6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
Проливы и утечки нефтепродуктов в процессе эксплуатации автотранспортных средств являются значительным по объёму фактором загрязнения воздуха, почвы, водоёмов, а также подземных инженерных сооружений вокруг нефтебаз и автомобильных заправочных станций (АЗС). Доля АЗС в общей эмиссии загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах составляет 8–10%.
По характеру воздействия источники загрязнения окружающей среды АЗС разделяют на постоянно действующие («дыхания» резервуаров и бензобаков, выбросы при заправке и сливе газа на АГНС), периодические (проливы при сливе автоцистерн и заправке машин) и случайные (утечки и проливы при ремонте и обслуживании АЗС, аварийные утечки и т. д.).
Источники второй и третьей групп приводят к загрязнению нефтепродуктами почвы, водоёмов и подземных инженерных сооружений.
Ориентировочные значения отдельных источников в общей эмиссии загрязнения составляют (%):
проливы при заправке машин – 30;
проливы при сливе автоцистерн – 25;
проливы при обслуживании и ремонте оборудования – 20;
утечки при неисправности оборудования – 15;
другие источники – 10.
Для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из источников загрязнения АЗС рекомендуется:
– поддерживать в полной технической исправности резервуары, технологическое оборудование и трубопроводы. Обеспечивать их герметичность;
– поддерживать техническую исправность дыхательных клапанов, своевременно проводить на них техническое обслуживание и соответствующие регулировки;
– обеспечивать герметичность сливных и замерных устройств, люков смотровых и сливных колодцев, в том числе и при проведении операций слива нефтепродуктов в процессе их хранения;
– осуществлять слив нефтепродуктов из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт (на автоцистерне и резервуаре АЗС);
– не допускать переливов и разливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автотранспорта;
– оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;
– оборудовать резервуары АЗС и топливораздаточные колонки системами (установками) улавливания (отвода), рекуперации паров бензина;
– поддерживать в исправности счетно-дозирующие устройства, устройства для предотвращения перелива, системы обеспечения герметичности процесса слива, системы автоматизированного измерения количества сливаемых нефтепродуктов в единицах массы (объёма), а также устройства трубопровода после окончания операции слива.
Высокие требования предъявляются к составу и свойствам воды объектов водоиспользования. Это запасы воды для хозяйственно-питьевых нужд культурно-бытовых потребностей, а также водоёмы, используемые для разведения промысловых видов рыб. Эти требования отражены в табл. 6.5.
Таблица 6.4
Требования к составу и свойствам воды объектов водопользования
| Виды водопользования | ||
Показатели качества | хозяйственно-питьевое | культурно-бытовое | рыбо-хозяйственное |
Содержание взвешенных веществ, мг/л, не более |
0,25 |
0,75 |
0,25–0,75* |
Наличие пятен и плёнки нефти и нефтепродуктов |
о т с у т с т в и е | ||
Наличие запаха и привкуса нефти и нефтепродуктов |
о т с у т с т в и е | ||
Содержание кислорода, мг/л, не менее |
4 |
4 |
6 |
Биохимическая потребность в кислороде (БПК) при 20 °С, мг/л, не более |
3 |
6 |
3 |
* Нижний предел соответствует водоёмам, используемым для производства и сохранения ценных пород рыб; верхний – для всех других рыбохозяйственных целей. |
Биохимическое окисление нефти в водоёме сопровождается непрерывной миграцией тяжёлых её фракций с поверхности на дно и обратно. При окислении 1 мг нефти затрачивается 0,5–3,5 мг кислорода. Полное окисление нефти при наличии кислорода (в аэробных условиях) продолжается до 5 месяцев, а в анаэробных условиях (при дефиците кислорода) – ещё дольше.
Для предотвращения загрязнения окружающей среды нефтью и её продуктами необходимо соблюдать следующие требования:
– обеспечивать герметичность ёмкостей и трубопроводов, в которых содержится нефть и нефтепродукты;
– не допускать утечек горючего и масла из агрегатов и систем автомобиля;
– не допускать разлив ГСМ при заправке машин;
– заправку осуществлять только закрытым способом, используя исправ-ное заправочное оборудование;
– не допускать слив отработанных нефтепродуктов на землю, в водоёмы и канализационную сеть;
– все нефтепродукты, сливаемые из машин (отстой) и используемые для технологических нужд (керосин, бензин, дизтопливо и др.) следует собирать и сдавать на базы нефтеснабжающих организаций или уничтожать методами, согласованными с Госсанинспекцией.
Серьёзнейшую проблему составляет и загрязнение воздушного бассейна.
Основные загрязнители атмосферы – диоксид серы, оксиды азота и летучие углеводородные соединения в 40–60% случаев попадают в воздух от использования нефти и нефтепродуктов.
Даже в промышленно развитой и экологически цивилизованной Западной Европе ежегодно в атмосферу выбрасывается до 16 млн тонн SO2, 8 млн тонн Nox и до 10 млн тонн летучих углеводородов (данные компании «Роял Датч Шелл»).
Окиси серы и азота при соединении с водой, всегда присутствующей в организме человека, образуют кислоты, пагубно влияющие на органы дыхания. Окись углерода соединяется с гемоглобином крови, образуя карбокси-гемоглобин, который в 200 раз активнее, чем кислород. Мало того, что прореагировавший гемоглобин не участвует в доставке кислорода к клеткам организма, он ещё и мешает реализации кислорода, переносимого остальным гемоглобином.
Сжигание топлив, содержащих углеводороды с большой молекулярной массой, приводит к образованию ароматических углеводородов. Некоторые из них являются канцерогенами: бенз()-пирен, 9, 10-диметилантрацен, бенз()- антрацен, дибенз(,h)-антрацен и др. При этом бенз()-пирен имеет накопительный порог срабатывания, а накапливается и удерживается в организме в детском возрасте и после 50 лет.
Повышенное содержание в атмосфере углекислого газа и паров воды приводит к «парниковому» эффекту.
Сегодня в России автомобильный транспорт выделяет в окружающую среду около 30% всех загрязнений. В крупных городах – до 80%. Например, в Москве ежегодно выбрасывается с отработавшими газами более 750 тыс. тонн оксида углерода, более 50 тыс. тонн углеводородов, более 70 тыс. тонн оксидов азота и более 2 тыс. тонн твёрдых частиц.
Состав отработавших газов в зависимости от вида топлива отражён в табл. 6.6 [5].
Особо необходимо отметить свинец, содержащийся в этилированных бензинах. При сгорании бензина образуются токсичные свинцовые соединения – бромистый свинец, фосфат свинца. Попадая в человеческий организм не только через дыхательные пути, но и через кожу, они поражают, прежде всего, центральную нервную систему и кроветворные органы.
С отработавшими газами в воздушную среду поступает 37–85% свинца, содержащегося в этилированном бензине. Оставшаяся часть свинца осаждается на стенках цилиндров двигателя и в выпускном тракте.
Таблица 6.6
Состав отработавших газов, % (по объёму)
| Д в и г а т е л и | |
Компоненты | карбюраторные | дизельные |
Азот | 74–7 | 76–78 |
Кислород | 0,3–8 | 2–18 |
Пары воды | 3–5,5 | 0,6–4 |
Двуокись углерода | 5–12 | 1–10 |
Окись углерода | 5–10 | 0,01–0,5 |
Окислы азота | 0–0,8 | 0,0002–0,5 |
Углеводороды | 0,2–3 | 0,009–0,5 |
Альдегиды | 0–0,2 | 0,001–0,009 |
Сажа, г/м3 | 0–0,4 | 0,01–1 |
Бензопирен, мкг/м3 | 10–20 | до 10 |
Свинец обнаруживается на смывах рук регулировщиков уличного движения, на стёклах окон жилых зданий, на листьях растений и даже в молоке коров, пасущихся около автомагистралей.
Вообще, сбор растений, ягод, плодов и т. д. около оживлённых автодорог безопасен на расстоянии не ближе 300 м.
Всё вышеизложенное говорит о том, что даже при исключении попадания производных нефти в атмосферу, воду и почву, большой вред наносится человеку и окружающей среде за счёт отработавших газов.
Из данных табл. 6.6 видно, насколько менее токсичны продукты сгорания дизельного топлива, а соединений свинца в них вообще нет.
В настоящее время рассматривают два основных направления совершенствования автомобилей и процесса их использования:
1. Использование только неэтилированных бензинов. На первом месте тут страны Северной Америки и Западной Европы.
2. Дизелизация автомобильного парка. Кроме снижения токсичности отработавших газов, здесь имеет место и экономия, и удешевление топлива.
В соответствии с Федеральным законом от 22 марта 2003 года № 34-ФЗ с 1 июля 2003 года в Российской Федерации производство и оборот этилированного бензина запрещается.
- Часть II
- Часть II
- Глава 1 Смазочные материалы
- 1.1. Получение смазочных масел
- 1.2. Очистка масел
- 1.3. Эксплуатационные свойства масел и улучшение их присадками
- 1.4. Перспективы смазочных масел
- Глава 2 Моторные масла
- 2.1. Условия работы автомобильных моторных масел и требования к маслам
- 2.2. Особенности эксплуатационных свойств моторных масел
- Основные типы присадок к моторным маслам
- 2.3. Классификация моторных масел
- 2.3.1. Обозначение моторных масел
- Классы вязкости моторных масел
- 2.4. Старение моторного масла
- 2.5. Сроки замены масел
- 2.5.1. Основные факторы, влияющие на срок службы масла
- Глава 3 Трансмиссионные масла
- 3.1. Способы передачи крутящего момента
- 3.2. Условия применения и требования к качеству трансмиссионных масел
- 3.3. Состав трансмиссионных масел
- 3.4. Обозначение и ассортимент трансмиссионных масел
- Продолжение табл. 3.3
- Окончание табл. 3.3
- 3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач
- 3.5. Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
- 3.6. Применение трансмиссионных масел
- Применение трансмиссионных масел при низких температурах Таблица 3.6
- Глава 4 Пластичные смазки
- 4.1. Состав пластичных смазок
- Обозначение пластичных смазок
- 4.3. Основные марки пластичных смазок
- Эксплуатационные свойства пластичных смазок
- 4.5. Применение пластичных смазок
- Глава 5 Специальные жидкости
- 5.1. Охлаждающие жидкости
- 5.1.1. Условия работы и требования к охлаждающим жидкостям
- 5.1.2. Эксплутационные свойства охлаждающих жидкостей
- 5.1.3. Вода как охлаждающая жидкость
- 5.1.4. Низкозамерзающие жидкости (антифризы)
- 5.1.5. Водоглицериновые смеси
- 5.1.6. Водоспиртовые смеси
- 5.2. Тормозные жидкости
- 5.2.1. Тормозные автомобильные жидкости
- 5.2.2. Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей
- 5.2.3. Применение тормозных жидкостей
- Некоторые правила использования тормозных жидкостей
- 5.3. Амортизаторные жидкости
- Физико-химические характеристики гидравлических жидкостей
- 5.4. Гидравлические жидкости
- Обозначение гидравлических масел
- 5.5. Пусковые жидкости
- 5.6. Антиобледенительные жидкости
- 5.7. Автоочистители
- 5.8. Электролит для аккумуляторных батарей
- 1 Л электролита требуемой плотности (при 25 с)
- Глава 6 Нормирование и рациональное применение горючесмазочных материалов (гсм)
- 6.1. Основные принципы и понятия нормирования расхода гсм
- Базовые нормы расхода топлива, л/100 км
- Легковые автомобили зарубежные
- Для автомобилей и их модификаций, не вошедших в «Нормы…» [20] (приведённый перечень неполный), установлены временные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок.
- Пример расчёта
- 6.2. Потери топлива
- 6.3. Борьба с потерями нефтепродуктов
- 6.4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов и этилового спирта
- 6.5. Экономия гсм
- 6.6. Экологические вопросы и охрана труда при использовании эксплуатационных материалов
- 6.6.1. Влияние гсм на природу и человека
- 6.6.2. Пожароопасность и токсичность топлив и масел
- Продолжение табл. 6.10
- 6.6.3. Меры безопасности при обращении с топливами и маслами в процессе обслуживания техники
- Часть II