10.6. Адмистративно-организационные методы управления
Организационные методы управления (ОМУ), как правило, косвенно воздействуют на объект управления, увязывая его по горизонтали (функциям воспроизводственного процесса) и вертикали (работник – подразделение – организация). ОМУ на предприятии реализуются для формальной организационной структуры с помощью следующих основные организационных документов: 1) положения по подразделениям; 2) должностные инструкции.по отдельным работникам; 3) процедуры решения отдельных управленческих (организационных) задач.
Должностные инструкции служащих состаляются с помощью квалификационных справочников и признаны обеспечить (Пархимчик Е.П., Яновская Л.Ф. Образцы должностных инструкций с комментариями Мн.: «Дикто», 2002):
-
рациональное разделение труда между работниками;
-
единство должностных обязанностей с учетом квалификационных требований;
-
правильную подготовку, повышеине квалификации, подбор, расстановку и использование согласно специальности и квалификации;
-
решение вопросов оплаты труда;
-
проведеине аттестации и оценку результатов деятельности;
-
разработку положеинй о подразделениях.
Разделы квалификационных справочников служащих: 1. Руководители. 2. Специалисты. 3. Технические исполнители. Каждая должность имеет три раздела: 1. «Должностные обязанности – поручаемые функции». 2. «Должен знать – требования к знаниям и умениям». 3. «Квалификационные требования – уровень и профиль необходимой специальной подготовки и стаж работы».
Должностная инструкция - регламентирующее правовое положение работника в организации, определяющее его задачи, функции, обязанности, права и ответственность согласно занимаемой должности.
Должностные инструкции разрабатываются в рамках организационной структуры подразделений. Организационная структура - это система логически взаимосвязанных подразделений, отражающая внутреннее строение организации. Подразделение – структурная единица, выполняющая конкретные специфические потребности - функции организации, обладают наделенной самостоятельностью и полной ответственностью за свою деятельность.
В положении о структурном подразделении закрепляются:
порядок создания подразделения;
положение подразделения в организационной структуре организации;
задачи и функции подраделения;
взаимоотношения с другими подразделениями организации;
права, обязанности и ответственность подразделения.
При анализе действующей структуры управления уточняется распределение функций между подразделениями и работниками, устраняются излишние ступений и звеньев управления, рациональнольного распределения обязанностей между работниками, делегирования полномочий, прав и обязанностей, изменения соотношений между специалистами, специалистами и техническими исполнителями с целью более полной их загрузки с учетом их квалификации. Одновременно оптимизируются информационные потоки, улучшается планировака помещений и рабочих мест, средства связи и оргтехника, а также НОТ служащих.
Должностная инструкция составляется на основе СТБ 6.38-95 «Унифицированные сситемы документации. Система организационно – распорядительной документации. Требования к оформлению документов.» И включает шести разделов:
-
Общие положения.
-
Функции.
-
Должностные обязанности.
-
Права.
-
Ответственность.
-
Взаимоотношения (связи по должности)».
Полезность организационного документа, как информационной основы воздействия, проявляется, если он учитывает следующие факторы:
-
Цель (Для чего нужна эта деятельность, работа или задание?).
-
Тип организации (Какая форма организации лучше подходит для этого?).
-
Методы (какими организационными способами можно добиться намеченные цели?).
-
Средства (с помощью каких средств можно достичь ожидаемых результатов?).
-
Люди (с помощью каких работников будет исполняться эта работа?)
В настоящее время сформировалась новая система управления – «руководство в соответствии с сотрудничеством» на принципах:
-
Решение на предприятии не принимается односторонне, сверху одним лишь руководителем.
-
Сотрудники руководствуются не только распоряжениями сверху, а имеют свои четко определенные сферы деятельности (функции) с полномочиями и компетенциями.
-
Ответственность не концентрируется на верхнем уровне управления.
-
Вышестоящая инстанция имеет право принимать только те решения, которые нижестоящие инстанции принимать не вправе.
Для этого следовало проанализировать работу на всех уровнях предприятия…определить отдельные позиции, задачи, полномочия, чтобы выявить соответствующую ответственность…гибкость и эластичность
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация