9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
Оперативные планы и графики производства в силу их динимичности (внешних и внутренних возмущений) требуют систематического слежения как их выполнения, так и их обеспечения.
Диспетчирование – это процесс непрерывного наблюдения, контроля и принятия необходимых мер по регулированию производства линейным руководством (директор и его заместитель по производству; начальник цеха и его заместитель по производству; начальник участка или старший мастер основного производства) на основе решений подготовленных в результате анализа данных оперативного учета, контроля планов производства и причин их отклонений: службой ПДО на уровне предприятия; ПДБ на уровне цеха; плановиком на уровне участка.
На достижение главной и основной задачи производственной функции предприятия по уровням руководства влияют возмущения, которые определяются внешними и внутренними причинами.
Внешние причины можно сгуппировать по следующим признакам:
-
Расторжение контрактов на поставку продукции.
-
Изменение условий контракта на поставку продукции (количество изделий, комплектность, сроков поставки и требований к качеству, условий платежей).
-
Расторжение контрактов на приобретаемые ресурсы (материалы, полуфабрикаты со стороны, комплектующие и т.д.).
-
Изменение условий контрактов на приобретаемые ресурсы (количеству и качеству, срокам и условий платежей).
-
Изменение таможнего и налогового законодательства.
Внутренние причины можно сгуппировать по следующим признакам:
-
Срывы сроков запуска или выпуска (стадий, этапов и работ по СОНТ; потребных СТО; изделий и их составляющих заготовок, деталей и узлов).
-
Несвоевременное обеспечение (доставка) цехов с общезаводских складов; участков и рабочих мест из цеховых кладовых (материалов, заготовок, деталей, инструментов и СТО и т.д.).
-
Неплановые и аварийные простои оборудования в ремонте.
-
Окончательный и исправимый брак продукции, инструмента и СТО, выявленный при входном, технологическом и приемочном контроле.
-
Срывы сменных заданий из-за низкой квалификации, болезней, нарушении трудовой дисциплины работников.
-
Внесение изменений в действующую конструкторско-технологическую документацию, связанных с совершенствованием конструкции и технологии или исправления ошибок, допущенных инженерными службами.
-
Ошибки, допущенные при планировании и оценке состояния производства.
-
Ошибки по ранее принятым решениям (стратегическим, тактическим, оперативным) по производству и выпуску потребной продукции.
Чтобы обеспечить выполнение главной и основной функции производственной деятельности, к диспетчированию предъявляются следующие требования:
-
предупредительность;
-
своевременность;
-
полнота охвата.
Предупредительность диспетчирования достигается тем, что оно должно быть направлено на контроль причин (обеспечения производства, его хода по технологическим стадиям), чтобы предварительно создать условия нормального хода совокупного производственного процесса и его результатов – потребной продукции (следствий).
Своеременность диспетчирования достигается тем, что оно должно быть оперативным, так как задержки в учете временных параметров производства и их контроле, увеличивают потери при достижении главной и основной задач производственной функции предприятия.
Полнота охвата диспетчирования достигается тем, что оно должно обеспечить синхронный ход совокупного производственного процесса, что добиваться выпуска укомплектованной продукции.
Объектом диспетчирования являются отклонение (фактического состояния или фактических результатов производства от соответсвующих плановых показателей) или функция динамики хода или состояния производства вида: y (t) = a (t) + e (t), где a (t) – величина текущего значения параметра состояния или результатов производства за t-й период (t-ю дату); (e (t) – случайная составляющая (?!). Ф-П может быть существенным и несущественным, (допустимым и недопустимым). Возникает проблема двойственности в ориентации ситуации Ф или П. Если отклонение Ф-П находится пределах допустимого уровня, то его можно считать не существенным (случайным отклонением) и представить следующим графиком функции результата – выпуска продукции (Аt) от аргумента времени календарного или рабочего ПУП (t= 1, 2, …, T), где ВГР – верхняя граница регулирования, НГР – нижняя граница регулирования:
At
ВГР
НГР
ПУП, t
Допустимый уровень оправдывается величиной резервов, которые заложены в КПН и построенных на основании их графиков производства.
Отклонения Ф-П – это естественное свойство жизни (Ф) от ее модели (П), которое представляет комплексную проблему и носит многофакторный характер. Поэтому функция адаптации производственной функции, которая на предприятии возглавляется службой диспетчирования и требует комплексного решения. Выявленные существенные отклонения Ф-П с учетом уровня их решения обсуждаются на оперативных совещаниях (общезаводских, цеховых) и по ним принимаются меры. Можно представить следующую возможную логику (алгоритм): 1) выявляются позиции результатов ПУЕ (At), у которых Ф-П больше допустимого; 2) выявляются причины отклонений, место возникновения (ПУИ), время возникновения (ПУП); 3) оцениваются последствия выявленного отклонения и причины его пораждающих; 4) разрабатываются варианты мер текущего и стратегического характера; 5) принимается окончательное решение по устранению отрицательного воздействия возникшего отклонения по конкретным ПУЕ, ПУИ, ПУП.
Ситуации: брак (АКТ о браке) – оценка состояния производства (запасы, дефицитность); вид брака (окончательный, исправимый); причины брака (КТД, материал, СТО, работник); возможности устранения брака внутренние (ПУИ) и внешние, сроки восстановления (ПУП).
Неплановая и аварийная остановка (отказ) оборудования
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация