Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
Управленческие решения и их виды. Процесс разработки и принятия управленческих решений. Сущность инвестиционных решений и их классификация.
11.1. Управленческие решения и их виды
Принятие решений – составная часть выполнения любой управленческой функции, так как любые действия или бездействия на предприятии – есть результат управленческих решений.
Термин «решить» согласно словарю С.И. Ожегова несет три смысловых значения: 1) сделать вывод; 2) постановление (приговор); 3) определить искомое (вычислить).
Управленческое решение связано с выбором возможных вариантов (альтернатив) по разрешению возникающих проблем на предприятии и его подразделениях. Управленческое решение – это осмысленный (акт или процесс) выбор варианта действия руководства предприятия (подразделения) с целью его стабилиизции или перевода его в новое (желаемое) состояние, обеспечивающего достижение стратегических целей предприятия.
Как правовой акт управленческое решение имеет следующие чертами: 1. Правомощностью. 2. Волевым (психологическим) напряжением. 3. Информационно – организационной согласованностью. 4. Результат творческого процесса. 5. Социальной мотивированностью. 6. Конкретностью и адресностью. 7. Понятностью для исполнителя решения.
Управленческие решения – концентрируют в себе профессиональные знания, опыт, талант и изобретательность работников предприятия, т.е. могут обладать ценностью и могут быть предметом купли и продажи. Они классифицируются:
-
По назначению – для чего? (формирование – функционирование – развитие).
-
По функциональным областям (стадиям воспроизводственного и управленческого циклов).
-
По уровням организационной структуры (высшее – среднее – низшее).
-
По решаемым целям (стратегические – тактические – оперативные).
-
По повторяемости и сложности решаемых проблем (простые и программируемые (формализуемые) – сложные и уникальные (неформализуемые)).
-
По обязательности исполнения (директивные – рекомендательные).
-
По форме представления (устные – письменные).
Основные факторы, влияющие на управленческие решения: 1) характер оцениваемой среды (определенность – риск – неопределенность); 2) субъективность (как лица, принимающего решение, так и исполнителя решения); 3) методология (теоретические методы и практические приемы).
«Под управлением производственными процессами здесь понимается руководство деятельностью людей внутри предприятия и использованием средств, организация работы, принятие решений и мер, необходимых для достижения поставленных целей» (Ж. Йеннекенс с. 45) Факторы: производство – коллектив – ЛПР. Для принятия решения учитываются факторы: технические – финансово-экономические – организационные. Движущая сила или главная задача – удовлетворение потребностей потребителя (клиента) в соответствии с спросом при рациональном использовании своих возможностей.
«На каждом уровне принятия решений определяется потребность в данных, необходимых для обеспечения эффективного управления на всех уровнях. Это значит, что требуемые данные должны проверяться на их правильность, а сама информация должна представляться в тем более сжатом виде, чем выше уровень управления». (Ж. Йеннекенс с. 54)
Основные составляющие производственного процесса (Планирование Что? – Организация Кто и что должен делать? Кто несет ответственность? Сколько требуется средств? Каковы условия? Активизация-желание работать и возможность достижения. Контроль-сопоставлять с планом, исправлять ошибки).
Оценка функциональных обязанностей: важность, значимость, приоритетность. Для каждой функции делается описание, в которой указываются цели, порядок работы, задачи и содержание выполняемых функциональных обязанностей…Для каждой функции устанавливаются требования: знаний; свободы принятия решений; способности оказывать влияние; маневренности и наличия тяжелых условий труда» (Ж. Йеннекенс с. 76)
«Способность быть лидером…ключевое условие быть руководителем как лица принимающего решения». «Осуществлять лидерство – значит вести, руководить, направлять и быть впереди в оценке текущих и перспективных проблем».
1) существует определенная взаимосвязь между чертами интеллигентности, учености, надежности, ответственности, участия в общественной жизни и социоэкономического статуса лидеров по сравнению с нелидерами.
2) лидеры являются продуктом ситуации (благоприятиные-неблагоприятные; одно-многозначные; постоянные-временные; определенные-неопределенные; стабильные-меняющиеся). Причины возникновения трудностей: 1) экономические или организационные; 2) действия руководителей; 3) расхождения интересов руководителей и коллектива; 4) внешние факторы.
11.2. Процесс разработки и принятия управленческих решений.
Мнообразие и сложность проблем, специфичность требований и условий для их реализации, которые охватывают функциональные области и уровни управления предприятия, требуют разработки процедур процесса принятия управленческих решений.
Потребность в организационной функции регламентации процесса разработки управленческих решений определяется мерой важности возможных последствий от этих решений и организационной сложности процесса подготовки и их реализации. «Разработка эффективных решений – основа обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирование рациональной организационной структуры…» (Юкаева В.С. Управленческие решения. Уч. Пособ. М.: Изд. дом «Дашков и Ко. 1999 – 292 с . с.5) Организация (упорядочение) процесса управленческих решений является метафункций в руках руководителя, на уровне которого осуществляются эти решения. Повседневные решения руководитель принимает автоматически без заметных дополнительных умственных и психических усилий.
Опытный руководитель не только обнаруживает, но и предугадывает возможные проблемы, принимая заблаговременно необходимые меры. Традиционно считается: «Правильно понять и ясно сформулировать проблему – значит уже на 50% решить ее», что возможно, когда адекватно оценивается влияние на потенциал объекта управления внешние условий среды, а также согласование получаемых результатов с истинными потребностями среды. «Выборочный анализ…1/4 всех решеиний можно было не принимать из-за их неисполнимости» (Юкаева с. 6)
На предприятии реализуются как производственные, так и управленческие процессы, которые должны быть целесообразными, действенными и эффективными. Управленческое решение, как процесс, охватывает собой информационный цикл, включая следующие стадии: 1) анализ (подготовка), 2) оценка, 3) реализация, который характерен как для простых, так и решения сложных проблем:
Альтернативыы
1.Анализ 2.Оценка
3. Реализация
Проблема Решение
Стадия анализа (подготовки) включает этапы: 1) диагноз проблемы; 2) формулировка ограничений и требований решения; 3) разработка вариантов (альтернатив) решения проблемы.
Стадия оценки включает этапы: 1) определение критерия оценки; 2) оценка вариантов; 3) выбор рационального варианта решения проблемы.
Стадия реализации включает этапы: 1) доведение решения до исполнителя; 2) подготовка (обучение); 3) реализация решения, оценка его результативности и целесообразности.
Более развернутые этапы изучения процесса: а) описание; б) выбор вариантов; в) отображение (схема принципиальная, блок-схема, маршрутная: обработка, накопление, транспортировка, контроль; д) временные диаграммы, СПУ, оценка ПМ или пропускной способности; е) процесс тотального качества: а) осознание: информирование, анализ ситуации, оценка условий; б) исследование; в) определение и принятие решения; г) реализация проектов) и масштаб детализации; г) анализ, оценка и представление на утверждение.
«Принятие решений является основой планирования…Управляющие иногда считают принятие решений своим главным делом, поскольку им приходится выбирать, что надо сделать, кто это должен делать, когда, где, а иногда даже как. Однако принятие решения – это только этап планирования, даже если оно принимается быстро и без раздумий…
Принятие решений требует рационального выбора образа действий…1) стремиться к достижению какой-либо цели; 2) ясно видеть пути достижения цели; 3) располагать информацией и способностью анализировать и оценивать альтернативы, учитывая стоящую перед ними цель…Реально достигается ограниченная рациональность». (Г. Кунц т.2 с.252-253) Структурирование и установление функциональных связей с учетом их динамических и стохастических параметров служит основой познания объекта управления для принятия решений.
«Если цели известны, то процедура принятия решений начинается с разработки альтернатив. Умение формировать альтернативы…не менее полезно, чем способность выбирать одну из них, чем лучше индивид в состоянии осознать и преодолеть факторы, являющиеся ограничивающими или решающими на пути к желаемой цели, тем более точно и успешно он выберет наиболее благоприятную альтернативу». (Г. Кунц т.2 с.255)
«Следующим этапом планирования оценка альтернатив и выбор той, которая более всего способствует достижению цели».
Проблема и ее диаг-ностический анализ Формулировка целей решения проблемы Отклонение прев-ышает допуск
Выбор стратегии достижения цели
Контроль получе-нных результатов
Выбор методов и средств решения Реализация решения Отклонение в пределах допуска
Разработка альтерна-тив решения Принятие рациональ-ного решения Подгодовка к реа-лизации решения
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация