logo search
АСОИР 11 ОиПП

7.1 Задачи и состав вспомогательного производства

Вспомогательные и обслуживающие процессы являются необходимыми на всех стадиях жизненного цикла изделий, в том числе и стадии производства их. С увеличением размера выпуска основного производства на предприятии вспомогательные и обслуживающие процессы выделяются в самостоятельные организационные подразделения, образуя так называемую инфраструктуру, которая по отношению к основному производству выполняет роль обратной связи, обеспечивая его материально - вещественными услугами.

Обслуживающее производство

Внутренняя задача

Основное производство

Основная задача

Главная задача

Главная задача или главная функция – обеспечить условий достижения потребности потребителей по качеству, количеству и срокам поставки.

Основная задача или основная функция – создать условия для реализации бесперебойной и высокопроизводительной работы подразделений и рабочих мест основного производства с меньшими потерями по причине обслуживающего производства.

Внутренняя задача или внутренняя функция – создать, обеспечить функционирование, развитие (инфраструктуры) обслуживающего производства, чтобы его деятельность была высоко производительной, согласованной и с меньшими затратами на его поддержание.

Затраты, потери

Затраты на обслуживание

Потери в основном производстве и у потребителей по причине обслуживания

Уровень обслуживания

0

1

Инфраструктура предприятия – это комплекс подразделений и служб, создающих условия нормального функционирования основного производства и всех сфер деятельности предприятия.

Состав и масштаб инфраструктуры предприятия зависит от типа производства, номенклатуры и объема выпуска продукции, уровня специализации и кооперирования, формы организации производства, размера предприятия и других факторов.

Инфраструктура по обслуживанию основного производства зависит от объёма выполненной готовой продукции, типа производства специализации кооперирования как основного, так и обслуживающего производства между предприятиями и внутри предприятия.

По внутреннему составу подразделения инфраструктура обслуживающего производства классифицируется по:

В общей численности рабочих предприятия удельный вес их в обслуживающем производстве составляет примерно 50%, которые по функциям распределены следующим образом:

100 = 10ТК + 20И + 10Э + 30Р + 30ТС,

где ТК – технический контроль, И – инструментальное обслуживание, Э – энергообслуживание; Р – ремонтное обслуживание; ТС – транспортно – складское обслуживание.

К обслуживающему производству как инфрастуркутре предприятия предъявляются следующие требования:

1.Предупредительность. 2.Комплексность. 3.Плановость, экономичность.

Названные выше функции обслуживания производстве на предприятии подразделяются на технические и коммерческие. Технические функции обслуживания (инструментальная, энергетическая, ремонтная) входят в подчинение главному инженеру или на крупных предприятиях его заместителю.

Коммерческие функции обслуживания (транспортная, складская) входят в подчинение заместителю директора по коммерческой части, обеспечивая закупку и доставку материальных ресурсов, их хранение и комплектование; внутрипроизводственное перемещение и хранение полуфабрикатов собственного производства; упаковку, хранение и доставку до потребителя согласно договорам готовой продукции.

Предупредительность является ключевым требованием профилактичности обслуживающих операций, позволяющим исключить потери по их причине при достижении главной и основной функций обслуживающего производства.

Комплексность предъявляется от имени единого объекта обслуживания к различным потребным функциям обслуживания, которые организационно должны быть увязаны.

Плановость, экономичность – совокупность проводимых операций обслуживания должна быть регламентирована в пространстве и времени их исполнения, обеспечивая высокую загрузку подразделений обслуживания, т.е. их экономичность, своевременность, результативность.

Обслуживающее производство по доле численности, величине затрат и качеству обслуживания существенно сдерживает эффективную работу наших предприятий. В течение многих десятилетий обслуживающее производство считалось второстепенным и финансировалось (инвестировалось) по остаточному принципу. Одним из ключевых вопросов – это выбор показателей оценки – критериев облеживающего производства. Для этого попытаемся предварительно понять функциональную роль обслуживающего производства на следующей схеме:

Обслуживающее производство

Потребный объем обслуживания,, VОБС

Выполненный объем или затраты на обслуживание, SОБС

Реализация продукции

Основное производство

Результаты влияния обслуживания, измеренными потерями в процессе основного производства, ПОП; процессе реализации продукции, ПРП

Важно различать показатели организационно-технического уровня (технической оснащенности и прогрессивности технологических и организационных методов обслуживания) обслуживающего производства и показатели эффективности его результатов (производительности и качества обслуживания, экономичности и минимальности затрат на обслуживание). Обслуживающие процессы охватывают и свои функции обслуживающего производства, но в конечном итоге их хозяйственные результаты отражаются на показателях основного производства – себестоимости продукции, выручки и далее прибыли от ее реализации.

Результаты обслуживающего производства за счет согласованности или несогласованности действий или бездействии, скорости и качества их проведения прямо и косвенно влияют на эффективность протекания основного производства и достигаемых конечных результатов. На величину показателей эффективности основного производства и реализации продукции воздействует обслуживающее производство, величина которого может быть измерена изменением показателей потерь, в т. ч. получаемых резервов и дополнительно получаемых выгод. Процессы обслуживающего производства в силу их вероятностной природы всегда несут риск и потенциально возможные потери.

Целесообразность специализированных услуг по обслуживанию, выполняемые хозяйственными субъектами, в т.ч. на уровне рабочих мест, оцениваются показателями эффективности сравниваемых альтернативных вариантов, например, самообслуживания.

Для оценки в динамике деятельности обслуживающего производства в разрезе его функций на предприятии целесообразно представить единым критерием – минимум совокупных издержек, складывающейся их суммы затрат на обслуживание (ЗОБС) и потерь по его причинам (ПОБС). Особенность обслуживающего производства заключается в том, что превышение объемов его деятельности свыше потребного является всегда нецелесообразным делом. Потребный объем обслуживания (Vобс) может служить мерой полезности результатов деятельности обслуживающего производства. Для заданных результатов деятельности предприятия потребный объем обслуживания должен снижаться. Тогда обобщающий удельный показатель – критерий оценки деятельности обслуживающего производства по его функциям можно представить в следующем виде:

ЭОБС = (ЗОБС + ПОБС) / VОБС.