Глава 4 Пластичные смазки
Современные смазочные масла успешно обеспечивают работу различных узлов трения. Но для их применения необходим картер, куда это масло заливают, устройства для залива, слива масла, контроль уровня. Для входящих и выходящих валов нужно обеспечить уплотнения. Кроме того, для предотвращения повышения или понижения давления масла при изменениях температуры, что приводит к выходу из строя уплотнений (сальников), необходимо сообщение с атмосферой (сапуны), через которое в картер могут попадать вода и механические примеси.
В случае сложных узлов и агрегатов, таких как коробка передач, раздаточная коробка, главная передача, выполнение вышеперечисленных требований оправдано. Но для обеспечения смазки одного подшипника качения или скольжения или шарнира рулевой трапеции и т. п. чрезмерное усложнение конструкции нецелесообразно. В этом случае применяют пластичные смазки. Смазки позволяют удерживать вокруг узла трения запас смазочного масла, сочетая в себе свойства твердого тела и жидкости. Грубой моделью смазки может служить кусочек ваты, пропитанный маслом: волокнистое тело удерживает форму и запас масла, а под нагрузкой деформируется, уподобляясь вязкой жидкости.
Другой, более точный пример – сотовый мед. Жидкий мед, находясь в сотах, не растекается, а под нагрузкой вместе с мягкими сотами меняет форму. Конечно, в пластичной смазке ячейки с маслом не такой правильной формы, как соты, а хаотичной, но в целом аналогия есть. Однако и эти сравнения не в полной мере характеризуют состав и предназначение пластичных смазок.
В соответствии с ГОСТ 26098-84 «Нефтепродукты. Термины и определения» под пластичной смазкой понимается нефтепродукт или синтетический продукт, отличающийся наличием структурного каркаса, образованного частицами загустителя, в ячейки которого включено масло, и предназначенный для снижения износа трущихся уплотнений и соединений.
По объёму производства пластичные смазки уступают смазочным маслам, однако число механизмов и узлов трения, смазываемых пластичными смазками, значительно больше, чем маслами. Это обуславливается малым расходом пластичных смазок. В большинстве случаев количество смазки, вводимое в узел трения, исчисляется в граммах, а иногда и в миллиграммах. К тому же сроки смены смазок обычно гораздо больше, чем масел. В ряде случаев смазки не требуют смены в течение всего срока службы механизмов.
К числу типичных узлов трения в автомобиле, смазываемых пластичными смазками, можно отнести узлы трения шасси и управления, подшипники крестовин, подшипники агрегатов электрооборудования.
По сравнению со смазочными маслами пластичные смазки обладают рядом преимуществ:
– не вытекает под действием собственной массы из открытых узлов терния;
– надёжней предохраняют узлы трения от загрязнения, воздействия влаги и различных коррозионно-агрессивных продуктов, удерживая их на поверхности;
– снижаются, и значительно, затраты на смазочные материалы, несмотря на сравнительно высокую стоимость пластичных смазок;
– эффективнее снимают шум и вибрацию в ряде узлов трения.
В то же время пластичные смазки имеют и недостатки:
– удержание во взвешенном состоянии металлических частиц износа трущихся деталей;
– не всегда приемлемые низкие температуры плавления и высокие температуры застывания;
– невысокая теплопроводность – плохой отвод тепла от трущихся деталей.
Требования, предъявляемые к пластичным смазкам:
– необходимые механические свойства, оцениваемые прицелом прочности, эффективной вязкостью и пенетрацией;
– достаточная теплостойкость, оцениваемая температурой каплепадения;
– водостойкость;
сохранение однородности – не расслаиваться при хранении и в узлах трения на масло и загуститель (коллоидная стабильность);
– хорошие защитные и противокоррозийные свойства;
– надежное уплотнение смазываемых узлов и герметизируемых соединений;
– технологичность в изготовлении;
– невысокая стоимость;
– нетоксичность и экологичность.
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II