7.6. Организация транспортного хозяйства
Производственный процесс любого машиностроительного предприятия связан с процессами транспортировки и перемещения грузов в пространстве без изменения их геометрических форм, размеров и физико-химических свойств.
Транспортное хозяйство (ТХ)– это совокупность общепроизводственных и цеховых подразделений, занятых погрузкой, разгрузкой и транспортировкой грузов на производственные и хозяйственные нужды внешнего и межцехового назначения, а также ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств и дорог предприятия. Внутрицеховый транспорт (перемещения между участками и рабочими местами), как правило, совмещается с основной технологической деятельностью производственных подразделений.
Главная задача ТХ – обеспечить свовременную доставку грузов при их сохранности. Основная задача – обеспечить рациональную и слаженную работу транспорта. Внутренняя задача – создать организационно-технические и плановые условия работы ТХ.
На предприятиях транспортноет хозяйство находится в ведении специализированной транспорной службы (отдела или управления), который находится подчинении заместителя директора по коммерческим вопросам. Конкретный состав транспортного хозяйства зависит от вида и технологии выпускаемой продукции, видов грузов и пространственного размещения пунктов их отправки, типа и масштаба производства.
Начальник транспортного отдела
Зам. по перевозкам Зам. по технической части Технико-экономическое бюро
Производственно-техническое бюро
Бюро внешних перевозок Бюро учета
Бюро межцеховых перевозок Бюро технического обслуживания и ремонта транспортных средств Административно – хозяйственная служба
Производственно-диспетчерское бюро Цех ремонта транспортных средств
Транспортные цехи Дорожно-эксплуатационный участок
Основу организации транспортного хозяйства составляют транспортные средства, которые территориально по сфере обслуживания подразделяются:
по назначению и сферам обслуживания (внезаводский, межцеховый, внутрицеховый);
по принципу действия (непрерывный, прерывный);
по виду транспортировки (железнодорожный, безрельсовый, в т.ч. автомобильный, подъемно-транспортный, водный и специальный повесной, трубопроводный, в т.ч. включающий вспомогательные средства как эстакады, бункеры и т.д.).
Механизация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется наличием соответствующей тары. Так контейнерные и пакетные перевозки, применение поддонов позволяют сократить ручные погрузочные и разгрузочные работы, уменьшая простои подвижного состава.
Важнейшими показателями транспортного хозяйства являются грузопоток и грузооборот.
Грузопоток – это вид (штучный, насыпной и т.д.) и количество груза (в тоннах или тонно-километрах) перемещаемого в одном направлении между заданными пунктами за определенный период времени (смена, сутки, месяц, квартал, год), которые могут быть внешними, межцеховыми, внутрицеховыми. Величина грузопотока устанавливается на основании транспортно-технологических схем внезаводских перемещений и маршрутно-технологических карт межцеховых перемещений и плановых объемов снабжения производственными ресурсами и сбыта продукции. В общем случае грузопоток можно представить следующей схемой:
Пункт отправления груза i Пункт получения груза j Величина грузопотока Qi - j, т (т-км)
Период времени t, смена, сутки, год
Грузооборот – это совокупность грузопотоков, характеризующий транспортной работы (в тонная или тонно-километрах), совершаемой за определенный период времени (смена, сутки, месяц, квартал, год) по подразделению (склад, цех, участок) или предприятию в целом как внешние, так и межцеховые. В общем случае грузооборот можно представить в виде шахматной ведомости следующей схемой:
Пункт отправления груза i | Пункт получения груза j | |||
1 | … | m | Итого | |
1 | Q1-1 | … | Q1-m | Q1-j |
… | … | … | … | … |
n | Qn-1 | … | Qn-m | Qn-j |
Итого | Qi-1 | … | Qi-m | Всего Qi-j |
Величины грузопотоков по главной диагонали (Q1-1, …, Qn-m, где номера пунктов отправления и получения совпадают) принимаются равными нулю. Суммарные величины грузопотоков определяют грузообороты отдельно по пунктам отправления и пунктам получения, а двойная сумма «Всего» – грузооборот по предприятию.
Внешние перевозки предприятия, как правило, осуществляют по договорам со сторонними специализированнми транспортными организациями.
Межцеховые перевозки с учетом типа производства предприятие организует собственными транспортными средствами, используются следующие виды маршрутов их движения:
-
единичный и мелкосерийный, когда преобладают нестабильные и разовые грузопотоки, - маятниковые;
-
кнупносирийное и массовое, когда преобладают постоянные и стабильные грузопотоки, - кольцевые.
Внутрицеховые перевозки организуются по типам производства и учетом организационно-технических особенностей выпускаемой продукции. На предприятиях единичного и мелкосерийного производства используют транспортные средства универсального назначения со свободным ритмом (электо- и автокары, мостовые краны и электротельферы и т.д.). По технологическим потокам цехов заготовительного производства разработываются графики перевозок. Но чаще перевозки организуются по потребности и реализуются по маятниковым маршрутам.
Предметно-замкнутые участки в серийном производстве перевозки между участками и между рабочими местами удобно осуществлять специализированными транспортными бригадами. В цехах серийного производства применяются как маятниковые, так и кольцевые маршруты.
В массовом и крупносерийном производстве перемещения между рабочими местами и участками преимущественно осуществляется непрерывным транспортом согласно ритму поточного производства.
Одновременно с определением маршрутов по грузопотокам осуществляется выбор потребных транспорных средств, обеспечивая снижение затрат на транспортное обслуживание и повышая его надежность. При выборе транспортных средств учитываются свойства груза (физическое состояние, масса, габариты и форма единицы груза, удобства его захвата и перемещения, огнеопасность и взрывобезопасность и т.д.) и особенности грузопотока (стабильность, расстояние, скорость потока и т.д.).
Потребное количество транспортных средст чаще рассчитывают на годовой объем грузопотока Qi – j, т, м3, шт. по формуле:
NTCi – j = Qi – j KHi – j / PTCi – j,
где KHi – j – коэффициент, учитывающий неравномерность i – j – го грузопотока;
PГTCi – j – годовая производительность транспортного средства, т, м3, шт., которая определяется по формуле:
PГTCi – j = FTC PЦTC KTCi – j / TЦi – j,
где FTC – годовой действительный фонд работы транспортных средств, ч;
PЦTC – производительность транспортных средств за цикл перемещения, т, м3, шт.;
KTCi – j – коэффициент использования транспортных средств во времени;
TЦi – j – продолжительность цикла транспортировки, ч, которая определяется по формуле:
TЦi – j = TПi – j + TТРi – j + TРi – j,
где TПi – j, TТРi – j, TРi – j – продолжительность погрузки, транспортировки, разгрузки транспортного средства по i – j – му грузопотоку, ч.
Выбор вида (типа, модели) транспортных средств по i – j – му грузопотоку осуществляется по минимуму приведенных затрат (текущих и единовременных) на единицу грузопотока.
Логистика производственных процессов предназначена повысить организованность функциональную обеспечивая достижение целей функционирования, элементная - как увязка частей объекта и субъекта управления; организационная, как совокупность методов увязки процессов в пространстве и времени.
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация