logo search
АСОИР 11 ОиПП

10.6. Адмистративно-организационные методы управления

Организационные методы управления (ОМУ), как правило, косвенно воздействуют на объект управления, увязывая его по горизонтали (функциям воспроизводственного процесса) и вертикали (работник – подразделение – организация). ОМУ на предприятии реализуются для формальной организационной структуры с помощью следующих основные организационных документов: 1) положения по подразделениям; 2) должностные инструкции.по отдельным работникам; 3) процедуры решения отдельных управленческих (организационных) задач.

Должностные инструкции служащих состаляются с помощью квалификационных справочников и признаны обеспечить (Пархимчик Е.П., Яновская Л.Ф. Образцы должностных инструкций с комментариями Мн.: «Дикто», 2002):

Разделы квалификационных справочников служащих: 1. Руководители. 2. Специалисты. 3. Технические исполнители. Каждая должность имеет три раздела: 1. «Должностные обязанности – поручаемые функции». 2. «Должен знать – требования к знаниям и умениям». 3. «Квалификационные требования – уровень и профиль необходимой специальной подготовки и стаж работы».

Должностная инструкция - регламентирующее правовое положение работника в организации, определяющее его задачи, функции, обязанности, права и ответственность согласно занимаемой должности.

Должностные инструкции разрабатываются в рамках организационной структуры подразделений. Организационная структура - это система логически взаимосвязанных подразделений, отражающая внутреннее строение организации. Подразделение – структурная единица, выполняющая конкретные специфические потребности - функции организации, обладают наделенной самостоятельностью и полной ответственностью за свою деятельность.

В положении о структурном подразделении закрепляются:

порядок создания подразделения;

положение подразделения в организационной структуре организации;

задачи и функции подраделения;

взаимоотношения с другими подразделениями организации;

права, обязанности и ответственность подразделения.

При анализе действующей структуры управления уточняется распределение функций между подразделениями и работниками, устраняются излишние ступений и звеньев управления, рациональнольного распределения обязанностей между работниками, делегирования полномочий, прав и обязанностей, изменения соотношений между специалистами, специалистами и техническими исполнителями с целью более полной их загрузки с учетом их квалификации. Одновременно оптимизируются информационные потоки, улучшается планировака помещений и рабочих мест, средства связи и оргтехника, а также НОТ служащих.

Должностная инструкция составляется на основе СТБ 6.38-95 «Унифицированные сситемы документации. Система организационно – распорядительной документации. Требования к оформлению документов.» И включает шести разделов:

  1. Общие положения.

  2. Функции.

  3. Должностные обязанности.

  4. Права.

  5. Ответственность.

  6. Взаимоотношения (связи по должности)».

Полезность организационного документа, как информационной основы воздействия, проявляется, если он учитывает следующие факторы:

  1. Цель (Для чего нужна эта деятельность, работа или задание?).

  2. Тип организации (Какая форма организации лучше подходит для этого?).

  3. Методы (какими организационными способами можно добиться намеченные цели?).

  4. Средства (с помощью каких средств можно достичь ожидаемых результатов?).

  5. Люди (с помощью каких работников будет исполняться эта работа?)

В настоящее время сформировалась новая система управления – «руководство в соответствии с сотрудничеством» на принципах:

  1. Решение на предприятии не принимается односторонне, сверху одним лишь руководителем.

  2. Сотрудники руководствуются не только распоряжениями сверху, а имеют свои четко определенные сферы деятельности (функции) с полномочиями и компетенциями.

  3. Ответственность не концентрируется на верхнем уровне управления.

  4. Вышестоящая инстанция имеет право принимать только те решения, которые нижестоящие инстанции принимать не вправе.

Для этого следовало проанализировать работу на всех уровнях предприятия…определить отдельные позиции, задачи, полномочия, чтобы выявить соответствующую ответственность…гибкость и эластичность