logo search
АСОИР 11 ОиПП

16.2. Организация и обслуживание рабочих мест

Рабочее место (РМ) – это первичное звено производственной структуры, на котором простейшие производственные процессы (операции) и формируются результаты как часть и потребная функция конечных результатов предприятия.

Рабочее место (РМ) – это зона СТО, в которой совершенствуется трудовая деятельность исполнитель (группы) выполняющих одну работу или комплекс взаимосвязанных работ. Рабочие места классифицируют, как и сам производственный процесс, по функциональной роли (основные, вспомогательные); по степени оснащенности (ручные, машинно-ручные, машинные); по форме организации труда (индивидуальные, бригадные) и т.д.

Организация РМ – комплекс мер по созданию на РМ условий высокой производительности и качества, сохранения здоровья и безопасности, высокой содержательности и мотивированности труда. Чтобы создать необходимые условия для организации рабочих мест, они подлежат проектированию: условий оснащения и нормального функционирования; процесса производства и труда; достигаемых результатов заданного качества и затратах труда.

Основные задачи, которые решаются при проектировании организации РМ: экономия движений и их совмещение, непрерывность трудового процесса, физиологический и психологический комфорт, содержательность и привлекательность трудового процесса и надежность его функционирования и т.д.

Проектирование организации РМ требует как внешней привязки в рамках совокупной производственной структуры предприятия, так и внутренних более детальных обоснований условий и параметров производственного и трудового процесса, протекующего на РМ. Рассмотрим основные ключевые моменты проекта организации труда в виде карты организации РМ.

Таблица – Карта организации РМ (наименование рабочего места)

Определяющие признаки

Содержание признаков

1.Общие реквизиты (входные)

Предприятие

Цех

Участок

2.Общая характеристика

Предмет труда и тех. процесс, наименование детали, номер чертежа и технологической карты

Форма организации труда (индивидуальная, бригадная), вид бригады

Форма оплаты труда, система оплаты и показатели премирования

3.Трудовой процесс

Элементы трудового про-цесса, длительность, мин. Комплексы приёмов, трудовые действия, движения.

Методы труда: зона действия человека левой и правой рукой, ногами и другими частями тела

Многостаночное обслуживание если есть, то график МСО и график совмещения профессий

4. Непосредственно РМ

Планировка

Расположение предмета труда в рабочей зоне

Организация оснастки (где лежат чертежи)

5. Обслуживание

Функции обслуживания (наладка, ремонт, смазка)

Способы и регламент обслуживания

Самообслуживание

6. Условия труда

Санитарно-гигиенические, физиологические, психологические

Режим труда и отдыха

Регламентируемые перерывы

7. Норма труда

Нормы выработки, нормы времени

Различные технико-экономические показатели (размер брака, размер простоев)

Баланс рабочего времени, баланс времени использования оборудования

8. Требования к исполнителю

Перечисляются требуем-ые знания по профессии, специальности и квалиф-икации данного РМ

Перечисляют какое должен иметь умения (опыт, стаж) работник на данном РМ

Специальные требования, если на РМ выполняется сложная работа и проводится аттестация

9. Выходные общие реквизиты

Указывают кто разработал (подпись и время)?

Указывают кто утвердил и подпись

Вносимые изменения (кто, что, время, подпись)

По отношению к совокупности РМ (участка, цеха, производства, предприятия в целом) на предприятиях формируется система обслуживания РМ. Система обслуживания РМ - это комплекс постоянно проводимых регламентированных мер определенного вида, установленного объема, периодичности с указанием метода по обслуживаемому объекту.

К системе обслуживания РМ предъявляются слеудющие требования: 1) предупредительность; 2) комплексность; 3) плановость; 4) надежность; 5) экономичность.

Предупредительность системы функций обслуживания обеспечивает создание необходимых условий функционирования РМ (системы РМ), предупрежадет возможные сбои, гарантирует достижение требуемого качества результатов в установленные сроки. Житейская практика гласит, что предупреждать пожар (сбои, дефекты, отказы и т.д.) всегда обходится дешевле, чем тушить пожар.

Комплексность системы проводимых функций обслуживания определяется самим объектом, его сложностью и приспособленностью к проведению обслуживания.

Комплекс функций обслуживания РМ:

1. Функции обслуживания рабочей среды (очистка и проветривание воздуха, поддежание температуры, освещение, уборка помещения).

2. Функции обслуживания работника или рабочей силы (выдача сменно-суточных заданий, нормативно технические документация, защитные средства и спецодежда, бытовые услуги).

3. Функции обслуживания предметами труда (доставка материала, заготовок, контроль качества, вывоз деталей и отходов).

4. Функции обслуживания средств труда (обеспечение энегоресурсами, инструментом и оснасткой, наладка и ремонт оборудования, ремонт СТО).