16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
Рабочее место (РМ) – это первичное звено производственной структуры, на котором простейшие производственные процессы (операции) и формируются результаты как часть и потребная функция конечных результатов предприятия.
Рабочее место (РМ) – это зона СТО, в которой совершенствуется трудовая деятельность исполнитель (группы) выполняющих одну работу или комплекс взаимосвязанных работ. Рабочие места классифицируют, как и сам производственный процесс, по функциональной роли (основные, вспомогательные); по степени оснащенности (ручные, машинно-ручные, машинные); по форме организации труда (индивидуальные, бригадные) и т.д.
Организация РМ – комплекс мер по созданию на РМ условий высокой производительности и качества, сохранения здоровья и безопасности, высокой содержательности и мотивированности труда. Чтобы создать необходимые условия для организации рабочих мест, они подлежат проектированию: условий оснащения и нормального функционирования; процесса производства и труда; достигаемых результатов заданного качества и затратах труда.
Основные задачи, которые решаются при проектировании организации РМ: экономия движений и их совмещение, непрерывность трудового процесса, физиологический и психологический комфорт, содержательность и привлекательность трудового процесса и надежность его функционирования и т.д.
Проектирование организации РМ требует как внешней привязки в рамках совокупной производственной структуры предприятия, так и внутренних более детальных обоснований условий и параметров производственного и трудового процесса, протекующего на РМ. Рассмотрим основные ключевые моменты проекта организации труда в виде карты организации РМ.
Таблица – Карта организации РМ (наименование рабочего места)
Определяющие признаки | Содержание признаков | ||
1.Общие реквизиты (входные) | Предприятие | Цех | Участок |
2.Общая характеристика | Предмет труда и тех. процесс, наименование детали, номер чертежа и технологической карты | Форма организации труда (индивидуальная, бригадная), вид бригады | Форма оплаты труда, система оплаты и показатели премирования |
3.Трудовой процесс | Элементы трудового про-цесса, длительность, мин. Комплексы приёмов, трудовые действия, движения. | Методы труда: зона действия человека левой и правой рукой, ногами и другими частями тела | Многостаночное обслуживание если есть, то график МСО и график совмещения профессий |
4. Непосредственно РМ | Планировка | Расположение предмета труда в рабочей зоне | Организация оснастки (где лежат чертежи) |
5. Обслуживание | Функции обслуживания (наладка, ремонт, смазка) | Способы и регламент обслуживания | Самообслуживание |
6. Условия труда | Санитарно-гигиенические, физиологические, психологические | Режим труда и отдыха | Регламентируемые перерывы |
7. Норма труда | Нормы выработки, нормы времени | Различные технико-экономические показатели (размер брака, размер простоев) | Баланс рабочего времени, баланс времени использования оборудования |
8. Требования к исполнителю | Перечисляются требуем-ые знания по профессии, специальности и квалиф-икации данного РМ | Перечисляют какое должен иметь умения (опыт, стаж) работник на данном РМ | Специальные требования, если на РМ выполняется сложная работа и проводится аттестация |
9. Выходные общие реквизиты | Указывают кто разработал (подпись и время)? | Указывают кто утвердил и подпись | Вносимые изменения (кто, что, время, подпись) |
По отношению к совокупности РМ (участка, цеха, производства, предприятия в целом) на предприятиях формируется система обслуживания РМ. Система обслуживания РМ - это комплекс постоянно проводимых регламентированных мер определенного вида, установленного объема, периодичности с указанием метода по обслуживаемому объекту.
К системе обслуживания РМ предъявляются слеудющие требования: 1) предупредительность; 2) комплексность; 3) плановость; 4) надежность; 5) экономичность.
Предупредительность системы функций обслуживания обеспечивает создание необходимых условий функционирования РМ (системы РМ), предупрежадет возможные сбои, гарантирует достижение требуемого качества результатов в установленные сроки. Житейская практика гласит, что предупреждать пожар (сбои, дефекты, отказы и т.д.) всегда обходится дешевле, чем тушить пожар.
Комплексность системы проводимых функций обслуживания определяется самим объектом, его сложностью и приспособленностью к проведению обслуживания.
Комплекс функций обслуживания РМ:
1. Функции обслуживания рабочей среды (очистка и проветривание воздуха, поддежание температуры, освещение, уборка помещения).
2. Функции обслуживания работника или рабочей силы (выдача сменно-суточных заданий, нормативно технические документация, защитные средства и спецодежда, бытовые услуги).
3. Функции обслуживания предметами труда (доставка материала, заготовок, контроль качества, вывоз деталей и отходов).
4. Функции обслуживания средств труда (обеспечение энегоресурсами, инструментом и оснасткой, наладка и ремонт оборудования, ремонт СТО).
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация