Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
Сущности и принципы управления. Функции управления и их классификация. Виды структур и их сравнительная характеристика. Методы управления и их классификация. Экономические методы управления. Организационно-административные методы. Социально-психологические методы.
10.1. Сущность и принципы менеджмента предприятия
Переходим к изучению последнего (третьего) раздела дисциплины ЭОУП – управление предприятием или менеджмент или просто «У». Менеджмент происходит от англ. Mentgmant и означает «искусство верховой езды». Как научный термин введен в деловую сферу американцами – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других (подчиненных) людей. Менеджмент как особый профессиональной деятельности на предприятии профозгласил в начале ХХ века основатель ЭОУП Ф. Тейлор, но практическое осознание значимости этого термина началось с 30- гг. ХХ века.
Понятие «менеджмент» в научной и практической деятельности используют в 3-х смысловых значениях: 1) достижение поставленных целей за счет координации усилий работников; 2) вид профессональной деятельности, обеспечивающий целенаправленную деятельность коллектива предприятия; 3) процесс планирования, организации, руководства и контроля людей и процесса потребления материальных ресурсов для достижения предприятия. Если Э (экономика) в дисциплине ЭОУП дает внутреннюю и внешнюю ценностную оценку решений (действий), О (организация) устанавливает для него конкретную пространственную и временнуюю связь, то У (управление или менеджмент) обеспечивает координацию реализуемых решений (действий), увязывая внешние потребности с внутренними возможностями предприятия и его конкретных исполнителей.
В нашей дисциплине У или менеджмент несет три смысловых значения:
Управ-ление (менед-жмент) | Происхождение от лат. корня и буквально означает “ умение управлять лошадью”, от англ. “manage” - управлять хозяйством, ”managgeare”- управляющий, “management” - управление хозяйством. 1. По внутреннему содержанию означает - направлять, регулировать, координировать. 2. По внешней форме проявления (объект воздействия) - крупная хозяйственная единица (строительное управление, например). 3. По методологическому назначению - научная дисциплина обеспечивающая процесс формирования и реализации целенаправленного поведения коллектива предприятия. |
«Менеджмент – это работа с люми по определению, уяснению и достижению целей, стоящих перед организацией и достигаемых путем выполнения функций, как планирование, организация деятельности, работа с кадрами и контроль» (Ефимчик Е.Е., Байгот С.А. Основы менеджмента Мн.: 2002, с.3)
Как отмечалось в вводной лекции ЭОУП «У» тесно связана с «Э», «О», «П», а также с терминами «бизнес», «предпринимательство», «наука», «практика или искусство применения У соединение таланта руководителя и научных знаний, дающих синегический эффект в их практической деятельности».
Как научное направление, объектом которого является предприятие, управление или менеджмент прошло три эволюционные стадии: 1) возникновение до 30-е гг. ХХ века (школа научного управления Тейлор); 2) становление 30 – 60 - е гг. ХХ века (школа человеческих отношений Мейо); 3) дальнейшее развитие после 60-х годов ХХ века (школа на основе системного подхода).
Управление реализует информационный цикл воздействия субъекта управления (руководства – руководителей и менеджеров, которые являются как личностями, так и лидерами, являются компетентными в пределах доступной информации и обладают правом принятия решений и несут за них ответсвенность) по воздействию на объект управления (коллектив)-предприятие, как открытую систему, взаимодействуя с внешней средой на входе и выходе. Управление обеспечивает выполнение 3-х групп задач: 1) главная; 2) основная; 3) внутренняя.
Внутренняя задача
Субъект управления
Учет и контроль плана и требований потребителей План
ТУ
Объект управления
Основная задача Главная задача
Организация выполнения
Рисунок – Схема представления задач, которые решает управление
Главная задача – способствует достижению миссии – стратегической цели организации (свою жизнедеятельность и наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов).
Основная задача – согласованная работа всех звеньев (исполнителей) и достижение заданных промежуточных и конечных результатов их деятельности.
Внутренняя задача – создание и поддержание потенциала субъекта управления (творческий климат, методичесое, информационное и техническое оснащение).
Согласно словарю С.И. Ожегова понятие «принцип» несет три смысловых значения: 1) основополагающее условие; 2) убеждение, взгляд на вещи; 3) основная особенность механизма (предприятия, как социального организма).
Принципы опираются на выявленные закономерности – корневые причинные связи, которые подтверждаются практикой и которые можно назвать – фундаментальные истины. Такими, например, являются принципы Паркинсона ( ) . Поэтому принципы формируют каркас «здания управления» – составляя ядро – теоретические посылки, которым руководство (руководители) должны следовать в процессе своей работы.
По форме представления принципы управления могут быть: а) «описательными», концептуальными; б) «предписывающими», оганичивающими и формулирующие требования; в) «нормативными», определяя параметры поведения объекта управления.
Можно выделить следующие общие принципы управления предприятия:
-
Целесообразности (достижение объектом управления цели – заданного результата деятельности, а субъектом – его внутренних целей, т.е. мотивов; достижение результатов наиболее эффективным способом).
-
Функциональности и пропорциональности (функция управления, важнее его структуры, функция и ее объем выпролнения первична к структуре управления; функция раскрывает содержание управления, его смыл, от которого строится технология и ответственность по уровням руководства).
-
Иерархичности и линйности (обеспечение целостности – целое важнее части; единоначалие в принятии решений в пределах предстваленных прав и установленной ответственности)
-
Комплексности (соединяет названные выше принципы вместе, создавая сбалансированность деятельности как в объекте, так и субъекте управления за счет налаженных обратных связей и механизмов координирования).
Реализация неазванных выше принципов управления зависит от: 1) решаемых задач (стратегические, тактические, оперативные); 2) объекта воздействия (внешняя среда на входе или на выходе, внутренняя среда); 3) стадии жизненного цикла организации (формирование – создание предприятия, функционирование; дальнейшее развитие и преобразование).
О роли принципов в управлении предприятия ученые по теории управления имеют различные взгляды:
Г. Саймон считает, что принципы несут роль пословиц, которые в реальной практике управления бесполезны, такткак каждому принципу можно другой равноценный;
Т. Моррисс считает, принцип – это просто высказанная или сформулированная гипотеза, которая для успешного практического применения в конкретных условиях, требует проверки ее верности, ценности, целесообразности. Поэтому он считает, что «принцип» надо рассматривать как контрольный вопросник, который может быть применен в решении конкретных задач.
Виды и формы
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация