6.2 Сертификация продукции
Термин “сертификация” впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации (ИСО). Ведущие страны начали развивать процессы сертификации в 20-30 - е годы нашего столетия.
Сертификация - это действие третьей стороны, доказывающее, обеспечивается уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. В начале 90-х годов в РБ сформировалась нормативная и техническая база для создания национальной системы сертификации.
Сертификация по широте ее признания может быть национальной, региональной (европейской), международной. Сертификация - инструмент признания потребителем (обществом); форма гарантии качества продукции с точки зрения требований безопасности, экологичности; наличия юридической ответственности изготовителя (продавца) перед покупателем.
Международная сертификация строится на следующих принципах:
1. Ориентация на международные стандарты качества (ИСО или МЭК).
2. Равные возможности изготовителей в проведении сертификации.
3. Ориентация на действующую систему качества предприятия.
4. Независимость полномочного органа, гарантирующего справедливость принятия решения по результатам сертификации.
В соответствии с представленной схемой можно сформулировать следующие группы задач (:рис. 6.9)
главная задача - на схеме отображает вектор выхода системы сертификации, подтвердить соответствие сертифицируемых показателей товаров (услуг) требованиями НТД, законодательным нормам;
основная задача - обеспечить необходимые условия (методика контроля, наличие квалифицированных испытателей, надлежащих средств измерения и контроля) проведения сертификации (на схеме вектор, обеспечивающий условия изготовления продукции) ;
внутренняя задача - на схеме отображает вектор входа в блок субъекта сертификации, создание условий (обеспечение принципов) сертификации.
Внутренняя задача
Сертификация
Требования НТД
Сертификационные Изготовление
испытания продукции Результаты сертификации
Основная задача Главная задача
Рис. 6.9 - Схема функциональных задач сертификации
Объекты обязательной сертификации - это общественно значимая и регулируемая продукции машиностроения и приборостроения, электронной и электротехнической промышленности, медицинская техника и медпрепараты, услуги транспорта и связи, общественного питания и торговли.
Объекты добровольной сертификации - продукция производственно-технического и социально-бытового назначения, услуги материальные и нематериальные, системы качества предприятий, персонал неразрушающего контроля, оценки недвижимости, автотранспорта. сварки и т.д., по которым строгое соблюдение требований стандартов государством не предусмотрено.
Система сертификации - это совокупность процедур проведения и оценки результатов сертификации, а с другой - совокупность ее участников, осуществляющих сертификацию.
Сертификация может быть проведена в следующих формах: 1) самосертификация; 2) сертификацию проводит потребитель; 3) независимая - сертификацию проводит третья сторона.
Сертификация позволяет:
1) свести к минимуму риск покупателя;
2) обеспечить покупателей информацией о результатах сертификации;
3) выполнять выбранный тип сертификации.
Сертификация устонавливает соответствие требованиям стандартов на основе испытаний и учитывает следующие принципы:
- выбор критериев оценки требований потребителей и реальных возможностей изготовителей;
- фирма, осуществляющая сертификацию, должна быть беспристрастной, обладать компетентным персоналом, надлежащим оборудованием;
- проводить испытания, когда соблюдается стабильность технологического процесса;
- независимость результатов проводимых испытаний.
Возможны восемь схем проведения сертификаций:
1. Типовые испытания продукции до поставки ее на рынок (освоение новой продукции).
2. Типовые испытания продукции до поставки с последующим надзором в торговле.
3. Типовые испытания продукции до поставки с последующим надзором в производстве.
4. Типовые испытания продукции до поставки с последующим надзором в производстве и торговле.
5. Типовые испытания продукции до поставки с последующим надзором в производстве и торговле. Аттестация системы качества предприятия с надзором за системой управления качеством.
6. Аттестация системы качества предприятия с последующий оценкой организации ее контроля.
7. Выборочный контроль на основе типовых испытаний продукции.
8. Сплошной контроль на основе типовых испытаний продукции.
Выбор схемы сертификации продукции учитывает особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции; требуемый уровень доказательности; возможностей оплаты заявителя и др. факторы.
Сертификация проводится в следующей последовательности:
1. Заявка на сертификацию (договор на проведение).
2. Оценка соответствия: системы качества, продукции, услуги, персонала.
3. Анализ результатов оценки соответствия.
4. Решение по сертификации.
5. Инспекторский контроль за сертифицированным объектом.
Классификация основных видов испытаний:
1. По стадиям жизненного цикла.
2. По уровню проведения: государственные, межведомственные, заводские.
3. По условиям и месту проведения: стендовые, лабораторные, полигонные; натурные, с использованием моделей.
4. По режиму проведения: нормальные, ускоренные, сокращенные.
5. По внешним воздействующим факторам: механические, климатические, биологические, радиационные, электромагнитных полей, электрические, термические, специальных сред.
6. По определяемым характеристиках объекта: функциональные (на надежность, прочность, устойчивость, безопасность, транспортабельность, ремонтопригодность), граничные, технологические.
7. По результатам воздействия на объект: разрушающие. неразрушающие.
Достоверность измерений определяется вероятностью того, что истинное значение измеряемой величины лежит в пределах доверительных границ:
P { x - tp x x x - tp x } = 2 Sn (t) -1,
где Sn (t) - интегральная функция распределения Стьюдента (при n 30 распределение приближается к нормальному).
Достоверность контроля характеризуется вероятностью принятия правильного решения по результатам измерений:
D = 1 - (PI + PII), где PI , PII - ошибки первого и второго рода.
Требования, предъявляемые к проведению сертификационным действиям:
1) беспристрастность их проведения;
2) независимость от государственных и других органов;
3) компетентность в решаемых вопросах;
4) полномощность представлять интересы различных сторон сертификации (поставщики ресурсов, изготовители продукции, потребители продукции, посредники, заинтересованные государственные органы.
Нормативно-методическое обеспечение сертификации - стандарты ИСО/МЭК: “Стандарт - это документ, разработанный на основе конценсума и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области”.
Методика проведения измерений включает 12 разделов: назначение; нормы погрешности измерений; требования к применению СИ и вспомогательному оборудованию; описание применяемого метода измерений; требования к безопасности измерений; требования к квалификации персонала, для осуществления данной методики; условия измерения; порядок подготовки к выполнению измерений; описание процесса выполнения измерений; порядок обработки результатов измерений; требования к оформлению результатов измерений; требования и порядок контроля погрешности методики выполнения измерений.
Методика испытаний включает разделы: область применения; объект испытаний; определяемые характеристики; условия испытаний; средства испытаний; порядок проведения испытаний; обработка данных и оформление результатов испытаний; требования безопасности и охраны окружающей Среды.
Методики контроля, аудит качества классифицируются:
1. По проверяемой области (системы качества, процессы, продукция).
2. По назначению (внутренний, внешний).
Для нормального функционирования системы сертификации государство обеспечивает:
1) подготовляет законы, регламентирующие деятельность органов сертификации;
2) выдает госзаказы на проведение сертификации на правительственные закупки;
3) создает условия метрологического обеспечения (разработка необходимых стандартов, регламентация форм сертификации, требования к национальным мерам и средствам измерения);
4) обеспечение сертификацией экспорта и импорта продукции;
5) защищать интересы потребителей по вопросам влияния продукции на здоровье, безопасность и экологию.
Экономические аспекты сертификации продукции. Так она обеспечивает данными для определения конкурентоспособности продукции; дает возможность выбора экономически целесообразных форм и схем сертификации; способствует цивилизованному расширению рынков (рисунок 6.10).
Изготовитель Продукция Покупатель
Орган сертификации
Рис. 6.10 - Роль органа сертификации в хозяйственных отношениях предприятий
Орган сертифицирующий несет юридическую ответственность за превышение сроков проведения сертификации установленный контрактом, а также за правильность принимаемых решений
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация