logo
АСОИР 11 ОиПП

Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение

Сущности и принципы управления. Функции управления и их классификация. Виды структур и их сравнительная характеристика. Методы управления и их классификация. Экономические методы управления. Организационно-административные методы. Социально-психологические методы.

10.1. Сущность и принципы менеджмента предприятия

Переходим к изучению последнего (третьего) раздела дисциплины ЭОУП – управление предприятием или менеджмент или просто «У». Менеджмент происходит от англ. Mentgmant и означает «искусство верховой езды». Как научный термин введен в деловую сферу американцами – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других (подчиненных) людей. Менеджмент как особый профессиональной деятельности на предприятии профозгласил в начале ХХ века основатель ЭОУП Ф. Тейлор, но практическое осознание значимости этого термина началось с 30- гг. ХХ века.

Понятие «менеджмент» в научной и практической деятельности используют в 3-х смысловых значениях: 1) достижение поставленных целей за счет координации усилий работников; 2) вид профессональной деятельности, обеспечивающий целенаправленную деятельность коллектива предприятия; 3) процесс планирования, организации, руководства и контроля людей и процесса потребления материальных ресурсов для достижения предприятия. Если Э (экономика) в дисциплине ЭОУП дает внутреннюю и внешнюю ценностную оценку решений (действий), О (организация) устанавливает для него конкретную пространственную и временнуюю связь, то У (управление или менеджмент) обеспечивает координацию реализуемых решений (действий), увязывая внешние потребности с внутренними возможностями предприятия и его конкретных исполнителей.

В нашей дисциплине У или менеджмент несет три смысловых значения:

Управ-ление

(менед-жмент)

Происхождение от лат. корня и буквально означает “ умение управлять лошадью”, от англ. “manage” - управлять хозяйством, ”managgeare”- управляющий, “management” - управление хозяйством.

1. По внутреннему содержанию означает - направлять, регулировать, координировать.

2. По внешней форме проявления (объект воздействия) - крупная хозяйственная единица (строительное управление, например).

3. По методологическому назначению - научная дисциплина обеспечивающая процесс формирования и реализации целенаправленного поведения коллектива предприятия.

«Менеджмент – это работа с люми по определению, уяснению и достижению целей, стоящих перед организацией и достигаемых путем выполнения функций, как планирование, организация деятельности, работа с кадрами и контроль» (Ефимчик Е.Е., Байгот С.А. Основы менеджмента Мн.: 2002, с.3)

Как отмечалось в вводной лекции ЭОУП «У» тесно связана с «Э», «О», «П», а также с терминами «бизнес», «предпринимательство», «наука», «практика или искусство применения У соединение таланта руководителя и научных знаний, дающих синегический эффект в их практической деятельности».

Как научное направление, объектом которого является предприятие, управление или менеджмент прошло три эволюционные стадии: 1) возникновение до 30-е гг. ХХ века (школа научного управления Тейлор); 2) становление 30 – 60 - е гг. ХХ века (школа человеческих отношений Мейо); 3) дальнейшее развитие после 60-х годов ХХ века (школа на основе системного подхода).

Управление реализует информационный цикл воздействия субъекта управления (руководства – руководителей и менеджеров, которые являются как личностями, так и лидерами, являются компетентными в пределах доступной информации и обладают правом принятия решений и несут за них ответсвенность) по воздействию на объект управления (коллектив)-предприятие, как открытую систему, взаимодействуя с внешней средой на входе и выходе. Управление обеспечивает выполнение 3-х групп задач: 1) главная; 2) основная; 3) внутренняя.

Внутренняя задача

Субъект управления

Учет и контроль плана и требований потребителей

План

ТУ

Объект управления

Основная задача

Главная задача

Организация выполнения

Рисунок – Схема представления задач, которые решает управление

Главная задача – способствует достижению миссии – стратегической цели организации (свою жизнедеятельность и наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов).

Основная задача – согласованная работа всех звеньев (исполнителей) и достижение заданных промежуточных и конечных результатов их деятельности.

Внутренняя задача – создание и поддержание потенциала субъекта управления (творческий климат, методичесое, информационное и техническое оснащение).

Согласно словарю С.И. Ожегова понятие «принцип» несет три смысловых значения: 1) основополагающее условие; 2) убеждение, взгляд на вещи; 3) основная особенность механизма (предприятия, как социального организма).

Принципы опираются на выявленные закономерности – корневые причинные связи, которые подтверждаются практикой и которые можно назвать – фундаментальные истины. Такими, например, являются принципы Паркинсона ( ) . Поэтому принципы формируют каркас «здания управления» – составляя ядро – теоретические посылки, которым руководство (руководители) должны следовать в процессе своей работы.

По форме представления принципы управления могут быть: а) «описательными», концептуальными; б) «предписывающими», оганичивающими и формулирующие требования; в) «нормативными», определяя параметры поведения объекта управления.

Можно выделить следующие общие принципы управления предприятия:

  1. Целесообразности (достижение объектом управления цели – заданного результата деятельности, а субъектом – его внутренних целей, т.е. мотивов; достижение результатов наиболее эффективным способом).

  2. Функциональности и пропорциональности (функция управления, важнее его структуры, функция и ее объем выпролнения первична к структуре управления; функция раскрывает содержание управления, его смыл, от которого строится технология и ответственность по уровням руководства).

  3. Иерархичности и линйности (обеспечение целостности – целое важнее части; единоначалие в принятии решений в пределах предстваленных прав и установленной ответственности)

  4. Комплексности (соединяет названные выше принципы вместе, создавая сбалансированность деятельности как в объекте, так и субъекте управления за счет налаженных обратных связей и механизмов координирования).

Реализация неазванных выше принципов управления зависит от: 1) решаемых задач (стратегические, тактические, оперативные); 2) объекта воздействия (внешняя среда на входе или на выходе, внутренняя среда); 3) стадии жизненного цикла организации (формирование – создание предприятия, функционирование; дальнейшее развитие и преобразование).

О роли принципов в управлении предприятия ученые по теории управления имеют различные взгляды:

Г. Саймон считает, что принципы несут роль пословиц, которые в реальной практике управления бесполезны, такткак каждому принципу можно другой равноценный;

Т. Моррисс считает, принцип – это просто высказанная или сформулированная гипотеза, которая для успешного практического применения в конкретных условиях, требует проверки ее верности, ценности, целесообразности. Поэтому он считает, что «принцип» надо рассматривать как контрольный вопросник, который может быть применен в решении конкретных задач.

Виды и формы