logo search
Эксплуатационные_материалы_2

3.4.1. Масла для гидромеханических и гидрообъемных передач

Особенностью масел для гидромеханических и гидрообъемных передач является наличие фрикционных свойств, позволяющих организовать четкую работу фрикционных дисков включения передач.

Фрикционные свойства масел обеспечиваются за счет силы взаимодействия его молекул между собой и с поверхностью дисков. В результате создается сопротивление сдвигу больше, чем передаваемый крутящий момент. Фрикционные свойства оценивают коэффициентом трения, который находится в пределах 0,1–0,18 и зависит от фрикционных свойств масла и скорости скольжения. Коэффициент трения обычно стабилизируется при скорости скольжения больше 0,1 м/с.

Антифрикционные, противоизносные и другие свойства масел для гидромеханических трансмиссий в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями обеспечиваются их вязкостными характеристиками, наличием присадок, механизм действия которых аналогичен действию в механических трансмиссиях.

На технике, имеющей гидромеханические коробки передач широко используются масла марок А (ТУ 38.101179-79), МГТ (ТУ 38.401494-84), а для обеспечения работы гидроусилителей рулевого управления – масло Р (ТУ 38.101179).

А – маловязкое масло глубокой селективной очистки, загущенное полиизобутиленом, содержащее антиокислительную и противоизносную (универсальную), детергентно-диспергирующую, депрессорную и антипенную присадки. Применяется всесезонно в гидромеханических коробках передач и гидротрансформаторах автомобилей, тягачей и других машин в умеренной климатической зоне. Обладает высокой термоокислительной стабильностью, хорошими низкотемпературными свойствами. Дублирующее масло марки МГТ. Масла совместимы в любых соотношениях. Масло марки А может применяться в качестве рабочей жидкости в различных гидравлических системах, в гидроамортизаторах, в гидроусилителях руля.

МГТ – маловязкое, низкозастывающее масло, загущенное низкомоле-кулярным полимером, содержащее комплекс высокоэффективных присадок. Применяется всесезонно до минус 50 ºC аналогично маслу марки А.

В гидромеханических передачах тяжелых многоосных автомобилей может быть использована также смесь 30% М-16-А(т) и 70% веретённого АУ. Для улучшения защитных свойств к смеси добавляют до 10% присадки АКОР-1. Смесь может применяться в качестве дублирующего масла марки А.

Масло марки Р – маловязкое малосернистое масло типа веретенного АУ, содержащее антиокислительную и противоизносную присадку, а также детергентно-диспергирующую и антипенную присадки. Имеет достаточно высокую термоокислительную стабильность и хорошие низкотемпературные свойства. Используется для гидрообъёмных передач и гидроусилителей рулей.

Основные характеристики масел для гидромеханических и гидрообъёмных передач приведены в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Основные характеристики масел для

гидромеханических и гидрообъёмных передач

Показатели

Для гидротрансформаторов и

автомеханических передач

Для гидро-

усилителя руля, марка Р

А

МГТ

Вязкость кинематическая (мм2/с) при температуре:

50 ºC

20–30

12–14

100 ºC

6–7

–20 ºC

2100

Вязкость динамическая при температуре минус 50 ºC – не более, Па·с

400

Температура вспышки – выше, ºC

175

160

163

Температура застывания – ниже, ºC

–40

–55

–45

Испытания на коррозию стальных пластин

Выдерживает

Увеличение массы резины после выдерживания ее в масле в течение 72 ч при температуре 130 ºC – не более, %

Марка 81-90

2

Марка В-1И

5,0

2,5

Испытание на вспенивание при температуре 125 ºC

Пена должна исчезать не более чем через 30с

Индекс задира, Из

40

2

Критическая нагрузка, Н

720

900

Нагрузка заедания, Н

2240

2000

Диаметр пятна износа, мм (4ч,200Н)

0,55

0,50