10.4. Виды (типы) структур управления
Основная проблема управления увязать в единую, функционально взаимосвязанную и целенаправленную систему хозяйствования. Структура управления – форма, модель, конструкция, т.е. строение организации, ее взутренних, взаимосвязанных элементов, их взаиморасположения и соподчиненности, позволяя выполнять необходимые функции управления, обеспечивая жизнеспособность и функциональные возможности организации (стабильность, усточивость, гибкость) по достижению заданных результатов (поставленных целей). В такой системе важно установить адекватную связь субъекта и объекта управления, их функциями и целями предприятия. «Исторически варианты организационной структуры формировались … в соответствии с социальными условиями...» В эволюционном плане можно выделить следующие виды (типы) организациооных структур управления:
-
Линейная. 2 Линейно – штабная. 3. Функциональная. 4. Линейно – функциональная. 5. Проектная, целевая. 6. Матричная. 7. Парсипативная. 8. Дивизиональная (продуктовая, региональная, продуктово-региональная).
-
Линейная структура управления. Данный тип структуры представляет собой простую иерархию в главе руководитель предприятия (Р. 1), руководителей подразделений (Р. 1.1; Р. 1.2) и исполнителей (И. 1.1.1; И. 1.1.2; И 1.2.1; И 1.2.2) следующего вида:
Р.1
Р.1.1 Р.1.2
И.1.1.1 И.1.1.2 И.1.2.1 И.1.2.2
Исторически «первые промышленные предприятия (30-е гг. ХIХ века)…использовали командно-административную (линейную) структуру (по аналогии со структурой управления абсолютистского государства со своей армией и административного аппарата)…Этот вид структуры управления функционировал…пока предприятия по размеру были обозримы…».
2. Линейно – штабная структура управления. По мере понимания выжности функции управления выделилось специальное звено штаб (совет, комитет), как средство усиления возможности и компетентности первого руководителя, которое стало заниматься вопросами прогнозирования и планирования (проектирования). Исторически данный тип структуры был опробован в армии Германии при Бисмарке (1871) при войне с Францией. Тогда был создан штаб, возглавляемый Мольке, благодаря которому был разработан удачный план действий немецкой армии. В данном типе структуры управления к линейной добаляется штаб (Ш. 1), которая имеет слудующий вид:
Р.1
Ш.1 Р.1.1 Р.1.2
И.1.1.1 И.1.1.2 И.1.2.1 И.1.2.2
3. Функциональная структура управления. Однако развитие техники …углубление специализации…привело к несоответствию этой структуры развивающимся новым экономическим отношениям…все больше требовались концентрация усилий в определенных функциональных сферах специалистов, которые могли самостоятельно думать и действовать. Сначала это проявилось в выделении штабных структур (советчиков руководителя), а далее фунциональных звеньев (Ф. 1.1; Ф. 1.2.) и структура управления, которая применялась до 30-х гг. ХХ века, принимает следующий вид:
Р.1
Ф.1.1 Ф.1.2
И.1.1.1 И.1.1.2 И.1.2.1 И.1.2.2
4. Линейно – функциональная структура управления. Данная структура стала использоваться широко после 30-х гг. ХХ века, она сохнаняла единство управления линейной структуры и профессионнализм – функциональных звеньев, которым исполнители подчиняются их функции управления, и эта струтура управления имеет следующий вид:
Р.1
Р.1.1 Р.1.2 Ф.1.1 Ф.1.2
И.1.1.1 И.1.1.2 И.1.2.1 И.1.2.2
-
Проектная, целевая структура управления. В 50-х гг. ХХ века для решения задач развития предприятия на предприятиях стали организовываться временные или постоянные проектные или целевые структуры (Ц. 1.1), обеспечивающие относительно достижения поставленной цели координицию звеньев управления с привлечением исполнителей к реализации этих целей, вид такого типа структуры управления приведен ниже:
Р.1
Ц.1.1
Р.1.1 Р.1.2 Ф.1.1 Ф.1.2
И.1.1.1 И.1.1.2 И.1.2.1 И.1.2.2
6. Матричная структура управления. Когда количество целей развития стало больше одной, в 60-х гг. ХХ века появились матричные струкутры.
В настоящее время организационные структуры предприятия…быстрый и системный поток информации снизу вверх, являющейся иногда решающимся фактором их выживания на рынке.
7. Дивизиональные структуры управления. Концентрация и увеличение размеров предприятий (организаций) вызвал появление в 70 –х гг. ХХ века дивизиональных структур управления, с выделением внутренних относительно независимых структур управления ориентированных на продукт (товар), потребителей (рынки), регионы (территории) или их комбинации. В таких структурах выделяется структура высшего управления компании (с ограниченными функциями управления: исследование, инвестиции и др.), ниже находятся дивизионы со своей структурой управления, наделенных полными правами текущего управления.
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация