logo search
АСОИР 11 ОиПП

8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели

Если преимущество СПУ заложено в его модели – сетевом графике, то реализуется оно через систему управления. Система СПУ охватывает следующий цикл управления: 1)подготовка; 2) планирование; 3) управление; 4) анализ.

Подготовка. В организации она начинается с осознания полезности СПУ и принятия решения о формировании системы СПУ. В соответствии с приказом руководство создает необходимые организационные, методические, социально-психологические, экономические условия. Создание на предприятии организационных условий: 1) формируется организационное звено СПУ (постоянное или временное; группа или отдельный специалист); 2) выбирается форма освоения СПУ (ориентация на собственные кадры, приглашение специалистов со стороны, собственные кадры работают совместно с консультантами по СПУ); 3) организуется обучение методам СПУ будущих специалистов СПУ и ответственных исполнителей; 4) выбираются текущие и перспективные, единичные или постоянно повторяющиеся объекты СПУ. Методические условия связаны с выбором варианта сетевой модели и разработкой для нее стандартов предприятия, которые раскрывают основные понятия, процедуры применения, создание системы документации функционирования СПУ, приобретение или разработка программ расчета и оптимизации сетевой модели. Социально – психологические условия, которые создаются на предприятии, связаны с приданием высокого статуса группы СПУ - она непосредственно подчиняется директору (президенту). Создание творческой атмосферы при обсуждении и принятии решений по СПУ, которые ориентируются не на лиц кто предложил, а эффективность и полезность предлагаемых вариантов в планируемой сетевой модели проекта. Экономические условия связаны с оплатой труда работников, которые реализуют методы СПУ (по опыту США таким работникам вводились надбавки), а также введение специальных систем стимулирования за полученные показатели экономии, полученных в результате внедрения объектов СПУ.

Планирование. Этот этап по каждому объекту СПУ начинается с издания по нему приказа по предприятию, в котором назначается руководитель проекта и его штаб (группа или специалист по СПУ), ответственные исполнители, сроки разработки сетевого графика. Порядок разработки сетевого графика раскрыт в п.3 – 5 данной темы. Завершением этапа планирования является утверждение сетевого графика и подписание приказа руководителем организации на исполнение проекта. В приказе устанавливаются сроки начала и завершения проекта, календарные графики выполнения работ по каждому ответственному исполнителю, периодичность и порядок контроля сетевого графика в процессе его выполнения, принятые показатели и условия премирования. Частота контроля определяется длительностью проекта, уровнем руководства, степенью напряженности достижения директивного срока

Управление. Работу по проекту руководитель его через ответственных исполнителей организует в соответствии с сетевым графиком. В процессе выполнения множество причин (технических, организационных и т.д.) вызывают отклонения от намеченных параметров сетевого графика. Чтобы обеспечить достижение заданных конечных результатов, сетевой график в процессе оперативного управления подвергается контролю. После каждого контрольного периода ответственные исполнители в группу СПУ представляют отчет о выполнении работ сетевого графика. В отчете с учетом реальной ситуации ответственные исполнители указывают работы, которые следует удалить или вновь ввести в сетевой график, а также уточняются параметры работ (число работников, оценка продолжительности работ). Жизнь как всегда богаче, чем модель, с помощью которой описывается эта жизнь. Поэтому утвержденный сетевой график не является «догмой», он в процессе реализации «живет» – изменяет свою топологию и параметры работ, адаптируясь к условиям с учетом понимания реальных потребностей и действительных возможностей по выполнению оставшейся части комплекса работ проекта. На основании полученных отчетов группа СПУ отмечает на сетевом графике фактический фронт выполненных работ, проводит или организует расчет параметров оставшейся части сетевого графика. Результаты расчетов параметров сетевого графика перед последующим периодом обсуждаются на оперативном совещании у руководителя проекта с целью выработки решений по оптимизации сетевого графика и принятия уточненных заданий ответственным исполнителям на очередной период.

Анализ. По завершению проекта, с одной стороны, достигается поставленная цель, а с другой – руководство и разработчики по отчетным данным выполненных работ получают «фактический» сетевой график. Данные фактического сетевого графика используются в двух основных направлениях анализа: 1) оценка выполнения плана (ретроспективный анализ); 2) оценка нормативной базы (перспективный анализ). Первое направление – «оглянуться в прошлое» связано с оценкой достижения поставленных целей с выявлением мест, причин и виновников (инициаторов) отклонений параметров сетевого графика. Выявление действительной роли и усилий ответственных исполнителей позволяет более правильно осуществлять их премирование. Второе направление – «взгляд вперед», связано с усвоением знаний и закрепление полученного опыта в виде устойчивых нормативных данных о временных и ресурсных параметрах работ при планировании подобных работ в будущем.