logo search
АСОИР 11 ОиПП

Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений

Управленческие решения и их виды. Процесс разработки и принятия управленческих решений. Сущность инвестиционных решений и их классификация.

11.1. Управленческие решения и их виды

Принятие решений – составная часть выполнения любой управленческой функции, так как любые действия или бездействия на предприятии – есть результат управленческих решений.

Термин «решить» согласно словарю С.И. Ожегова несет три смысловых значения: 1) сделать вывод; 2) постановление (приговор); 3) определить искомое (вычислить).

Управленческое решение связано с выбором возможных вариантов (альтернатив) по разрешению возникающих проблем на предприятии и его подразделениях. Управленческое решение – это осмысленный (акт или процесс) выбор варианта действия руководства предприятия (подразделения) с целью его стабилиизции или перевода его в новое (желаемое) состояние, обеспечивающего достижение стратегических целей предприятия.

Как правовой акт управленческое решение имеет следующие чертами: 1. Правомощностью. 2. Волевым (психологическим) напряжением. 3. Информационно – организационной согласованностью. 4. Результат творческого процесса. 5. Социальной мотивированностью. 6. Конкретностью и адресностью. 7. Понятностью для исполнителя решения.

Управленческие решения – концентрируют в себе профессиональные знания, опыт, талант и изобретательность работников предприятия, т.е. могут обладать ценностью и могут быть предметом купли и продажи. Они классифицируются:

  1. По назначению – для чего? (формирование – функционирование – развитие).

  2. По функциональным областям (стадиям воспроизводственного и управленческого циклов).

  3. По уровням организационной структуры (высшее – среднее – низшее).

  4. По решаемым целям (стратегические – тактические – оперативные).

  5. По повторяемости и сложности решаемых проблем (простые и программируемые (формализуемые) – сложные и уникальные (неформализуемые)).

  6. По обязательности исполнения (директивные – рекомендательные).

  7. По форме представления (устные – письменные).

Основные факторы, влияющие на управленческие решения: 1) характер оцениваемой среды (определенность – риск – неопределенность); 2) субъективность (как лица, принимающего решение, так и исполнителя решения); 3) методология (теоретические методы и практические приемы).

«Под управлением производственными процессами здесь понимается руководство деятельностью людей внутри предприятия и использованием средств, организация работы, принятие решений и мер, необходимых для достижения поставленных целей» (Ж. Йеннекенс с. 45) Факторы: производство – коллектив – ЛПР. Для принятия решения учитываются факторы: технические – финансово-экономические – организационные. Движущая сила или главная задача – удовлетворение потребностей потребителя (клиента) в соответствии с спросом при рациональном использовании своих возможностей.

«На каждом уровне принятия решений определяется потребность в данных, необходимых для обеспечения эффективного управления на всех уровнях. Это значит, что требуемые данные должны проверяться на их правильность, а сама информация должна представляться в тем более сжатом виде, чем выше уровень управления». (Ж. Йеннекенс с. 54)

Основные составляющие производственного процесса (Планирование Что? – Организация Кто и что должен делать? Кто несет ответственность? Сколько требуется средств? Каковы условия? Активизация-желание работать и возможность достижения. Контроль-сопоставлять с планом, исправлять ошибки).

Оценка функциональных обязанностей: важность, значимость, приоритетность. Для каждой функции делается описание, в которой указываются цели, порядок работы, задачи и содержание выполняемых функциональных обязанностей…Для каждой функции устанавливаются требования: знаний; свободы принятия решений; способности оказывать влияние; маневренности и наличия тяжелых условий труда» (Ж. Йеннекенс с. 76)

«Способность быть лидером…ключевое условие быть руководителем как лица принимающего решения». «Осуществлять лидерство – значит вести, руководить, направлять и быть впереди в оценке текущих и перспективных проблем».

1) существует определенная взаимосвязь между чертами интеллигентности, учености, надежности, ответственности, участия в общественной жизни и социоэкономического статуса лидеров по сравнению с нелидерами.

2) лидеры являются продуктом ситуации (благоприятиные-неблагоприятные; одно-многозначные; постоянные-временные; определенные-неопределенные; стабильные-меняющиеся). Причины возникновения трудностей: 1) экономические или организационные; 2) действия руководителей; 3) расхождения интересов руководителей и коллектива; 4) внешние факторы.

11.2. Процесс разработки и принятия управленческих решений.

Мнообразие и сложность проблем, специфичность требований и условий для их реализации, которые охватывают функциональные области и уровни управления предприятия, требуют разработки процедур процесса принятия управленческих решений.

Потребность в организационной функции регламентации процесса разработки управленческих решений определяется мерой важности возможных последствий от этих решений и организационной сложности процесса подготовки и их реализации. «Разработка эффективных решений – основа обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирование рациональной организационной структуры…» (Юкаева В.С. Управленческие решения. Уч. Пособ. М.: Изд. дом «Дашков и Ко. 1999 – 292 с . с.5) Организация (упорядочение) процесса управленческих решений является метафункций в руках руководителя, на уровне которого осуществляются эти решения. Повседневные решения руководитель принимает автоматически без заметных дополнительных умственных и психических усилий.

Опытный руководитель не только обнаруживает, но и предугадывает возможные проблемы, принимая заблаговременно необходимые меры. Традиционно считается: «Правильно понять и ясно сформулировать проблему – значит уже на 50% решить ее», что возможно, когда адекватно оценивается влияние на потенциал объекта управления внешние условий среды, а также согласование получаемых результатов с истинными потребностями среды. «Выборочный анализ…1/4 всех решеиний можно было не принимать из-за их неисполнимости» (Юкаева с. 6)

На предприятии реализуются как производственные, так и управленческие процессы, которые должны быть целесообразными, действенными и эффективными. Управленческое решение, как процесс, охватывает собой информационный цикл, включая следующие стадии: 1) анализ (подготовка), 2) оценка, 3) реализация, который характерен как для простых, так и решения сложных проблем:

Альтернативыы

1.Анализ

2.Оценка

3. Реализация

Проблема

Решение

Стадия анализа (подготовки) включает этапы: 1) диагноз проблемы; 2) формулировка ограничений и требований решения; 3) разработка вариантов (альтернатив) решения проблемы.

Стадия оценки включает этапы: 1) определение критерия оценки; 2) оценка вариантов; 3) выбор рационального варианта решения проблемы.

Стадия реализации включает этапы: 1) доведение решения до исполнителя; 2) подготовка (обучение); 3) реализация решения, оценка его результативности и целесообразности.

Более развернутые этапы изучения процесса: а) описание; б) выбор вариантов; в) отображение (схема принципиальная, блок-схема, маршрутная: обработка, накопление, транспортировка, контроль; д) временные диаграммы, СПУ, оценка ПМ или пропускной способности; е) процесс тотального качества: а) осознание: информирование, анализ ситуации, оценка условий; б) исследование; в) определение и принятие решения; г) реализация проектов) и масштаб детализации; г) анализ, оценка и представление на утверждение.

«Принятие решений является основой планирования…Управляющие иногда считают принятие решений своим главным делом, поскольку им приходится выбирать, что надо сделать, кто это должен делать, когда, где, а иногда даже как. Однако принятие решения – это только этап планирования, даже если оно принимается быстро и без раздумий…

Принятие решений требует рационального выбора образа действий…1) стремиться к достижению какой-либо цели; 2) ясно видеть пути достижения цели; 3) располагать информацией и способностью анализировать и оценивать альтернативы, учитывая стоящую перед ними цель…Реально достигается ограниченная рациональность». (Г. Кунц т.2 с.252-253) Структурирование и установление функциональных связей с учетом их динамических и стохастических параметров служит основой познания объекта управления для принятия решений.

«Если цели известны, то процедура принятия решений начинается с разработки альтернатив. Умение формировать альтернативы…не менее полезно, чем способность выбирать одну из них, чем лучше индивид в состоянии осознать и преодолеть факторы, являющиеся ограничивающими или решающими на пути к желаемой цели, тем более точно и успешно он выберет наиболее благоприятную альтернативу». (Г. Кунц т.2 с.255)

«Следующим этапом планирования оценка альтернатив и выбор той, которая более всего способствует достижению цели».

Проблема и ее диаг-ностический анализ

Формулировка целей решения проблемы

Отклонение прев-ышает допуск

Выбор стратегии достижения цели

Контроль получе-нных результатов

Выбор методов и средств решения

Реализация решения

Отклонение в пределах допуска

Разработка альтерна-тив решения

Принятие рациональ-ного решения

Подгодовка к реа-лизации решения