logo search
Эксплуатационные_материалы_2

5.5. Пусковые жидкости

При пуске холодного двигателя в условиях низких температур необходимо получить достаточную испаряемость топлива. Это обычно достигается увеличением частоты вращения коленчатого вала с целью получения большой скорости прохождения воздуха через диффузор и более мелкого диаметра капелек бензина, а в дизелях – повышения тонкости распыла при впрыске. Высокая пусковая частота вращения коленчатого вала обеспечивается полностью заряженными аккумуляторными батареями, а при необходимости и буксировкой автомобиля.

Есть и более простой способ получения достаточного для воспламенения количества горючих паров. В условиях Крайнего Севера широко применяют пусковые жидкости – смесь углеводородов, кипящих при низких температурах. Если эти углеводороды ввести в состав топлива, то он, во-первых, будут интенсивно улетучиваться, а во-вторых, будут активно создавать паровые пробки в системе, особенно в летнее время. Поэтому их подают во впускной коллектор.

Промышленность выпускает легковоспламеняющиеся пусковые жидкости «Холод Д-40» для дизельных двигателей и «Арктика» для бензиновых на основе диэтилового эфира (табл. 10.14). Эфир обладает широким пределом воспламеняемости и невысокой температурой самовоспламенения в топливовоздушной смеси. Добавление к пусковой жидкости для дизелей газового бензина (фракция с температурой кипения 30…100 С) и изопо-пилнитрата ускоряет самовоспламенение и сгорание основного топлива, делает работу дизеля во время пуска более мягкой.

Таблица 5.14

Состав пусковых жидкостей

Компоненты

Состав, % объёмный

«Арктика»

«Холод Д-40»

Этиловый спирт

45–60

60

Смесь низкокипящих углеводородов (петролейный эфир, газовый бензин)

35–55

15

Изопропилнитрат

1–5

15

Масло с противоизносными и противозадирными присадками

2

10

В пусковой жидкости для бензиновых двигателей небольшое количество изопропилнитрата ускоряет подготовку эфира и газового бензина к воспламенению от искры, а газовый бензин обеспечивает плавный переход к работе на основном топливе.

Масло с противоизносными и противозадирными присадками добавляют для снижения износа цилиндропоршневой группы в период пуска. В жидкости «Арктика» содержание масла снижено во избежание замасливания электродов и и перебоев в работе свечей зажигания.

Применение пусковых жидкостей значительно упрощает пуск двигателей при низких температурах (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Зависимость минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 при пуске от температуры:

1 – при применении пусковой жидкости «Арктика»; 2 – без пусковой жидкости.

Пусковые жидкости выпускаются промышленностью в герметичных алюминиевых ампулах вместимостью 20 и 50 см3. Для введения жидкостей в двигатель выпускаются пусковые приспособления 5 ПП-40 («Арктика») и 6 ПП-40 («Холод Д-40»), отличающиеся размером и числом распыливателей (риc. 5.6).

Рис. 5.6. Пусковое приспособление 5ПП-40:

1 – жиклёр; 2 – воздушный насос; 3 – корпус; 4 – впускной коллектор;

5 – распылители; 6 – трубопровод; 7 – ампула с пусковой жидкостью.

Пусковое приспособление 5 ПП-40 состоит из ручного воздушного насоса 2 двойного действия, корпуса 3 и распыливателей 5. Насос устанавливают в кабине, в действие его приводят одновременно с включением стартера. Корпус 3 монтируют в месте, доступном для установки ампул 7 с пусковой жидкостью. Распылители устанавливают на впускной коллектор двигателя. Перед пуском ампулу с жидкостью вставляют в корпус и прокалывают иглой, проходящей через крышку. При нажатии на рукоятку ручного насоса воздух под давлением поступает в корпус, жидкость в смеси с воздухом через жиклёр 1 и трубопровод 6 поступает к распылителям.

Возможно применение жидкостей и без довольно сложного приспособления. Жидкость выпускают в аэрозольной упаковке. При нажатии на распылительную головку жидкость по трубопроводу подаётся к шнековой форсунке, которую закрепляют во впускном коллекторе двигателя [6].