logo
АСОИР 11 ОиПП

6.3. Виды контроля

По словам американского идеолога в области управления качества А. Фейгенбаума: «Нигде не ощущается так остро необходимость дальнейшего совершенствования, как в области качества продукции». В национальном доходе большинства стран уровень потерь от брака и отказов составляет  10%. Дополнительно это сопровождается негативными социально – психологическим и экологическими последствиями (снижается интерес к труду и удовлетворенность его результатам, нередко ухудшают здоровье и безопасность деятельности, качество жизни).

Философия «потребительства» исходит из функционального подхода к производимой на предприятии продукции, ориентируя его интеллектуальный потенциал и понимание на конечное потребление (последствия) в жизненном цикле изделий, формируя к ним в нормативно-технической документации (НТД) требования к показателям качества.

Чтобы обеспечить установленные требования к показателям качества предприятия организуется технический контроль (ТК) производимой продукции.

Главная задача ТК - предупредить возможность появления дефектов (несоответствий) у потребителя. Для этого ТК реализует следующие основные функции:

1) разработка и планирование обеспечения качества (сбор и анализ информации о качестве, разработка стандартов, технических условий, методов и средств контроля, планирование и управление качества продукции);

2) проведение контроля (входной контроль материалов, СТО, технологических процессов, моделей, опытных образцов и изделий);

3) стимулирование качества (разработка средств и методов мотивации и премирования, обучение и повышение квалификации).

Ограничения, технические условия

НТД (НБ)

Информация о ресур-сах (материалы осно-вные и вспомогатель-ные, СТО, рабочая сила)

Технологический процесс

Анализатор результатов

Информация о конечных результатах

Управляющее воздействие

Информация об отклоненниях

Регулятор (ручной или автоматический)

Рис. Схема управления ТК

Организация должна обеспечить измерение и оценивание сво­ей продукции, возможностей процессов, удовлетворенности потре­бителей. Это включает регистрацию, сбор, анализ, обобщение и сообщение соответствующих данных, необходимых для контролирования и улучшения работы организации.

Результаты измерения могут свидетельствовать об уровне дос­тижения, однако следует также уделять внимание тенденциям и из­менчивости. Причины последних необходимо идентифицировать для гарантии, что они поняты. Организация должна установить по­требность в применении статистических методов для анализа дан­ных, включая проверку операций процессов и характеристик про­дукции. Статистические методы, выбранные для применения, долж­ны быть пригодными для использования. Организация должна осу­ществлять управление и мониторинг применения выбранных стати­стических методов.

Результаты анализа данных деятельности по улучшению должны быть одним из входов к процессу анализа со стороны руко­водства. Собранные информация и данные необходимо использо­вать во всей организации для поддержки эффективного и результа­тивного менеджмента.

Организация должна популяризировать применение творче­ского и новаторского подходов к процессам улучшения; планировать внедрение действий по улучшению и обеспечивать их адекватными ресурсами; постоянно контро­лировать и регистрировать внедрение улучшающих действий, кото­рые также обеспечат данными будущие улучшения; использовать сравнительные данные и информацию для постановки реалистических и честолюбивых целей.

Постоянное улучшение требует внесения изменений в органи­зацию. Оценивание изменений потребует измерения. Само измере­ние не инициирует изменение. Измерения следует проводить с четко определенной целью.

Разнообразие работ ТК можно классифицировать по следующим 8 признакам:

  1. по целевой направленности (предупредительный, текущий, последующий);

  2. по стадиям производственного процесса (входной, операционный, выходной);

  3. по полноте охвата производимой продукции (сплошной, выборочный);

  4. по периодичности проведения контроля (непрерывный, периодический, летучий);

  5. по используемым средствам контроля (визуальный, органолептический, приборный);

  6. по характеру воздействия на продукцию (разрушающий, неразрушающий);

  7. по виду параметра контроля (качественный, количественный);

  8. по исполнителю контроля (самоконтроль рабочим, работник службы ТК, потребитель или заказчик продукции, специалист независимой сертификационной организации).

Для реализации работ ТК на предприятии организуется служба ТК, которая выполняет главную, основную и вспомогательную функции.

Главная функция и задача СТК и предприятия в целом совпадают – это наиболее полное удовлетворение потребителей с точки зрения качества поставляемой продукции, за счет анализа первопричин отказов и оценки от них возможных последствий.

Основная функция и задача СТК – это четкая организация процесса контроля, минимизируя совокупные затраты на его проведение и возникающие потери по причинам недостаточного качества продукции.

Внутренняя функция и задача СТК – это создание компетентного, работоспособного и гибкого блока организационного обеспечения ТК, увязанного с метрологическим обеспеченим и дествующими стандартами предприятия, реализуя цикл управления качеством выпускаемой продуции на предприятии.

Организационной структуры ТК опредеялется следующими факторами: 1) цель контроля (активная или пассивная); 2) объект контроля (продукция или процесс); 3) метод контроля (вид или способ); 4) средства контроля (материалы, приборы, приспособления); 5) исполнитель контроля (рабочий, контролер); 6) условия контроля (метрология, стандартизация, оснащение).

На крупном предприятии ТК возглавляет начальник (руководитель) ТК, который является зам. директором (вице – президентом) компании по качеству. Руководителю СТК подчиняются три заместителя: 1) внешнего контроля; 2) внутреннего контроля; 3) планирования (обеспечения) и развития контроля.

В подчинении заместителя внешнего контроля находятся: бюро (группа) входного контроля; бюро выходного (приемочного) контроля; цех (участок) испытаний; группа анализа рекламаций, группа анализа надежности.

В подчинении заместителя внутреннего контроля находятся: бюро (группа) технического контроля в цехах, бюро средств контроля, бюро (группа) анализа брака, лаборатория экспресс – анализа, разрушающего и/или неразрушающего контроля.

В подчинении заместителя обеспечению и развитию контроля находятся: бюро (группа) разработки стандартов предприятия, бюро (группа) научных исследования ТК, бюро (группа) проектирования средств контроля, бюро (группа) разработки новых методов контроля.

Руководитель СТК

Зам. руководителя по обеспечению и развитию ТК

Зам. руководителя по внутреннему (текущему) ТК

Зам. руководи-еля по внешне-му ТК

Бюро входного ТК

Бюро ТК в цехах

Бюро разработки СТК

Бюро приемочного ТК

Бюро средств контроля

КБ средств контроля

Цех испытаний

Группа анализа брака

ТБ методов контроля

Группа рекламаций

Лаб. экспресс-анализа

Группа НИР ТК

Группа надежности

Лаб. НК и/или РК

Рис. – Схема организационной структуры СТК предприятия

На предприятии, кроме СТК, контроль качества реализуется по следующим направлениям: 1) нормо-контроль в технических службах (ОГК, ОГТ и др.); 2) методы и средства измерения , метрологический контроль (метрологическая служба); 3) технологический контроль точности оборудования (ремонтные службы ОГМ, ОГЭ); 4) экологический контроль; 5) контроль квалификации работников (служба управления персоналом); 6) хозяйственный аудит (внутренний и внешний).