6.3. Виды контроля
По словам американского идеолога в области управления качества А. Фейгенбаума: «Нигде не ощущается так остро необходимость дальнейшего совершенствования, как в области качества продукции». В национальном доходе большинства стран уровень потерь от брака и отказов составляет 10%. Дополнительно это сопровождается негативными социально – психологическим и экологическими последствиями (снижается интерес к труду и удовлетворенность его результатам, нередко ухудшают здоровье и безопасность деятельности, качество жизни).
Философия «потребительства» исходит из функционального подхода к производимой на предприятии продукции, ориентируя его интеллектуальный потенциал и понимание на конечное потребление (последствия) в жизненном цикле изделий, формируя к ним в нормативно-технической документации (НТД) требования к показателям качества.
Чтобы обеспечить установленные требования к показателям качества предприятия организуется технический контроль (ТК) производимой продукции.
Главная задача ТК - предупредить возможность появления дефектов (несоответствий) у потребителя. Для этого ТК реализует следующие основные функции:
1) разработка и планирование обеспечения качества (сбор и анализ информации о качестве, разработка стандартов, технических условий, методов и средств контроля, планирование и управление качества продукции);
2) проведение контроля (входной контроль материалов, СТО, технологических процессов, моделей, опытных образцов и изделий);
3) стимулирование качества (разработка средств и методов мотивации и премирования, обучение и повышение квалификации).
Ограничения, технические условия НТД (НБ)
Информация о ресур-сах (материалы осно-вные и вспомогатель-ные, СТО, рабочая сила)
Технологический процесс Анализатор результатов Информация о конечных результатах
Управляющее воздействие
Информация об отклоненниях
Регулятор (ручной или автоматический)
Рис. Схема управления ТК
Организация должна обеспечить измерение и оценивание своей продукции, возможностей процессов, удовлетворенности потребителей. Это включает регистрацию, сбор, анализ, обобщение и сообщение соответствующих данных, необходимых для контролирования и улучшения работы организации.
Результаты измерения могут свидетельствовать об уровне достижения, однако следует также уделять внимание тенденциям и изменчивости. Причины последних необходимо идентифицировать для гарантии, что они поняты. Организация должна установить потребность в применении статистических методов для анализа данных, включая проверку операций процессов и характеристик продукции. Статистические методы, выбранные для применения, должны быть пригодными для использования. Организация должна осуществлять управление и мониторинг применения выбранных статистических методов.
Результаты анализа данных деятельности по улучшению должны быть одним из входов к процессу анализа со стороны руководства. Собранные информация и данные необходимо использовать во всей организации для поддержки эффективного и результативного менеджмента.
Организация должна популяризировать применение творческого и новаторского подходов к процессам улучшения; планировать внедрение действий по улучшению и обеспечивать их адекватными ресурсами; постоянно контролировать и регистрировать внедрение улучшающих действий, которые также обеспечат данными будущие улучшения; использовать сравнительные данные и информацию для постановки реалистических и честолюбивых целей.
Постоянное улучшение требует внесения изменений в организацию. Оценивание изменений потребует измерения. Само измерение не инициирует изменение. Измерения следует проводить с четко определенной целью.
Разнообразие работ ТК можно классифицировать по следующим 8 признакам:
-
по целевой направленности (предупредительный, текущий, последующий);
-
по стадиям производственного процесса (входной, операционный, выходной);
-
по полноте охвата производимой продукции (сплошной, выборочный);
-
по периодичности проведения контроля (непрерывный, периодический, летучий);
-
по используемым средствам контроля (визуальный, органолептический, приборный);
-
по характеру воздействия на продукцию (разрушающий, неразрушающий);
-
по виду параметра контроля (качественный, количественный);
-
по исполнителю контроля (самоконтроль рабочим, работник службы ТК, потребитель или заказчик продукции, специалист независимой сертификационной организации).
Для реализации работ ТК на предприятии организуется служба ТК, которая выполняет главную, основную и вспомогательную функции.
Главная функция и задача СТК и предприятия в целом совпадают – это наиболее полное удовлетворение потребителей с точки зрения качества поставляемой продукции, за счет анализа первопричин отказов и оценки от них возможных последствий.
Основная функция и задача СТК – это четкая организация процесса контроля, минимизируя совокупные затраты на его проведение и возникающие потери по причинам недостаточного качества продукции.
Внутренняя функция и задача СТК – это создание компетентного, работоспособного и гибкого блока организационного обеспечения ТК, увязанного с метрологическим обеспеченим и дествующими стандартами предприятия, реализуя цикл управления качеством выпускаемой продуции на предприятии.
Организационной структуры ТК опредеялется следующими факторами: 1) цель контроля (активная или пассивная); 2) объект контроля (продукция или процесс); 3) метод контроля (вид или способ); 4) средства контроля (материалы, приборы, приспособления); 5) исполнитель контроля (рабочий, контролер); 6) условия контроля (метрология, стандартизация, оснащение).
На крупном предприятии ТК возглавляет начальник (руководитель) ТК, который является зам. директором (вице – президентом) компании по качеству. Руководителю СТК подчиняются три заместителя: 1) внешнего контроля; 2) внутреннего контроля; 3) планирования (обеспечения) и развития контроля.
В подчинении заместителя внешнего контроля находятся: бюро (группа) входного контроля; бюро выходного (приемочного) контроля; цех (участок) испытаний; группа анализа рекламаций, группа анализа надежности.
В подчинении заместителя внутреннего контроля находятся: бюро (группа) технического контроля в цехах, бюро средств контроля, бюро (группа) анализа брака, лаборатория экспресс – анализа, разрушающего и/или неразрушающего контроля.
В подчинении заместителя обеспечению и развитию контроля находятся: бюро (группа) разработки стандартов предприятия, бюро (группа) научных исследования ТК, бюро (группа) проектирования средств контроля, бюро (группа) разработки новых методов контроля.
Руководитель СТК
Зам. руководителя по обеспечению и развитию ТК Зам. руководителя по внутреннему (текущему) ТК Зам. руководи-еля по внешне-му ТК
Бюро входного ТК Бюро ТК в цехах Бюро разработки СТК
Бюро приемочного ТК Бюро средств контроля КБ средств контроля
Цех испытаний Группа анализа брака ТБ методов контроля
Группа рекламаций Лаб. экспресс-анализа Группа НИР ТК
Группа надежности Лаб. НК и/или РК
Рис. – Схема организационной структуры СТК предприятия
На предприятии, кроме СТК, контроль качества реализуется по следующим направлениям: 1) нормо-контроль в технических службах (ОГК, ОГТ и др.); 2) методы и средства измерения , метрологический контроль (метрологическая служба); 3) технологический контроль точности оборудования (ремонтные службы ОГМ, ОГЭ); 4) экологический контроль; 5) контроль квалификации работников (служба управления персоналом); 6) хозяйственный аудит (внутренний и внешний).
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация