logo
АСОИР 11 ОиПП

1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии

Чтобы организовать любое производство, важно знать или предварительно обосновать кому, что, как и каким образом осуществлять изготовление и дальнейшее распределение продукции. Каждое наименование изделия и его конкретная конфигурация когда-то появляется и когда-то обновляется, завершая свой жизненный путь.

Инновации и нововведения, которые изменяют нашу жизнь и образ нашего мышления, характерная черта современности. “Нововведение представляет собой замену старого объекта новым. Нововведение - это перманентная (постоянная) сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом. “ Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент, 2001, с. 11. В последние 30 лет темп обновления продукции машиностроения и приборостроения возрос в несколько (3 - 4 и более) раз. Инновации и нововведения на предприятиях проявляются через изменения сущности (функции) и структуры, как применяемых ресурсов, так и получаемых результатов (продукции), а также процессов (технологии) преобразования ресурсов в полезные результаты (продукцию). “Любой новый объект представляет собой материализованную информацию, т.е. информацию, превращенную в осязаемую вещь. «(Балабанов с. 11) “Нововведения всегда стимулирует появление новых идей... возникает инновационная спираль... Эта спираль раскручивается без остановки только вперед. «(С.13)

“Термин “инновация” ...ввел... австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950) в первом десятилетии ХХ в... выделил пять изменений в развитии:

1) использование новой техники, технологических процессов, или нового рынка;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта”. (Балабанов с.15)

“Инновация - это экономическая категория... Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или технологический процесс». (Балабанов с.18)

Классификация инноваций должна отвечать на следующие основные вопросы: 1) какова цель? 2) какая форма реализации? 3) какова сфера применения?

“Все экономические процессы ... протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед, остановку движения и конец... Цикл (греч. kyklos - круг) означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени”. (Балабанов с. 126) Замечено, что инновации и нововведения по жизненным циклом “обладают жизненной силой”, протекают в конкурентной борьбе, противодействуя факторам как внешней, так и внутренней среды.

Воспроизводимость (цикличность) и периодическое обновление продукции естественное свойство, которое должно выполнять следующие требования:

1) соответствовать назначению в сферах ее применения и запросам потребителя;

2) соответствовать стандартам и техническим условиям на ее изготовление;

3) не противоречить действующему законодательству;

4) иметь конкурентоспособный уровень, обеспечивающий жизнеспособность предприятию.

Для реализации этих требований предприятия - реализующие фазы (стадии, этапы) жизненного цикла продукции (ЖЦП) формируют свои системы качества, которые функционируют и взаимодействуют с другими подсистемами обеспечения:

1) достижение реальной эффективности каждым участником ЖЦП;

2) удовлетворение требований последующего участника и конечного потребителя;

3) предупреждение возможных проблем у последующих участников и конечного потребителя, использующего и утилизирующего продукцию.

Жизненный цикл продукции - это совокупность информационных и материальных процессов от зарождения идеи (осознания проблемы), дальнейшей ее материализации и полезного использования, вплоть до выработки радикальных идей и замены их прогрессивными экземплярами .

Понятие ЖЦП относится к параметрическому ряду продукции или комплексу машин, имеющих определенное функциональное назначение, аналогичную конструкцию.

ЖЦП можно классифицировать:

1) по предметному признаку (продукция, вид производства и его стадия, вид ресурса);

2) по широте охвата (полный - локальный);

3) по уровню иерархического представления (элементная, блочно-узловая, агрегатная).

Важным параметром ЖЦП является его структура. Структура ЖЦП - это совокупность последовательных и относительно автономных фаз (стадий и этапов).

Согласно МС ИСО 9000 - 2000 ЖЦП - “петля качества” состоит из 8 стадий:

1) маркетинг;

2) подготовка (техническая разработка);

3) производство;

4) реализацию продукции;

5) монтаж и ввод;

6) эксплуатация;

10) техническое сопровождение и техническое обслуживание;

11) утилизация.

В нашем курсе ЖЦП включает следующие ключевые стадии (рис. 1.1).

Научно -исследователь-ская работа (НИР)

Проектирование

Постановка задачи (ПЗ) инициатором идеи

Проблема (осознание необ-ходимости изменений)

Производство изделий

Эксплуатация изделий

Утилизация изделий

Рис. 1.1 - Жизненный цикл продукции длительного пользования

Жизненный цикл в общем случае локализован между его участниками (инициатор, исследователь, проектант, изготовитель, эксплуатационник, утилизатор), которые имеют свои локальные интересы и требуют совместных усилий по целеполаганию, координации, регулирования и контроля в рамках инжиниринга или программно-целевых разработок, инициируемых государственными органами управления через систему госзаказов.

Структура жизненного цикла продукции в пространстве и времени распределена между субъектами хозяйствования. Структурный элемент жизненного цикла изделия можно представить на следующем рис. 1.2.:

Исходные условия

Деятельность предприятия в составе жизненного цикла продукции

Требования потребителя

Потенциал изделия

Рис. 1.2.- Структурный элемент жизненного цикла продукции

Каждый структурный элемент жизненного цикла продукции характеризуется временем (началом и завершением, продолжительностью активной работы, ожиданий и простоев в процессе работы, пролеживания получаемых результатов), технических параметров и показателей качества продукции (исходных условий, процесса хозяйствования и получаемых результатов), стоимостными показателями (затрат на приобретение и создание исходных условий, затрат на реализацию процесса по достижению установленных требований к качеству продукции, цена (стоимость) продажи (реализации) полученных результатов).

Жизненный цикл продукции (технических систем) ориентирован на достижение функциональной полезности. Поэтому жизненный цикл продукции может количественно описан и оценен векторными величинами, которые имеют определенную цель, конкретные условия места и времени реализации, объемом усилий (затрат), уровнем качества. Основные показатели жизненного цикла продукции:

1) затраты на реализацию по каждой стадии;

2) продолжительность по каждой стадии;

3) серийность (масштаб производства и эксплуатации);

4) качество и полезность конечного потребления.

Жизнеспособность продукции по стадиям жизненного цикла является противоречивым процессом, который по данным США оценивается показателями представленные в таблице 1.2. По другим данным из 2,8 тыс. идей (100%) воплощено в изобретения 22%, из них 12 % реализовано и из них 2 % получили коммерческий успех (Смирнов Маркетинг в США).

Таблица 1.2 - Показатели оценки по основным стадиям жизненного цикла

Наименование стадий

Продолжительность, лет

Вероятность коммерческого успеха

Уровень затрат к стадии производства

1 Научные исследования

2 - 3

0.01 - 0. 03

0.01

2 Проектирование

2 - 6

0.10 - 0.20

0.10

3 Производство

3 - 5

0.60 - 0.70

1.0

4 Эксплуатация

5 - 10

0.90 - 0.95

10.0