Основные типы присадок к моторным маслам
Тип | Функциональное назначение | Химические соединения |
Вязкостные (загущающие) | Уменьшают степень изменения вязкости с изменением температуры | Полиизобутилен, полиметакрилат, сополимеры стирола с буталеном и др. |
Моющие (детергенты) | Уменьшают и предотвращают образование высокотемпературных отложений, обеспечивают чистоту деталей, нейтрализуют продукты окисления топлива и масла | Масляные и синтетические сульфонаты металлов кальция, магния и др. фосфонаты салицилаты |
Окончание табл. 2.2
Тип | Функциональное назначение | Химические соединения |
Диспергирующие (дисперсанты) | Поддерживают загрязняющие примеси в масле в мелкодисперсном состоянии и предотвращают образование низкотемпературного шлама | Сукцинимиды (янтарной кислоты) |
Антиокислительные и антикоррозионные | Снижают скорость окисления и образования нерастворимых, а также коррозионно-агресивных продуктов в масле. Уменьшают рост вязкости и предотвращают коррозию деталей из цветных сплавов | Диалкилдитиофосфат цинка, дитиокарбамат цинка, эфиры, бензотриазол |
Противоизносные и противозадирные | Предотвращают разрушение контактирующих поверхностей деталей при граничном трении, снижают износ за счёт образования на поверхностях трения защитных плёнок | Дитиофосфаты металлов, нафтенат свинца, трикрезилфосфат, олеиновая кислота |
Депрессорные | Понижают температуру застывания масла за счёт снижения интенсивности образования кристаллов парафина при низких температурах | Полиметакрилат и др. |
Ингибиторы коррозии | Предотвращают коррозию (ржавление) деталей из чёрных металлов | Сульфонаты магния и кальция |
Антифрикционные (модификаторы трения) | Уменьшают трение в сопряженных парах, снижают расход топлива двигателем | Дисульфид молибдена, дитиофосфаты молибдена, соединения графита, бораты |
Противопенные | Предотвращают образование пены в двигателе | Полисилоксаны |
Таблица 2.3
Присадки к моторным маслам, допущенные
Волжским автомобильным заводом
Присад-ка | Состав (активный компонент) | Назначение | Применение |
Деста | Дисперсия ультрадисперсных частиц алмаза и графита | Улучшает микроструктуру поверхности трения, особенно при приработке отремонтированных двигателей | Используется не более одного раза до капитального ремонта |
Экон | Дисперсия ультрадисперсных частиц алмаза и графита, малорастворимые соединения меди |
То же |
То же |
Фриктол | Сложные малорастворимые соединения молибдена | Способствует снижению сил трения и износа, ускоряет приработку | При постоянной эксплуатации |
Экомин | То же | То же | То же |
Моли-Приз | – | – | – |
Моликом | – | – | – |
Моли-Кристалл | Органический эфир животного происхождения | Способствует снижению сил трения и износа | – |
Озерол | Соединения азота | Способствует снижению износа | – |
Экомин ДМ | Дисперсия дисульфида молибдена в масле с функциональными присадками | Снижает износ деталей и потерь на трение, способствует ускорению приработки | – |
Экомин ДМГ | Дисперсия дисульфида молибдена и графита в масле с функциональными присадками | То же | – |
Окончание табл. 2.3
Присад-ка | Состав (активный компонент) | Назначение | Применение |
Ресурс, Ресурс-супер | Дисперсия в масле микропорошка медного сплава | Снижает износ деталей, способствует восстановлению показателей изношенных двигателей по компрессии и мощности | В любой период эксплуатации, кроме гарантийного |
Ремол-1 | Дисперсия в масле микропорошка меди | То же | То же |
Дека-Приз |
| Способствует удалению загрязнений различного типа с деталей двигателя (промывочное средство) | Вводится в работающее масло в количестве 0,5 л. промывка проводится в течение 2 ч на эксплуатационных режимах |
Высокие эксплуатационные свойства моторных масел обеспечивают работу бензиновых и дизельных двигателей на всех режимах, с минимальными потерями энергии на трение, с высокими технико-экономическими показателями и с высокой степенью защиты от износа и коррозии в течение длительной эксплуатации.
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II