logo
Эксплуатационные_материалы_2

6.6.1. Влияние гсм на природу и человека

Проливы и утечки нефтепродуктов в процессе эксплуатации автотранспортных средств являются значительным по объёму фактором загрязнения воздуха, почвы, водоёмов, а также подземных инженерных сооружений вокруг нефтебаз и автомобильных заправочных станций (АЗС). Доля АЗС в общей эмиссии загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах составляет 8–10%.

По характеру воздействия источники загрязнения окружающей среды АЗС разделяют на постоянно действующие («дыхания» резервуаров и бензобаков, выбросы при заправке и сливе газа на АГНС), периодические (проливы при сливе автоцистерн и заправке машин) и случайные (утечки и проливы при ремонте и обслуживании АЗС, аварийные утечки и т. д.).

Источники второй и третьей групп приводят к загрязнению нефтепродуктами почвы, водоёмов и подземных инженерных сооружений.

Ориентировочные значения отдельных источников в общей эмиссии загрязнения составляют (%):

проливы при заправке машин – 30;

проливы при сливе автоцистерн – 25;

проливы при обслуживании и ремонте оборудования – 20;

утечки при неисправности оборудования – 15;

другие источники – 10.

Для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из источников загрязнения АЗС рекомендуется:

– поддерживать в полной технической исправности резервуары, технологическое оборудование и трубопроводы. Обеспечивать их герметичность;

– поддерживать техническую исправность дыхательных клапанов, своевременно проводить на них техническое обслуживание и соответствующие регулировки;

– обеспечивать герметичность сливных и замерных устройств, люков смотровых и сливных колодцев, в том числе и при проведении операций слива нефтепродуктов в процессе их хранения;

– осуществлять слив нефтепродуктов из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт (на автоцистерне и резервуаре АЗС);

– не допускать переливов и разливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автотранспорта;

– оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;

– оборудовать резервуары АЗС и топливораздаточные колонки системами (установками) улавливания (отвода), рекуперации паров бензина;

– поддерживать в исправности счетно-дозирующие устройства, устройства для предотвращения перелива, системы обеспечения герметичности процесса слива, системы автоматизированного измерения количества сливаемых нефтепродуктов в единицах массы (объёма), а также устройства трубопровода после окончания операции слива.

Высокие требования предъявляются к составу и свойствам воды объек­тов водоиспользования. Это запасы воды для хозяйственно-питьевых нужд культурно-бытовых потребностей, а также водоёмы, используемые для раз­ведения промысловых видов рыб. Эти требования отражены в табл. 6.5.

Таблица 6.4

Требования к составу и свойствам воды объектов водопользования

Виды водопользования

Показатели качества

хозяйственно-питьевое

культурно-бытовое

рыбо-хозяйственное

Содержание взвешенных веществ, мг/л, не более

0,25

0,75

0,25–0,75*

Наличие пятен и плёнки нефти и нефтепродуктов

о т с у т с т в и е

Наличие запаха и привкуса нефти и нефтепродуктов

о т с у т с т в и е

Содержание кислорода, мг/л, не менее

4

4

6

Биохимическая потребность в кислороде (БПК) при 20 °С, мг/л, не более

3

6

3

* Нижний предел соответствует водоёмам, используемым для производства и сохранения ценных пород рыб; верхний – для всех других рыбохозяйственных целей.

Биохимическое окисление нефти в водоёме сопровождается непрерывной миграцией тяжёлых её фракций с поверхности на дно и обратно. При окислении 1 мг нефти затрачивается 0,5–3,5 мг кислорода. Полное окисление нефти при наличии кислорода (в аэробных условиях) продолжается до 5 месяцев, а в анаэробных условиях (при дефиците кислорода) – ещё дольше.

Для предотвращения загрязнения окружающей среды нефтью и её продуктами необходимо соблюдать следующие требования:

– обеспечивать герметичность ёмкостей и трубопроводов, в которых содержится нефть и нефтепродукты;

– не допускать утечек горючего и масла из агрегатов и систем автомобиля;

– не допускать разлив ГСМ при заправке машин;

– заправку осуществлять только закрытым способом, используя исправ-ное заправочное оборудование;

– не допускать слив отработанных нефтепродуктов на землю, в водоёмы и канализационную сеть;

– все нефтепродукты, сливаемые из машин (отстой) и используемые для технологических нужд (керосин, бензин, дизтопливо и др.) следует собирать и сдавать на базы нефтеснабжающих организаций или уничтожать методами, согласованными с Госсанинспекцией.

Серьёзнейшую проблему составляет и загрязнение воздушного бассейна.

Основные загрязнители атмосферы – диоксид серы, оксиды азота и летучие углеводородные соединения в 40–60% случаев попадают в воздух от использования нефти и нефтепродуктов.

Даже в промышленно развитой и экологически цивилизованной Западной Европе ежегодно в атмосферу выбрасывается до 16 млн тонн SO2, 8 млн тонн Nox и до 10 млн тонн летучих углеводородов (данные компании «Роял Датч Шелл»).

Окиси серы и азота при соединении с водой, всегда присутствующей в организме человека, образуют кислоты, пагубно влияющие на органы дыхания. Окись углерода соединяется с гемоглобином крови, образуя карбокси-гемоглобин, который в 200 раз активнее, чем кислород. Мало того, что прореагировавший гемоглобин не участвует в доставке кислорода к клеткам организма, он ещё и мешает реализации кислорода, переносимого остальным гемоглобином.

Сжигание топлив, содержащих углеводороды с большой молекулярной массой, приводит к образованию ароматических углеводородов. Некоторые из них являются канцерогенами: бенз()-пирен, 9, 10-диметилантрацен, бенз()- антрацен, дибенз(,h)-антрацен и др. При этом бенз()-пирен имеет накопительный порог срабатывания, а накапливается и удерживается в организме в детском возрасте и после 50 лет.

Повышенное содержание в атмосфере углекислого газа и паров воды приводит к «парниковому» эффекту.

Сегодня в России автомобильный транспорт выделяет в окружающую среду около 30% всех загрязнений. В крупных городах – до 80%. Например, в Москве ежегодно выбрасывается с отработавшими газами более 750 тыс. тонн оксида углерода, более 50 тыс. тонн углеводородов, более 70 тыс. тонн оксидов азота и более 2 тыс. тонн твёрдых частиц.

Состав отработавших газов в зависимости от вида топлива отражён в табл. 6.6 [5].

Особо необходимо отметить свинец, содержащийся в этилированных бензинах. При сгорании бензина образуются токсичные свинцовые соединения – бромистый свинец, фосфат свинца. Попадая в человеческий организм не только через дыхательные пути, но и через кожу, они поражают, прежде всего, центральную нервную систему и кроветворные органы.

С отработавшими газами в воздушную среду поступает 37–85% свинца, содержащегося в этилированном бензине. Оставшаяся часть свинца осаждается на стенках цилиндров двигателя и в выпускном тракте.

Таблица 6.6

Состав отработавших газов, % (по объёму)

Д в и г а т е л и

Компоненты

карбюраторные

дизельные

Азот

74–7

76–78

Кислород

0,3–8

2–18

Пары воды

3–5,5

0,6–4

Двуокись углерода

5–12

1–10

Окись углерода

5–10

0,01–0,5

Окислы азота

0–0,8

0,0002–0,5

Углеводороды

0,2–3

0,009–0,5

Альдегиды

0–0,2

0,001–0,009

Сажа, г/м3

0–0,4

0,01–1

Бензопирен, мкг/м3

10–20

до 10

Свинец обнаруживается на смывах рук регулировщиков уличного движения, на стёклах окон жилых зданий, на листьях растений и даже в молоке коров, пасущихся около автомагистралей.

Вообще, сбор растений, ягод, плодов и т. д. около оживлённых автодорог безопасен на расстоянии не ближе 300 м.

Всё вышеизложенное говорит о том, что даже при исключении попадания производных нефти в атмосферу, воду и почву, большой вред наносится человеку и окружающей среде за счёт отработавших газов.

Из данных табл. 6.6 видно, насколько менее токсичны продукты сгорания дизельного топлива, а соединений свинца в них вообще нет.

В настоящее время рассматривают два основных направления совершенствования автомобилей и процесса их использования:

1. Использование только неэтилированных бензинов. На первом месте тут страны Северной Америки и Западной Европы.

2. Дизелизация автомобильного парка. Кроме снижения токсичности отработавших газов, здесь имеет место и экономия, и удешевление топлива.

В соответствии с Федеральным законом от 22 марта 2003 года № 34-ФЗ с 1 июля 2003 года в Российской Федерации производство и оборот этилированного бензина запрещается.