logo
АСОИР 11 ОиПП

10.5. Методы управления и их классификация

Активным средством воздействия в системе управления методы. Согласно словарю С.И. Ожегова слово «метод» - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-н. В системе управления метод несет два смысловых значения: 1) способ воздействия руководителя на починенных; 2) средство побуждения подчиненных на достижение поставленных руководством целей.

«Наука объясняет явления. Она основывается на убеждении…, на мысли, что можно обнаружить связи между двумя и более…событий…знания подвергаются систематизации посредством применения научного метода. Научный метод …определение фактов с помощью наблюдения событий…и верификации достоверности этих фактов путем дальнейших наблюдений…Обобщения причинных связей, которые полагают истинными, именуют «гипотезами» далее подвергают проверке на достоверность. Гипотезы, которые адекватно объясняюие реальность и имеющие ценность для предсказания называют «принципами».» (Г. Кунц, С.О` Доннел Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций т.1 с.43)

Любой вид управленческой деятельности требует соотвестсвующего способа реализации, который бы отвечал его содержанию, выдвинутой цели и средствам осуществления.

Применение выверенных методов управления позволяет повысить эффективность совместных групповых усилий. Управляющий на основе знаний методов быстрее и уверенее будет решать проблемы (уменьшить возможные потери от неопределенности и изменений, сосредоточить внимание на главном, выбрать рациональный режим функционарования, облегчить контроль). Формулирование цели – миссии предприятия, получение прибыли, чтобы выжить, удовлетворив потребности потребителей. Задача увязывает цель с потребными ресурчами. Стратегия – генеральная программа действий и распределения ресурсов с учетом приоритета решаемых задач. Курс действий – общие положения и понятия, которыми руководствуются при приняти решений. Процедура – устанавливает рутинный метод будущей деятельности в хронологическом порядке. Правила – план простейших действий в конкретные сроки и заданных условиях. Программа – совокупность целей, задач, процедур, правил и рабочих заданий, принятых к исполнению для выделенных ресурсов. Бюджет – это ожидаемый результат в численном выражении (план прибыли, доходов-расходов и т.д.), который является средством контроля.

q – кумулятивные результаты

Негативные предположения

Позитивные предположения

База

План

t, время

Система управления на предприятии изучает отношения «человек – человек», в которой методы управления имеют комплексный и многоаспектный характер в силу сложности источника воздействия (субъекта управления - человек), предмета воздействия (объекта управления – человек):

Научная дисциплина, форму-лирующая методы познания

Объект познания и субъект применения

Основная цель и мотив использования

Физиология

Человек

Жизнеспособность

Психология

Индивид

Жизненный настрой

Экономика

Работник

Благосостояние

Юриспруденция

Гражданин

Правомощность

Социология

Личность

Активность

Педагогика

Обучаемый

Осознанность

Космология

Разум

Экологичность

Методы управления можно классифицировать по следующим 4-м признакам:

  1. Объекту воздействия (индивидиум – группа – коллектив).

  2. Виду используемой научной дисциплине (юриспруденция, организация, психология, социология, экономика).

  3. Способу воздействия (прямые – косвенные).

  4. Стадиям управленческого цикла (постановки и анализа, принятия решений – реализации и оценки результатов).

Методы управления в силу их разнообразия и многогранности являются гибким инструментом руководителя с учетом его знаний, умений и опыта, а также складывающейся ситуации и оценки ожидаемых последствий. Если принципам управления руководитель должен следовать, то методы управления – выбирать с учетом поставленных целей, наличия и достоверности исходной информации, сложности и изменчивости объекта управления, стапени стабильности условий его функционирования.

В практике хозяйствования применение методов управления дают большую пользу при комплексоном их использовании, увязывая знания об объекте управления с возникшими конкретными ситуациями и ожидаемыми последствиями с случае принятия управленческих решений. Конкретное применение методов управления определяется существом решаемой проблемы и сформулированных руководством целей ее решения, особенностями и реальными возможностями объекта управления, местом и важности решаемой проблемы для предприятия, состояния внешней, в том числе деловой среды.

В условиях изменяющейся внешней среде элементы структуры предприятия с одной стороны взаимодействуют по аналогии (стабильно) с учетом принятого функционального разделения управленческого труда, а с другой они пытаются реагировать ситуационно на изменившиеся условия среды. В первом случае методы управления на решение стабильно повторяющихся задач, а во втором – проблемно-ориентированных (ситуационных) задач. Управленческая ситуация – это характеристика состояния организации и ее звеньев. Ситуация является критической, если отклонение фактического состояния от ожидаемого больше допустимого. Проблемы могут быть объективными и субъективными (постановки задачи, анализа ситуации, оценки вариантов решений, принятия и реализации решения). Методология «деревьев неполадок» подход к количественной модели надежности системы.