5.5. Пусковые жидкости
При пуске холодного двигателя в условиях низких температур необходимо получить достаточную испаряемость топлива. Это обычно достигается увеличением частоты вращения коленчатого вала с целью получения большой скорости прохождения воздуха через диффузор и более мелкого диаметра капелек бензина, а в дизелях – повышения тонкости распыла при впрыске. Высокая пусковая частота вращения коленчатого вала обеспечивается полностью заряженными аккумуляторными батареями, а при необходимости и буксировкой автомобиля.
Есть и более простой способ получения достаточного для воспламенения количества горючих паров. В условиях Крайнего Севера широко применяют пусковые жидкости – смесь углеводородов, кипящих при низких температурах. Если эти углеводороды ввести в состав топлива, то он, во-первых, будут интенсивно улетучиваться, а во-вторых, будут активно создавать паровые пробки в системе, особенно в летнее время. Поэтому их подают во впускной коллектор.
Промышленность выпускает легковоспламеняющиеся пусковые жидкости «Холод Д-40» для дизельных двигателей и «Арктика» для бензиновых на основе диэтилового эфира (табл. 10.14). Эфир обладает широким пределом воспламеняемости и невысокой температурой самовоспламенения в топливовоздушной смеси. Добавление к пусковой жидкости для дизелей газового бензина (фракция с температурой кипения 30…100 С) и изопо-пилнитрата ускоряет самовоспламенение и сгорание основного топлива, делает работу дизеля во время пуска более мягкой.
Таблица 5.14
Состав пусковых жидкостей
Компоненты | Состав, % объёмный | |
| «Арктика» | «Холод Д-40» |
Этиловый спирт | 45–60 | 60 |
Смесь низкокипящих углеводородов (петролейный эфир, газовый бензин) |
35–55 |
15 |
Изопропилнитрат | 1–5 | 15 |
Масло с противоизносными и противозадирными присадками |
2 |
10 |
В пусковой жидкости для бензиновых двигателей небольшое количество изопропилнитрата ускоряет подготовку эфира и газового бензина к воспламенению от искры, а газовый бензин обеспечивает плавный переход к работе на основном топливе.
Масло с противоизносными и противозадирными присадками добавляют для снижения износа цилиндропоршневой группы в период пуска. В жидкости «Арктика» содержание масла снижено во избежание замасливания электродов и и перебоев в работе свечей зажигания.
Применение пусковых жидкостей значительно упрощает пуск двигателей при низких температурах (рис. 5.5).
Рис. 5.5. Зависимость минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 при пуске от температуры:
1 – при применении пусковой жидкости «Арктика»; 2 – без пусковой жидкости.
Пусковые жидкости выпускаются промышленностью в герметичных алюминиевых ампулах вместимостью 20 и 50 см3. Для введения жидкостей в двигатель выпускаются пусковые приспособления 5 ПП-40 («Арктика») и 6 ПП-40 («Холод Д-40»), отличающиеся размером и числом распыливателей (риc. 5.6).
Рис. 5.6. Пусковое приспособление 5ПП-40:
1 – жиклёр; 2 – воздушный насос; 3 – корпус; 4 – впускной коллектор;
5 – распылители; 6 – трубопровод; 7 – ампула с пусковой жидкостью.
Пусковое приспособление 5 ПП-40 состоит из ручного воздушного насоса 2 двойного действия, корпуса 3 и распыливателей 5. Насос устанавливают в кабине, в действие его приводят одновременно с включением стартера. Корпус 3 монтируют в месте, доступном для установки ампул 7 с пусковой жидкостью. Распылители устанавливают на впускной коллектор двигателя. Перед пуском ампулу с жидкостью вставляют в корпус и прокалывают иглой, проходящей через крышку. При нажатии на рукоятку ручного насоса воздух под давлением поступает в корпус, жидкость в смеси с воздухом через жиклёр 1 и трубопровод 6 поступает к распылителям.
Возможно применение жидкостей и без довольно сложного приспособления. Жидкость выпускают в аэрозольной упаковке. При нажатии на распылительную головку жидкость по трубопроводу подаётся к шнековой форсунке, которую закрепляют во впускном коллекторе двигателя [6].
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II