

2,1

НИИАТ П-404

ГАЗ-53А

28,0

4,2

Автотопливомаслозаправщики

Норма на заполнение и слив 1 цистерны, л

АТЗ-3,8-53А

ГАЗ-53А

27,0

3,0*

АТЗ-3,8-130

ЗИЛ-130

33,0

3,0*

АТМЗ-4,5-375

Урал-375

53,0

4,0*

ЛВ-7(МА-4А)

ЗИЛ-131

43,0

3,0*

ТЗА-7,5-500А

МАЗ-500А

26,0

3,0*

Автомобили-цистерны

То же

АВВ-3,6; 3,8

ГАЗ-53А

26,0

3,0*

АЦ-2,6-53Ф

ГАЗ-53Ф

22,0

2,0*

АЦ-4,3-130

ЗИЛ-130

35,5

3,0*

Автомобили-цементовозы

Норма на загрузку и обдув 1 цистерны, л

РП-1

ЗИЛ-130В1

36,0

3,0

С-956

ГАЗ-53Б

29,0

2,5

ТЦ-2А(С-652А)

КрАЗ-258

50,0

5,0

ТЦ-11

КамАЗ-5410

31,5

3,0

42184-03ПС

КрАЗ-258Б1

55,5

5,0

Примечания: *норма не применяется при наливе и сливе самотёком;

**норма определяется по данным завода-изготовителя в литрах на час работы оборудования.

Норма расхода смазочных материалов

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учётом замены и текущих дозаправок) установлены из расчёта на 100 литров от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 литров расхода топлива, нормы расхода смазок – в килограммах на 100 литров расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более 5 лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной ёмкости системы смазки данного агрегата.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей, определяется в количестве и объёме заправок и дозаправок на 1 автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т. п. (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел в литрах

(смазок в кг) на 100 л общего расхода топлива автомобилем, не более

Марка, модель автомобиля

Моторные масла

Трансмиссио-нные и гидравличес-кие масла

Специальные масла и жидкости

Пластичные смазки

Легковые автомобили

Автомобили зарубежного производства и АвтоВАЗ всех моделей и модификаций

0,6

0,1

0,03

0,1

ГАЗ-24 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0.1

ГАЗ-24-07, -24-17

1,6

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-3102 всех модификаций

1,7

0,15

0,05

0,1

ЗАЗ-1102

0,8

0,1

0,03

0,1

ИЖ-2125 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0.1

Москвич всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

ЛуАЗ-1302

1,3

0,1

0,03

0,1

УАЗ-469, 3151 всех модификаций

2,2

0,2

0,05

0,2

Автобусы

Ikarus-55 всех модификаций

2,9

0,4

0,1

0,3

Ikarus-180, -250, -255, -256, -260, - 263, -280 всех модификаций

4,5

0,5

0,1

0,3

Продолжение табл. 6.2

Марка, модель автомобиля

Моторные масла

Трансмиссио-нные и гидравличес-кие масла

Специальные масла и жидкости

Пластичные смазки

ЛАЗ-4202 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

ЛиАЗ-5256 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

ПАЗ-672, -3201, - 3205, -3206 всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

УАЗ-452, -2206, -3962 всех модификаций

2,2

0,2

0,05

0,2

Бортовые грузовые автомобили

ГАЗ-53, -53-27 всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

ГАЗ-53-07, -53-19

2,1

0,25

0,07

0,2

ЗИЛ-130, -131 всех модификаций

2,2

0,3

0,1

0,2

ЗИЛ-4331 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

КамАЗ-4310, -5320, -5321 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

КрАЗ-255, -256, -257, -258, -260 всех модификаций

2,9

0,4

0,1

0,3

МАЗ-5334 всех модификаций

2,9

0,4

0,15

0,35

МАЗ-543, -7310, -7313 всех модификаций

4,5

0,5

1,0

0,3

Урал-4320 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

УАЗ всех модиф.

2,2

0,2

0,05

0,2

Окончание табл. 6.2

Марка, модель автомобиля

Моторные масла

Трансмиссио-нные и гидравличес-кие масла

Специальные масла и жидкости

Пластичные смазки

Тягачи

Зил-130, -131

2,0

0,3

0,1

0,2

КамАЗ-5410, -54118 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

КрАЗ всех модификаций

2,9

0,4

0,15

0,35

МАЗ-5429, -5430, -5432, -5433 всех модификаций

2,8

0,4

0,1

0,3

Mercedes-Benz всех модификаций

2,5

0,4

0,1

0,3

Самосвалы

ГАЗ-53Б

2,1

0,3

0,1

0,25

Зил-ММЗ-555 всех модификаций

2,0

0,3

0,1

0,2

КамАЗ-5511

2,8

0,4

0,15

0,35

КрАЗ-222

3,0

0,4

0,1

0,35

МАЗ

2,9

0,4

0,15

0,35

Фургоны

ГЗСА-731, -947, -3713, -3714, -3718, -3719

2,1

0,3

0,1

0,25

ИЖ-2715 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

Москвич-2733, -2734

1,8

0,15

0,05

0,1

УАЗ-374101, -396201

2,2

0,2

0,05

0,2

Урал-49472

1,8

0,35

0,1

0,2