7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
Вспомогательные и обслуживающие процессы являются необходимыми на всех стадиях жизненного цикла изделий, в том числе и стадии производства их. С увеличением размера выпуска основного производства на предприятии вспомогательные и обслуживающие процессы выделяются в самостоятельные организационные подразделения, образуя так называемую инфраструктуру, которая по отношению к основному производству выполняет роль обратной связи, обеспечивая его материально - вещественными услугами.
Обслуживающее производство Внутренняя задача
Основное производство
Основная задача Главная задача
Главная задача или главная функция – обеспечить условий достижения потребности потребителей по качеству, количеству и срокам поставки.
Основная задача или основная функция – создать условия для реализации бесперебойной и высокопроизводительной работы подразделений и рабочих мест основного производства с меньшими потерями по причине обслуживающего производства.
Внутренняя задача или внутренняя функция – создать, обеспечить функционирование, развитие (инфраструктуры) обслуживающего производства, чтобы его деятельность была высоко производительной, согласованной и с меньшими затратами на его поддержание.
Затраты, потери Затраты на обслуживание
Потери в основном производстве и у потребителей по причине обслуживания
Уровень обслуживания 0 1
Инфраструктура предприятия – это комплекс подразделений и служб, создающих условия нормального функционирования основного производства и всех сфер деятельности предприятия.
Состав и масштаб инфраструктуры предприятия зависит от типа производства, номенклатуры и объема выпуска продукции, уровня специализации и кооперирования, формы организации производства, размера предприятия и других факторов.
Инфраструктура по обслуживанию основного производства зависит от объёма выполненной готовой продукции, типа производства специализации кооперирования как основного, так и обслуживающего производства между предприятиями и внутри предприятия.
По внутреннему составу подразделения инфраструктура обслуживающего производства классифицируется по:
-
по назначению (обеспечивает потребности потребителя);
-
по функциям (видам работ) обслуживания [технический контроль, инструментальное, энергетическое, ремонтное, транспортное, складское], содержание помещений, обеспечение экологической, пожарной и другой безопасности предприятия;
-
по объекту обслуживания [общезаводское (внешнее, внутренние специализированное по функциям), внутрицеховое по функциям, самообслуживание].
В общей численности рабочих предприятия удельный вес их в обслуживающем производстве составляет примерно 50%, которые по функциям распределены следующим образом:
100 = 10ТК + 20И + 10Э + 30Р + 30ТС,
где ТК – технический контроль, И – инструментальное обслуживание, Э – энергообслуживание; Р – ремонтное обслуживание; ТС – транспортно – складское обслуживание.
К обслуживающему производству как инфрастуркутре предприятия предъявляются следующие требования:
1.Предупредительность. 2.Комплексность. 3.Плановость, экономичность.
Названные выше функции обслуживания производстве на предприятии подразделяются на технические и коммерческие. Технические функции обслуживания (инструментальная, энергетическая, ремонтная) входят в подчинение главному инженеру или на крупных предприятиях его заместителю.
Коммерческие функции обслуживания (транспортная, складская) входят в подчинение заместителю директора по коммерческой части, обеспечивая закупку и доставку материальных ресурсов, их хранение и комплектование; внутрипроизводственное перемещение и хранение полуфабрикатов собственного производства; упаковку, хранение и доставку до потребителя согласно договорам готовой продукции.
Предупредительность является ключевым требованием профилактичности обслуживающих операций, позволяющим исключить потери по их причине при достижении главной и основной функций обслуживающего производства.
Комплексность предъявляется от имени единого объекта обслуживания к различным потребным функциям обслуживания, которые организационно должны быть увязаны.
Плановость, экономичность – совокупность проводимых операций обслуживания должна быть регламентирована в пространстве и времени их исполнения, обеспечивая высокую загрузку подразделений обслуживания, т.е. их экономичность, своевременность, результативность.
Обслуживающее производство по доле численности, величине затрат и качеству обслуживания существенно сдерживает эффективную работу наших предприятий. В течение многих десятилетий обслуживающее производство считалось второстепенным и финансировалось (инвестировалось) по остаточному принципу. Одним из ключевых вопросов – это выбор показателей оценки – критериев облеживающего производства. Для этого попытаемся предварительно понять функциональную роль обслуживающего производства на следующей схеме:
Обслуживающее производство
Потребный объем обслуживания,, VОБС Выполненный объем или затраты на обслуживание, SОБС
Реализация продукции
Основное производство
Результаты влияния обслуживания, измеренными потерями в процессе основного производства, ПОП; процессе реализации продукции, ПРП
Важно различать показатели организационно-технического уровня (технической оснащенности и прогрессивности технологических и организационных методов обслуживания) обслуживающего производства и показатели эффективности его результатов (производительности и качества обслуживания, экономичности и минимальности затрат на обслуживание). Обслуживающие процессы охватывают и свои функции обслуживающего производства, но в конечном итоге их хозяйственные результаты отражаются на показателях основного производства – себестоимости продукции, выручки и далее прибыли от ее реализации.
Результаты обслуживающего производства за счет согласованности или несогласованности действий или бездействии, скорости и качества их проведения прямо и косвенно влияют на эффективность протекания основного производства и достигаемых конечных результатов. На величину показателей эффективности основного производства и реализации продукции воздействует обслуживающее производство, величина которого может быть измерена изменением показателей потерь, в т. ч. получаемых резервов и дополнительно получаемых выгод. Процессы обслуживающего производства в силу их вероятностной природы всегда несут риск и потенциально возможные потери.
Целесообразность специализированных услуг по обслуживанию, выполняемые хозяйственными субъектами, в т.ч. на уровне рабочих мест, оцениваются показателями эффективности сравниваемых альтернативных вариантов, например, самообслуживания.
Для оценки в динамике деятельности обслуживающего производства в разрезе его функций на предприятии целесообразно представить единым критерием – минимум совокупных издержек, складывающейся их суммы затрат на обслуживание (ЗОБС) и потерь по его причинам (ПОБС). Особенность обслуживающего производства заключается в том, что превышение объемов его деятельности свыше потребного является всегда нецелесообразным делом. Потребный объем обслуживания (Vобс) может служить мерой полезности результатов деятельности обслуживающего производства. Для заданных результатов деятельности предприятия потребный объем обслуживания должен снижаться. Тогда обобщающий удельный показатель – критерий оценки деятельности обслуживающего производства по его функциям можно представить в следующем виде:
ЭОБС = (ЗОБС + ПОБС) / VОБС.
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация