6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
Основным энергетическим показателем горючего является теплота, выделившаяся при сгорании 1 кг топлива. Кроме того, при изменении температуры горючего в широких пределах объём его значительно изменяется. Так, например, при понижении температуры на 40 °С объём горючего в желез-нодорожной цистерне вместимостью 60 м3 уменьшается приблизительно на 2000 л при неизменной массе.
Поэтому горючее и масла учитывают в массовых единицах.
При выдаче горючего на пунктах заправки учёт ведут в литрах, но трижды в день замеряют плотность и затем в конце смены, переводят в килограммы.
В средствах хранения нефтепродуктов определяют объём (по высоте налива и градуировочным таблицам) и плотность на момент определения объёма.
В средствах транспортирования объём определяют при помощи калибровочных отметок или таблиц.
В таре (бочках, канистрах) определяют непосредственно массу горючего или масла взвешиванием.
Так как горючее и особенно масла являются весьма дорогостоящими продуктами, то в нашей стране уже более 50 лет действует государственная система нормирования расхода горючего. При этом она постоянно совершенствуется. До 1960 г. нормы расхода определялись только пробегом автомобиля, а у порожней машины расход значительно меньше, чем у полностью гружённой. В 1960 г. введены нормы расхода топлива для автомобилей, учитывающие не только пробег, но и выполненную транспортную работу, расстояние перевозок, дорожные и климатические условия. При этом немаловажное значение приобретает техническое состояние автомобиля, умелое вождение, сокращение порожних пробегов, широкое использование прицепов и полуприцепов.
С 1976 г. стали действовать временные линейные нормы расхода топлива, в которых учтены качественные изменения подвижного состава. Нормы на пробег порожнего автомобиля снижены на 2–4% и на 13–20% – на транспортную работу, что позволило получить дополнительную экономию топлива. На основе норм можно дифференцированно определить расход топлива в зависимости от марки и модели подвижного состава, расстояния перевозок, количества поездок и перевезённого груза, дорожных и климатических условий.
В каждой организации, эксплуатирующей автомобили, должны быть удельные и эксплуатационные нормы расхода топлива. На каждый автомобиль необходимо вести путевой и учётный листы, что позволит обеспечить строгий учёт расхода горючего и определять меры по его экономии.
Важную роль играет правильная организация приёма, учёта, хранения и выдачи нефтепродуктов.
Под нормой расхода топлива для автомобилей понимают предельно допустимое количество топлива, необходимое для выполнения перевозок или другой работы при установленном режиме (качестве) и с учётом конкретных технико-эксплуатационных условий выполнения этих перевозок (работы).
Одним из основных требований, которому должны отвечать нормы расхода, является их соответствие техническому прогрессу, достигнутому в автомобилестроении, а также более совершенным формам и методам организации транспортного процесса. Поэтому действующие нормы расхода должны периодически пересматриваться и быть приводимыми в соответствие как с изменившимися организационными формами работы автомобильного транспорта, так и с его постоянно совершенствующейся материальной частью.
Государственным НИИ автомобильного транспорта разработаны “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте” — руководящий документ Р 3112194-0366-03. Нормы утверждены первым заместителем министра транспорта РФ 29 апреля 2003 г. Срок действия норм с 29.04.03 г. до 1.1.08 г. [20]. ( С 03.08г. Действуют новые нормы [25,26] ).
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
– базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряжённом состоянии;
– транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:
а) автобуса, где учитывается снаряжённая масса и нормируемая по назначению автобуса загрузка пассажиров;
б) самосвала, где учитывается снаряжённая масса и нормируемая (коэффициент 0,5) загрузка самосвала;
– транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т. км) транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом (или с использованием установленных коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно с дизельными или бензиновыми двигателями, или с использованием более точных расчётов, выполняемых ФГУП НИИАТ по специальной программе-методике для каждой конкретной марки и типа АТС).
Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля и его агрегатов, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.), от вида используемого топлива и учитывает снаряжённое состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации.
Норма на транспортную работу включает базовую норму и зависит от грузоподъёмности или от нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учётом условий эксплуатации АТС.
Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах;
для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), – в литрах сжиженного газа (из расчёта 1 л бензина соответствует 1,32 л СНГ);
для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (СПГ), – в нормальных метрах кубических СПГ (из расчёта 1 л бензина соответствует 1 куб. м СПГ);
для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в кубических метрах, рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.
Учёт условий эксплуатации производится с помощью ряда поправочных коэффициентов ( % - ного увеличения или снижения норм).
Нормы расхода топлива повышают при следующих условиях:
– работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5% до 20%. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении 2. Например, Новгородская область отнесена к 27 региону, где 5 месяцев (01.XI по 31.III) можно применять надбавку до 10%. Республика Саха – 7 месяцев, до 20%, а Дагестан (31-й регион), Чечня (32-й регион) и Ингушетия (34-й регион) – 3 месяца, до 5% и т. д.
– работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II, и III категорий) в горных местностях, включая городские и сельские поселения и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
от 300 до 800 метров – до 5% (нижегорье);
от 801 до 2000 метров – до 10% (среднегорье);
от 2001 до 3000 метров – до 15% (высокогорье);
свыше 3000 метров – до 20% (высокогорье).
– работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II, и III категорий) вне пределов городов и пригородных зон, при наличии не менее 500 поворотов на 100 км пути (сложный план дорог) – до 10%.
– Работа автотранспорта в городах с населением:
а) свыше 3,0 млн. человек – до 25%;
б) от 1,0 до 3,0 млн. человек – до 20%;
в) от 250 тыс. до 1 млн. человек – до 15%;
г) от 100 тыс. до 250 тыс. человек – до 10%;
д) до 100 тыс. человек (города и посёлки городского типа, при наличии светофоров и дорожных знаков) – до 5%.
– работа, требующая частых технологических остановок – более, чем 1 остановка на 1 км пробега (автобусы, инкассация, очистка почтовых ящиков и т. д.) – до 10%.
– перевозка нестандартных крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, движение в колонне, сопровождение при пониженных скоростях движения:
а) до 20–30 км/час – до 15%;
б) до 10 км/час – до 35%.
– при пробеге первой тысячи километров новыми или капитально отремонтированными автомобилями и при перегонке таких автомобилей одиночным порядком – до 10%, в спарке – до 15%, в строенном состоянии – до 20%.
– для автомобилей, эксплуатируемых:
а) более 5 лет – до 5%;
б) 8 лет – до 10%.
– при работе грузовых автомобилей, фургонов и т. п. без учёта массы перевозимого груза и технического транспорта внутри предприятия – до 10%.
– при работе специальных автомобилей с повышенным маневрированием (ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т. п.) – до 20%.
– при движении по бездорожью:
а) без груза – до 20%;
б) с полной или частичной загрузкой – до 40%;
– при чрезвычайных климатических условиях по дорогам I и III категорий – до 35%, IV и V категорий – до 50%.
– при учебной езде – до 20%.
– при работе климатических установок в движении – до 7%.
– при работе климатических установок на стоянке по норме 10 км пробега за час.
– при простое с обязательно работающим двигателем – до 10%.
Допускается на основании распоряжения местной администрации или приказа руководителя предприятия:
– на внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, приработки двигателей и т. п.) – увеличить расход горючего предприятием до 1% от общего значения.
– для модификаций, отличающихся по массе (установка фургонов, кунгов и т. д.):
а) на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля – увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км бензина, до 1,3 л/100 км дизельного топлива, до 2,64 л/100 км СНГ и до 2,0 куб. м/100 км СПГ; при газодизельном процессе – до 1,2 куб. м СПГ и до 0,25 л/100 км дизельного топлива;
б) по расчёту – в соответствии с программой-методикой ФГУП НИИАТ.
Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) на дорогах I, II и III категорий – до 15%.
В пригородной зоне городские коэффициенты не применяются.
При условиях применения нескольких надбавок определяют их алгебраическую сумму.
В дополнение к нормированному расходу газа для газобаллонных автомобилей допускается расход бензина или дизельного топлива:
– заезд в ремонтную зону и выезд из неё – до 5 л на один автомобиль;
– для запуска двигателя при температуре окружающей среды ниже 0 С – до 10 л в месяц на один автомобиль;
– на маршрутах протяжённостью, не обеспечиваемой одной заправкой, – до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.
Нормы расхода бензина или дизельного топлива для газобаллонных автомобилей, в указанных случаях, определяют по расходу для базовой марки.
Возможна корректировка существующих или введение новых поправочных коэффициентов при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (ФГУП НИИАТ).
Ниже приведены нормы расхода для наиболее часто используемых марок автотранспортных средств. Для АТС одной марки, с незначительными конструктивными особенностями, дан диапазон расхода для этих модификаций.
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II