logo search
АСОИР 11 ОиПП

6.2 Сертификация продукции

Термин “сертификация” впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации (ИСО). Ведущие страны начали развивать процессы сертификации в 20-30 - е годы нашего столетия.

Сертификация - это действие третьей стороны, доказывающее, обеспечивается уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. В начале 90-х годов в РБ сформировалась нормативная и техническая база для создания национальной системы сертификации.

Сертификация по широте ее признания может быть национальной, региональной (европейской), международной. Сертификация - инструмент признания потребителем (обществом); форма гарантии качества продукции с точки зрения требований безопасности, экологичности; наличия юридической ответственности изготовителя (продавца) перед покупателем.

Международная сертификация строится на следующих принципах:

1. Ориентация на международные стандарты качества (ИСО или МЭК).

2. Равные возможности изготовителей в проведении сертификации.

3. Ориентация на действующую систему качества предприятия.

4. Независимость полномочного органа, гарантирующего справедливость принятия решения по результатам сертификации.

В соответствии с представленной схемой можно сформулировать следующие группы задач (:рис. 6.9)

главная задача - на схеме отображает вектор выхода системы сертификации, подтвердить соответствие сертифицируемых показателей товаров (услуг) требованиями НТД, законодательным нормам;

основная задача - обеспечить необходимые условия (методика контроля, наличие квалифицированных испытателей, надлежащих средств измерения и контроля) проведения сертификации (на схеме вектор, обеспечивающий условия изготовления продукции) ;

внутренняя задача - на схеме отображает вектор входа в блок субъекта сертификации, создание условий (обеспечение принципов) сертификации.

Внутренняя задача

Сертификация

Требования НТД

Сертификационные Изготовление

испытания продукции Результаты сертификации

Основная задача Главная задача

Рис. 6.9 - Схема функциональных задач сертификации

Объекты обязательной сертификации - это общественно значимая и регулируемая продукции машиностроения и приборостроения, электронной и электротехнической промышленности, медицинская техника и медпрепараты, услуги транспорта и связи, общественного питания и торговли.

Объекты добровольной сертификации - продукция производственно-технического и социально-бытового назначения, услуги материальные и нематериальные, системы качества предприятий, персонал неразрушающего контроля, оценки недвижимости, автотранспорта. сварки и т.д., по которым строгое соблюдение требований стандартов государством не предусмотрено.

Система сертификации - это совокупность процедур проведения и оценки результатов сертификации, а с другой - совокупность ее участников, осуществляющих сертификацию.

Сертификация может быть проведена в следующих формах: 1) самосертификация; 2) сертификацию проводит потребитель; 3) независимая - сертификацию проводит третья сторона.

Сертификация позволяет:

1) свести к минимуму риск покупателя;

2) обеспечить покупателей информацией о результатах сертификации;

3) выполнять выбранный тип сертификации.

Сертификация устонавливает соответствие требованиям стандартов на основе испытаний и учитывает следующие принципы:

- выбор критериев оценки требований потребителей и реальных возможностей изготовителей;

- фирма, осуществляющая сертификацию, должна быть беспристрастной, обладать компетентным персоналом, надлежащим оборудованием;

- проводить испытания, когда соблюдается стабильность технологического процесса;

- независимость результатов проводимых испытаний.

Возможны восемь схем проведения сертификаций:

1. Типовые испытания продукции до поставки ее на рынок (освоение новой продукции).

2. Типовые испытания продукции до поставки с последующим надзором в торговле.

3. Типовые испытания продукции до поставки с последующим надзором в производстве.

4. Типовые испытания продукции до поставки с последующим надзором в производстве и торговле.

5. Типовые испытания продукции до поставки с последующим надзором в производстве и торговле. Аттестация системы качества предприятия с надзором за системой управления качеством.

6. Аттестация системы качества предприятия с последующий оценкой организации ее контроля.

7. Выборочный контроль на основе типовых испытаний продукции.

8. Сплошной контроль на основе типовых испытаний продукции.

Выбор схемы сертификации продукции учитывает особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции; требуемый уровень доказательности; возможностей оплаты заявителя и др. факторы.

Сертификация проводится в следующей последовательности:

1. Заявка на сертификацию (договор на проведение).

2. Оценка соответствия: системы качества, продукции, услуги, персонала.

3. Анализ результатов оценки соответствия.

4. Решение по сертификации.

5. Инспекторский контроль за сертифицированным объектом.

Классификация основных видов испытаний:

1. По стадиям жизненного цикла.

2. По уровню проведения: государственные, межведомственные, заводские.

3. По условиям и месту проведения: стендовые, лабораторные, полигонные; натурные, с использованием моделей.

4. По режиму проведения: нормальные, ускоренные, сокращенные.

5. По внешним воздействующим факторам: механические, климатические, биологические, радиационные, электромагнитных полей, электрические, термические, специальных сред.

6. По определяемым характеристиках объекта: функциональные (на надежность, прочность, устойчивость, безопасность, транспортабельность, ремонтопригодность), граничные, технологические.

7. По результатам воздействия на объект: разрушающие. неразрушающие.

Достоверность измерений определяется вероятностью того, что истинное значение измеряемой величины лежит в пределах доверительных границ:

P { x - tpx  x  x - tp x } = 2 Sn (t) -1,

где Sn (t) - интегральная функция распределения Стьюдента (при n  30 распределение приближается к нормальному).

Достоверность контроля характеризуется вероятностью принятия правильного решения по результатам измерений:

D = 1 - (PI + PII), где PI , PII - ошибки первого и второго рода.

Требования, предъявляемые к проведению сертификационным действиям:

1) беспристрастность их проведения;

2) независимость от государственных и других органов;

3) компетентность в решаемых вопросах;

4) полномощность представлять интересы различных сторон сертификации (поставщики ресурсов, изготовители продукции, потребители продукции, посредники, заинтересованные государственные органы.

Нормативно-методическое обеспечение сертификации - стандарты ИСО/МЭК: “Стандарт - это документ, разработанный на основе конценсума и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области”.

Методика проведения измерений включает 12 разделов: назначение; нормы погрешности измерений; требования к применению СИ и вспомогательному оборудованию; описание применяемого метода измерений; требования к безопасности измерений; требования к квалификации персонала, для осуществления данной методики; условия измерения; порядок подготовки к выполнению измерений; описание процесса выполнения измерений; порядок обработки результатов измерений; требования к оформлению результатов измерений; требования и порядок контроля погрешности методики выполнения измерений.

Методика испытаний включает разделы: область применения; объект испытаний; определяемые характеристики; условия испытаний; средства испытаний; порядок проведения испытаний; обработка данных и оформление результатов испытаний; требования безопасности и охраны окружающей Среды.

Методики контроля, аудит качества классифицируются:

1. По проверяемой области (системы качества, процессы, продукция).

2. По назначению (внутренний, внешний).

Для нормального функционирования системы сертификации государство обеспечивает:

1) подготовляет законы, регламентирующие деятельность органов сертификации;

2) выдает госзаказы на проведение сертификации на правительственные закупки;

3) создает условия метрологического обеспечения (разработка необходимых стандартов, регламентация форм сертификации, требования к национальным мерам и средствам измерения);

4) обеспечение сертификацией экспорта и импорта продукции;

5) защищать интересы потребителей по вопросам влияния продукции на здоровье, безопасность и экологию.

Экономические аспекты сертификации продукции. Так она обеспечивает данными для определения конкурентоспособности продукции; дает возможность выбора экономически целесообразных форм и схем сертификации; способствует цивилизованному расширению рынков (рисунок 6.10).

Изготовитель Продукция Покупатель

Орган сертификации

Рис. 6.10 - Роль органа сертификации в хозяйственных отношениях предприятий

Орган сертифицирующий несет юридическую ответственность за превышение сроков проведения сертификации установленный контрактом, а также за правильность принимаемых решений