3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
Особенностью масел для гидромеханических и гидрообъемных передач является наличие фрикционных свойств, позволяющих организовать четкую работу фрикционных дисков включения передач.
Фрикционные свойства масел обеспечиваются за счет силы взаимодействия его молекул между собой и с поверхностью дисков. В результате создается сопротивление сдвигу больше, чем передаваемый крутящий момент. Фрикционные свойства оценивают коэффициентом трения, который находится в пределах 0,1–0,18 и зависит от фрикционных свойств масла и скорости скольжения. Коэффициент трения обычно стабилизируется при скорости скольжения больше 0,1 м/с.
Антифрикционные, противоизносные и другие свойства масел для гидромеханических трансмиссий в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями обеспечиваются их вязкостными характеристиками, наличием присадок, механизм действия которых аналогичен действию в механических трансмиссиях.
На технике, имеющей гидромеханические коробки передач широко используются масла марок А (ТУ 38.101179-79), МГТ (ТУ 38.401494-84), а для обеспечения работы гидроусилителей рулевого управления – масло Р (ТУ 38.101179).
А – маловязкое масло глубокой селективной очистки, загущенное полиизобутиленом, содержащее антиокислительную и противоизносную (универсальную), детергентно-диспергирующую, депрессорную и антипенную присадки. Применяется всесезонно в гидромеханических коробках передач и гидротрансформаторах автомобилей, тягачей и других машин в умеренной климатической зоне. Обладает высокой термоокислительной стабильностью, хорошими низкотемпературными свойствами. Дублирующее масло марки МГТ. Масла совместимы в любых соотношениях. Масло марки А может применяться в качестве рабочей жидкости в различных гидравлических системах, в гидроамортизаторах, в гидроусилителях руля.
МГТ – маловязкое, низкозастывающее масло, загущенное низкомоле-кулярным полимером, содержащее комплекс высокоэффективных присадок. Применяется всесезонно до минус 50 ºC аналогично маслу марки А.
В гидромеханических передачах тяжелых многоосных автомобилей может быть использована также смесь 30% М-16-А(т) и 70% веретённого АУ. Для улучшения защитных свойств к смеси добавляют до 10% присадки АКОР-1. Смесь может применяться в качестве дублирующего масла марки А.
Масло марки Р – маловязкое малосернистое масло типа веретенного АУ, содержащее антиокислительную и противоизносную присадку, а также детергентно-диспергирующую и антипенную присадки. Имеет достаточно высокую термоокислительную стабильность и хорошие низкотемпературные свойства. Используется для гидрообъёмных передач и гидроусилителей рулей.
Основные характеристики масел для гидромеханических и гидрообъёмных передач приведены в табл. 3.4.
Таблица 3.4
Основные характеристики масел для
гидромеханических и гидрообъёмных передач
Показатели | Для гидротрансформаторов и автомеханических передач | Для гидро- усилителя руля, марка Р | ||
А | МГТ | |||
Вязкость кинематическая (мм2/с) при температуре: |
|
|
| |
50 ºC | 20–30 | – | 12–14 | |
100 ºC | – | 6–7 | – | |
–20 ºC | 2100 | – |
| |
Вязкость динамическая при температуре минус 50 ºC – не более, Па·с | – | 400 | – | |
Температура вспышки – выше, ºC | 175 | 160 | 163 | |
Температура застывания – ниже, ºC | –40 | –55 | –45 | |
Испытания на коррозию стальных пластин | Выдерживает | |||
Увеличение массы резины после выдерживания ее в масле в течение 72 ч при температуре 130 ºC – не более, % |
|
|
| |
Марка 81-90 | 2 | – | – | |
Марка В-1И | – | 5,0 | 2,5 | |
Испытание на вспенивание при температуре 125 ºC | Пена должна исчезать не более чем через 30с | |||
Индекс задира, Из | – | 40 | 2 | |
Критическая нагрузка, Н | 720 | 900 | – | |
Нагрузка заедания, Н | 2240 | 2000 | – | |
Диаметр пятна износа, мм (4ч,200Н) | 0,55 | 0,50 | – |
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II