logo search
АСОИР 11 ОиПП

8.2 Виды и основы сетевой модели

Основой метода СПУ является графическое представление осуществления проекта. В графической модели отражается связи между процессами, ведущими к достижению поставленной конечной цели - результату проекта. При выполнении комплекса действий проект из исходного состояния через систему промежуточных переводится в завершающее состояние.

Для описания комплекса работ по проекту в СПУ используют сетевой график - ориентированный граф в виде без масштабной диаграммы, которая на плоскости изображается с помощью кружков соединенных стрелками слева направо.

Граф - это упорядоченное множество элементов (X - узлов) и их парных связей (Y - ребер).

Ориентированный граф - это такой граф, у которого все связи ориентированы из начального элемента в конечное и в котором отсутствуют обратные связи и петли G =. (X,Y)

В СПУ используемые варианты сетевого графика можно классифицировать по следующим шести признакам:

1) по определенности структуры (детерминированные - стохастические);

2) по количеству временных оценок работ (одна, две, три);

3) по количеству одновременно описываемых проектов (одно – много проектные);

4) по количеству учитываемых ресурсов (одно – много ресурсные);

5) по количеству оцениваемых параметров (одно - многоцелевые);

6) по форме представления (графическая безмасштабная и масштабная, табличная, матричная) и форма представления информации на графе.

Выбор конкретного варианта сетевого графика определяется особенностями объекта планирования:, степенью жесткости (вероятности) его отражаемых связей и их временных параметров, наличием (отсутствием) конкурирующих проектов, ресурсов и целевых характеристик (критериев) оценки достигаемых результатов. Формы представления сетевого графика являются математически эквивалентными, и выбор их определяется вкусом разработчика, понятностью пользователями, степенью секретности информации. Ниже будем рассматривать простейший вариант сетевого графика: 1) с детерминированной структурой; 2) с одной, двумя или тремя временными оценками; 3) одно проектные; 4) одно ресурсные; 5) одно целевые; 6) с формой представления исходной информации комплекса работ в таблице, графической формой отображения вершин графа – событие, а его дуги - работа.

Первичными элементами сетевого графика являются: работа и событие. В сетевой модели термин “работа” применяется в широком смысле: 1) как объект математический - это вектор, имеющий фиксированное начало и окончание, а также модуль, отражающий величину его параметров; 2) как организационно-экономический объект - процесс потребления ресурсов во времени или процесс ожидания, который не требует расхода явных ресурсов, но требует определенного технологического времени (остывание заготовки, затвердевание бетона и т.д.); 3) как объект логики - это просто связь, зависимость, “фиктивная работа”, которая не требует для своей реализации затрат ресурсов и времени. Реальные работы и ожидания на плоскости изображаются сплошными стрелками, а фиктивные - пунктирными стрелками.

Термин “событие” - это характеристика состояния работы (начала, окончания) и момент перехода проекта из одного качественного уровня в другой. Теоретически событие является мгновенной во времени точкой. Синонимы события - “узел”, “соединитель”. Все события в сетевом графике характеризуются двойственностью, с одной стороны, они являются условием завершения входящих в него работ, а с другой - служат условием начала исходящих из него работ. Исключение составляют: 1) начальное событие, который имеет только выходящие работы; 2) завершающее событие, который имеет только входящие работы. Если из события исходит работ более одной, тогда он называется “расходящимся”. Если событие объединяет несколько работ, то он называется “сходящимся”. В сетевом графике события изображаются кружками или другой геометрической фигурой. Каждому событию присваивается индивидуальный его код - номер.

Элемент сетевого графика имеет следующий вид:

Предшествующее событие

Последующее событие

Наименование работы.i - j

Продолжительность работы t i - j

i

j

Оценка потребляемых ресурсов Рi-j

При построении сетевого графика требуется соблюдать следующие правила:

1. Каждая работа должна иметь свой отличительный шифр i - j определяемого кодами предшествующего i-го и последующего j-го событий или два любых события i - j могут быть связаны не более одной работой i - j. Если работы А и В исходят из одного условия (события i) и их окончание формирует общее условие (событие j), тогда фрагмент сетевого графика

А

i

j

В

изображен неправильно, так как работы А и В имеют одинаковый шифр i - j. Требуется перед началом или перед окончанием одной из работ добавить событие k и для соблюдения логики ввести фиктивную работу С, тогда получим следующие варианты правильного изображения фрагментов сетевых графиков:

С

В

А

k

k

В

С

i

j

А

i

j

2. Сетевой график должен иметь только одно начальное (исходное) и одно конечное (завершающее) события, т.е. в сетевом графике, кроме начальных событий, не должно быть “зависаний” - событий, у которых нет входящих работ и должно быть, кроме конечного, “тупиковых”, из которых нет исходящих работ.

3. В сетевом графике не должно быть циклов (контуров), наличие которых говорит о присутствии логического противоречия в ориентированном графе. Ниже приведен фрагмент простейшего цикла:

А

С

k

В

i

j

4. В сетевом графике номера событий не должны повторяться. При ручных методах (табличном) необходимо дополнительно соблюдать, чтобы i < j.