3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
Большое разнообразие конструкций узлов и агрегатов трансмиссии влечет за собой широкий ассортимент трансмиссионных масел.
Масла для силовых передач классифицируют согласно ГОСТ 17479.2-85 «Обозначение нефтепродуктов. Масла трансмиссионные».
В обозначении трансмиссионных масел, как и моторных, указывают их принадлежность к классам и группам в зависимости от их вязкостных и эксплуатационных свойств. Вначале две буквы «ТМ» определяют вид масла – трансмиссионное масло.
Цифра, следующая через дефис за обозначением вида, характеризует группу эксплуатационных свойств. Группы различают по присадкам, добавляемым в минеральное масло и характеристикам областей применения (тип передач, рабочие температуры и контактные напряжения). Затем, через дефис, указывают класс вязкости. Деление масел на классы вязкости и эксплуатационные группы показано в табл. 3.1. и 3.2.
Таблица 3.1
Классы вязкости трансмиссионных масел
Класс вязкости | Кинематическая вязкость при температуре 100 ºC, мм2/с (сСТ) | Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·с, ºC, не выше |
9 | 6,00 – 10,99 | –35 |
12 | 11,00 – 13,99 | –26 |
18 | 14,00 – 24,99 | –18 |
34 | 25,00 – 41,00 | – |
Таблица 3.2
Группы трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам
Группа | Состав масла | Характеристика области применений |
1 | Минеральное масло без присадок | Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 ºC |
2 | Минеральное масло с противоизносными присадками | То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 ºC |
3 | Минеральное масло с противозадирными присадками умеренной эффективности | Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 ºC |
4 | Минеральное масло с протизадирными присадками высокой эффективности | Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 ºC |
5 | Минеральное масло с протизадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла | Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 ºC |
В зависимости от температуры окружающей среды используют трансмиссионные масла различных классов: чем ниже температура воздуха, тем ниже должна быть вязкость масла. Естественно, учитывается и рабочая температура узлов и агрегатов.
По эксплуатационным свойствам трансмиссионные масла делят на пять групп:
К группе ТМ-1 относят нигролы зимний и летний (ТУ 38.101529-75), применявшиеся в агрегатах трансмиссий старых автомобилей. Это неочищенные остатки от прямой перегонки нефти. На современных автомобилях не применяются.
К группе ТМ-2 относят масло для коробок передач и рулевого управления – ТС (ОСТ 38.01260-82), класс вязкости 18. Ввиду низких эксплуатационных качеств применяется только на старых моделях легковых автомобилей.
К группе ТМ-3 относятся масла ТСп-10, Тап-15В, ТСп-15к, выпускаемые по ГОСТ 23652-79.
ТСп-10 смесь деасфальтизата с маловязким низкозастывающим дистиллятным маслом типа велосита и трансформаторного, содержащая противозадирную депрессорную и антипенную присадки. Масло широко применяется в агрегатах трансмиссий различных автомобилей при температуре окружающего воздуха до минус 45 ºC, контактных напряжениях до 2500 МПа и скоростях скольжения до 17 м/с.
ТАп-15В – смесь экстрактов остаточных масел фенольной очистки и дистиллятных масел или фильтрата обезмасливания парафинов, содержащая противозадирную и депрессорную присадки. Применяется всесезонно в агрегатах трансмиссий и зубчатых редукторов при температуре окружающего воздуха до минус 25 ºC, контактных напряжениях до 2500 МПа и скоростях скольжения до 17м/с. Совместимо с маслами марок ТСп-15к и ТСп-10 в любых соотношениях.
ТСп-15к – смесь дистиллятного и остаточного масел селективной очистки, содержащая противозадирную, антипенную, антиокислительную и противоизносную (комплексную), а также депрессорную присадки. Применяется всесезонно в агрегатах трансмиссий автомобилей, зубчатых редукторах (кроме гипоидных), работающих при температуре окружающего воздуха до минус 30 ºC, контактных напряжениях до 2500 МПа и скоростях скольжения до 17м/с.
К группе ТМ-4 относят масла ТСз-9гип (ОСТ 38.101158-78), ТСп-14гип (ГОСТ 23652-79) и ТСгип (ОСТ 38.01260-82).
ТСз-9гип – смесь маловязкого низкозастывающего масла с остаточным высоковязким маслом, загущенная полиметакрилатом. Присутствуют противозадирная, антикоррозийная, депрессорная и антипенная присадки. Применяется для смазки агрегатов трансмиссий автомобилей, включая и гипоидные главные передачи, эксплуатирующихся в холодном климатическом регионе при температуре окружающего воздуха до минус 50ºC.
ТСп-14гип – смесь остаточного и дистиллятного масел из сернистых нефтей, селективной очистки, содержащая противозадирную, антиокис-лительную и моющую (комплексную), депрессорную и антипенную присадки. Масло применяется для гипоидных передач грузовых автомобилей, эксплуатирующихся при температуре окружающего воздуха до минус 35 ºC, контактных напряжениях до 3500 МПа и скоростях скольжения до 18м/с. При температуре ниже минус 35 ºC допускается добавление 10–15% дизельного топлива марки З или А.
ТСгип – осернённая смесь нигрола или экстракта нитробензольной очистки остаточных масел с маловязким маслом. Масло применяется для ведущих мостов легковых автомобилей с гипоидной главной передачей (за исключением автомобилей ВАЗ), работающих при температуре окружающего воздуха до минус 20 ºC, контактных напряжениях до 3500 МПа и скоростях скольжения до 16 м/с. Кинематическая вязкость масла ТС-9гип при темпера-туре 100 ºC в пределах 21–32 мм2/2.
Группа ТМ-5 включает масла ТМ-5-12рк (ТУ 38.101844-80) и ТАД-17и (ГОСТ 23652-79).
Масло ТМ-5-12рк – перспективное универсальное рабоче-консерва-ционное масло. Представляет собой низкозастывающее масло селективной очистки, загущенное полиметакрилатом, с добавлением многофункциональной и антипенной присадок, а также ингибитора коррозии. Применяется для агрегатов трансмиссий и различных зубчатых редукторов, имеющих цилиндрические, конические, спирально-конические, гипоидные и некоторые червячные передачи при скоростях скольжения до 17 м/c и контактных напряжениях в зацеплении зубьев до 4000 МПа, обеспечивая эксплуатацию и хранение техники без коррозийного поражения в течение не менее 10 лет.
ТАД-17 и базовое масло – ТБ-20, содержащие депрессорную, много-функциональную и антипенную присадки. Это универсальное всесезонное масло. Применяется в умеренном климатическом районе для смазывания агрегатов трансмиссий автомобилей ВАЗ и другой техники при температуре окружающего воздуха до минус 30 ºC.
Основные показатели перечисленных марок трансмиссионных масел отражены в табл. 3.3.
Таблица 3.3 Основные эксплуатационные характеристики масел для механических трансмиссий
| |||||||
Показатель |
ТМ-5-12рк |
ТСп-10 |
ТСз-9гип |
ТАп-15В |
ТСп-15к | ТСп-14гип |
ТСгип |
Вязкость динамическая, Па·с, при температуре: –50 ºC………………… –40 ºC………………… –30 ºC………………… –20 ºC………………… –10 ºC………………… 0 ºC………………….
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: 50 ºC……………….. 100 ºC………………
Температура застывания, ºC, не выше
Температура вспышки в открытом тигле, ºC, не ниже
Смазывающие свойства: удельная нагрузка заедания шестерен стенда IАЕ, МПа, не менее……. |
280–350 30–60 7,5–13 2,5–4,5 1,4–1,7 0,6–0,8
48–55 не менее 12
–45
180
3150 |
3000–8000 300–700 40–100 9–25 3–6 1–2
55–60 не менее 10
–40
128
2340 |
35–100 8–20 2–5 1–2 0,5–0,9 0,2–0,5
36–40 не менее 9
–50
160
2900 |
– – 3000–5000 200–300 20–40 5–10
130–140 14–16
–20
180
2270 |
– 4500–8000 300–550 40–70 8–15 2–3
95–100 не менее 15
–25
180
2480 |
– 4000–8000 300–500 не более 80 10–20 2–5
95–100 не менее 14
–25
180
3000 |
– – 300–10000 400–1000 55–150 15–30
200–300 20,5–32,4
–20
170
2840 |
Показатель износа (ГОСТ 9490 – 75), мм, не более………………. |
0,6 |
0,7–0,9 |
0,8–1,1 |
0,6–0,8 |
0,5 |
0,7–0,8 |
0,9–1,2 |
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II