10.5. Методы управления и их классификация
Активным средством воздействия в системе управления методы. Согласно словарю С.И. Ожегова слово «метод» - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-н. В системе управления метод несет два смысловых значения: 1) способ воздействия руководителя на починенных; 2) средство побуждения подчиненных на достижение поставленных руководством целей.
«Наука объясняет явления. Она основывается на убеждении…, на мысли, что можно обнаружить связи между двумя и более…событий…знания подвергаются систематизации посредством применения научного метода. Научный метод …определение фактов с помощью наблюдения событий…и верификации достоверности этих фактов путем дальнейших наблюдений…Обобщения причинных связей, которые полагают истинными, именуют «гипотезами» далее подвергают проверке на достоверность. Гипотезы, которые адекватно объясняюие реальность и имеющие ценность для предсказания называют «принципами».» (Г. Кунц, С.О` Доннел Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций т.1 с.43)
Любой вид управленческой деятельности требует соотвестсвующего способа реализации, который бы отвечал его содержанию, выдвинутой цели и средствам осуществления.
Применение выверенных методов управления позволяет повысить эффективность совместных групповых усилий. Управляющий на основе знаний методов быстрее и уверенее будет решать проблемы (уменьшить возможные потери от неопределенности и изменений, сосредоточить внимание на главном, выбрать рациональный режим функционарования, облегчить контроль). Формулирование цели – миссии предприятия, получение прибыли, чтобы выжить, удовлетворив потребности потребителей. Задача увязывает цель с потребными ресурчами. Стратегия – генеральная программа действий и распределения ресурсов с учетом приоритета решаемых задач. Курс действий – общие положения и понятия, которыми руководствуются при приняти решений. Процедура – устанавливает рутинный метод будущей деятельности в хронологическом порядке. Правила – план простейших действий в конкретные сроки и заданных условиях. Программа – совокупность целей, задач, процедур, правил и рабочих заданий, принятых к исполнению для выделенных ресурсов. Бюджет – это ожидаемый результат в численном выражении (план прибыли, доходов-расходов и т.д.), который является средством контроля.
q – кумулятивные результаты
Негативные предположения
Позитивные предположения
База План
t, время
Система управления на предприятии изучает отношения «человек – человек», в которой методы управления имеют комплексный и многоаспектный характер в силу сложности источника воздействия (субъекта управления - человек), предмета воздействия (объекта управления – человек):
Научная дисциплина, форму-лирующая методы познания | Объект познания и субъект применения | Основная цель и мотив использования |
Физиология | Человек | Жизнеспособность |
Психология | Индивид | Жизненный настрой |
Экономика | Работник | Благосостояние |
Юриспруденция | Гражданин | Правомощность |
Социология | Личность | Активность |
Педагогика | Обучаемый | Осознанность |
Космология | Разум | Экологичность |
Методы управления можно классифицировать по следующим 4-м признакам:
-
Объекту воздействия (индивидиум – группа – коллектив).
-
Виду используемой научной дисциплине (юриспруденция, организация, психология, социология, экономика).
-
Способу воздействия (прямые – косвенные).
-
Стадиям управленческого цикла (постановки и анализа, принятия решений – реализации и оценки результатов).
Методы управления в силу их разнообразия и многогранности являются гибким инструментом руководителя с учетом его знаний, умений и опыта, а также складывающейся ситуации и оценки ожидаемых последствий. Если принципам управления руководитель должен следовать, то методы управления – выбирать с учетом поставленных целей, наличия и достоверности исходной информации, сложности и изменчивости объекта управления, стапени стабильности условий его функционирования.
В практике хозяйствования применение методов управления дают большую пользу при комплексоном их использовании, увязывая знания об объекте управления с возникшими конкретными ситуациями и ожидаемыми последствиями с случае принятия управленческих решений. Конкретное применение методов управления определяется существом решаемой проблемы и сформулированных руководством целей ее решения, особенностями и реальными возможностями объекта управления, местом и важности решаемой проблемы для предприятия, состояния внешней, в том числе деловой среды.
В условиях изменяющейся внешней среде элементы структуры предприятия с одной стороны взаимодействуют по аналогии (стабильно) с учетом принятого функционального разделения управленческого труда, а с другой они пытаются реагировать ситуационно на изменившиеся условия среды. В первом случае методы управления на решение стабильно повторяющихся задач, а во втором – проблемно-ориентированных (ситуационных) задач. Управленческая ситуация – это характеристика состояния организации и ее звеньев. Ситуация является критической, если отклонение фактического состояния от ожидаемого больше допустимого. Проблемы могут быть объективными и субъективными (постановки задачи, анализа ситуации, оценки вариантов решений, принятия и реализации решения). Методология «деревьев неполадок» подход к количественной модели надежности системы.
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация