6.1 Основные понятия и задачи системы качества
Открытая экономика и конкурентная борьба на рынках сбыта требует организации на предприятиях системы контроля качества по международным стандартам серии 9000.
Цели организации технического контроля качества:
а) идентификация выпускаемой продукции, выполнение запросов и ожиданий ее потребителей и других заинтересованных сторон (т.е. работников, поставщиков, владельцев, общества) для обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе, осуществляя это эффективно и результативно;
б) достижение, поддержание в рабочем состоянии и улучшение функционирования и возможностей организации.
Систематическая идентификация и менеджмент процессов, развернутых организацией, и взаимодействий между такими процессами, могут считаться «подходом как к процессу».
Рис. 1 является концептуальной иллюстрацией одной из моделей подхода как к процессу, представленного в разделах 5-8. Модель устанавливает, что потребители и другие заинтересованные стороны играют существенную роль при определении входных данных. Контролирование удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон необходимо для оценивания и утверждения, были ли выполнены требования потребителей и других заинтересованных сторон. Данная модель не отражает процессы на детальном уровне, однако, охватывает все содержание настоящего международного стандарта.
Рис. 1. Модель подхода как к процессу
Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качества на предприятии. Общее руководство качеством – аспект общей функции управления определяющий и осуществляющий политику в области качества. Политика в области качества – основные направления, цели и задачи организации в области качества специально сформулированная ее высшим руководством. Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция и услуга удовлетворяют определенным требованиям к качеству.
Система качества согласно МС базируется на следующих восьми принципах менеджмента качества, изложенных в ИСО 9000:
а) организация, ориентированная на потребителя, должна понимать их настоящие и будущие запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания;
б) роль руководства, чтобы добиваться единства целей управления и создать среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации;
в) вовлечение работников дает возможность использовать их способности на благо организации;
г) подход как к процессу понимая, что желаемый результат достигается эффективнее, если менеджмент ресурсов рассматривается как процесс;
д) системный подход к менеджменту – это определение, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов в соответствии с установленной целью вносит вклад в эффективность и результативность организации;
е) постоянное улучшение, как непрерывное улучшение является постоянной целью организации;
ж) метод для принятии решения, основанный на фактах должен основываться на логическом и интуитивном анализе данных и информации;
и) взаимовыгодные отношения с поставщиками увеличивают способности организации и ее поставщиков создавать ценности.
Задачи системы качества на предприятии отражены на следующем рисунке:
Внутренняя задача
Система контроля качества
Продукция и услуги
Ресурсы
Производство продукции
Главная задача
Основная задача
Рис. – Задачи системы контроля качества продукции и услуг
Главная задача – обеспечить уверенность потребителя в качестве выпускаемой продукции и услуг. Основная задача – создать условия на входе и в процессе производства, чтобы добиться минимума потерь от несоблюдения качества – брака продукции. Внутренняя задача – создать на предприятии эффективную систему качества и компетентное по ней руководство.
Внутренняя задача
Главная и основная задача
Рис. – Влияние на затраты, связанные с выполнением задач стоящих перед системой качества, достигаемого уровня качества продукции и услуг
Доля затрат на контроль и потерь от несоответствий в общей их стоимости, %
Страна | Затраты на контроль | Потери от несоответствий | ||
Подготовительные | Текущие | Внутренние | Внешние | |
Франция | 5 | 25 | 50 | 20 |
Япония | 60 | 30 | 7 | 3 |
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация