10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
В любом предприятии с численностью свыше 2-х человек складываются организационные отношения, содержание которых определяют функции управления. Согласно словарю С.И. Ожегова «структура» – строение, внутреннее устройство. Согласно общей теории систем понятие структура – это упорядоченные отношения взаимосвязанных элементов системы, если хотя бы больше двух.
Организационная структура управления – это способ организации элементов, устойчивых связей и отношений между ними в пределах границ социальной целостности предприятия и общности решаемых им целей. Если функция или комплекс функций раскрывают содержание системы управления, то организационная структура характеризует ее форму.
В теории управления структура организации рассмативается с 2-х сторон: 1) структура управления – совокупность функций жизнеобеспечения предприятия, обеспечивающих согласованную деятельность взаимосвязанных функций; 2) структура управления – это совокупность взаимосвязанных организационных звеньев, реализующих свои функции в пределах установленных прав и ответсвенности. Как совокупность функций определяется взгляд на организационную структуру предприятия «сверху-вниз» по функциональным его областям деятельности, а как совокупность организационных элементов – взгляд «снизу – вверх», реализуя общие цели предприятия.
Структура управления сложной производственной системы – предприятия позволяет уменьшить неопределенность за счет упорядочения устойчивых связей его с внешней средой и внутренних взаимосвязей составных организационных элементов.
В структуре управления выделяются следующие принципиально важные связи:
-
вертикальные или иерархические связи руководства (сверху-вниз), подчинения и отчетности (снизу-вверх);
-
горизонтальные или связи сотрудничества по совместной функциональной деятельности подразделений объекта и субъекта управления.
Можно выделить следующие характеристики (параметры) современной организационной структуры управления:
-
число (номенклатура) видов специфической деятельности предприятия его воспроизводственного процесса – объекта управления (функциональных сфер);
-
число (номенклатура) функций управленческого цикла – субъекта управления;
-
число ступений (уровней) иерархии управления функциональных сфер и управленческих функций;
-
количество элементов нижнего уровня входящих в ближайший верхний уровень управления (норма управляемости).
На состав, конфигурацию и размер организационной структуры управления предприятия влияют следующие основные факторы:
-
Цели предприятия (возникнование, становление, стабилизация, развитие, реорганизация и т.д.) и стратегии их достижения (пассивная – выживание; активная – рискованная).
-
Внешняя среда (равноправная среда: на выходе – ранки сбыта, т.е. клиенты и потребители; на входе – рынки потребляемых ресурсов, т.е.поставщики инвестций и финансов, материально-технических, топливно-энергетических, информационных и других ресурсов; директивная среда: собственники; государственные органы – налоговые, контролирующие, статистические, таможние и т.д., дочерные фирмы; независимая среда: партнеры, участники совместной деятельности, конкуренты и т.д.).
-
Внутренняя среда (объект управления – реализуемые стадии жизненного цикла изделий и стадий воспроизводственного цикла; сложность и разнообразие изделий; реализуемая технология проектирования, изготовления и сбыта; территориальная разобщенность; субъект управления - аппарат руководства по стадиям управленческого цикла: планирование, организация исполнения, учет, контроль, анализ; функции обеспечения управления: информационного, юридического, хозяйственного обслуживания).
Принцип «делегирования» компетенции и ответственность включают:
-
Сотруднику предоставляется определенная сфера деятельности (задача), в рамках которой он обязан действовать и принимать решения самостоятельно. Он несет полную ответственность за то, что делает или не делает.
-
Начальник не имеет право вмешиваться в сферу деятельности своих подчиненных. Он осуществляет контроль.
В этом случае на всех уровнях необходимо увязывать следующие три фактора:
- задачи, связанные с определенной позицией в рамках данной структуры;
- полномочия, которыми обладает данный сотрудник в сфере своей деятельности;
- ответственность, которая исходит из поставленной задачи и наделения соответствующими полномочиями.
Здесь появились два вида ответственности: 1) за действия; 2) за руководство.
За ошибки сотрудника руководитель несет ответственность в части приема на работу и части контроля.
Сотрудники выполняют следующий комплекс обязанностей:
-
В рамках компетенции самостоятельно принимать решения и действовать.
-
О решениях за пределами компетенции своевременно сообщать руководителю.
Обязанности руководителя:
-
Следить за соответствием деловых качеств подчиненных кругу их обязанностей.
-
Не подменять подчиненных.
-
Выдавать четкие задания и сроки их выполнения.
-
Советоваться с подчиненными, когда решения выходят за пределы компетенции подчиненного.
При такой организационной структуре на предприятии должна быть четкая система выдачи заданий, компетенции и ответственности по каждому рабочему месту.
Анализ деятельности сотрудников на всех эшелонах – это не что иное как изучение интеллектуального потенциала предприятия. Здесь необходимо проанализировать деятельность не только внутри предприятия, но и его положение на рынке, в обществе и экономике в целом. Формирование процесса «делегирования» компетенции и ответственности начинается с определения общей цели предприятия его философии, как накапливается капитал и удовлетворяются потребности потребителей. Чем конкретнее и полнее раскрыт деловой процесс, а также организован контроль достигаемых результатов отдельными подразделениями и оценка их соответствия общим целям предприятия.
Следующий шаг – это установление, какие задания относятся ко всем подразделениям предприятия, а какие касаются только отдельных служб, и насколько компетенция и полномочия их сотрудников соответствует достижению общих целей предприятия. Здесь важно определить для каждого рабочего места и каждой функции предприятия, на сколько соответствуют имеющиеся задания данному рабочему месту существу функций его работника, а может быть эту функцию надо «делегировать» на другие рабочие места.
В конечном счете, можно определить и те функции, которые должно выполнять высшее руководство такие как: 1) определение общей цели предприятия с учетом реального состояния окружающей среды; 2) разработка стратегии предприятия; 3) разработка организационной структуры предприятия; 4) формирование производственной и сбытовой политики; 5) направления НИОКР; 6) утверждение концепции маркетинга; 7) закупочная политика; 8) общие линии финансовой политики; 9) основные решения кадровой политики; 10) координация сфер деятельности предприятия; 11) подбор высшего персонала управления.
По сферам деятельности (функциям) сотрудников подбирают под организационную структуру (Японии наоборот). Должность ищет своего человека, а не человек рабочее место.
Результаты анализа интеллектуального потенциала предприятия в письменном виде отражают в форме заданий по каждому рабочему месту и включает: 1) название РМ; 2) уровень его в структуре предприятия; 3) кому подчиненность; 4) кто подчинен ему; 5) цель (назначение) РМ; 6) форс-мажорные меры; 7) функции, которые должен выполнять сотрудник; 8) полномочия сотрудника при выполнении задания на РМ.
Тогда организационная структура становится обозримой, позволяя с учетом значимости рабочих мест и закрепленных за ним функций правильнее устанавливать оплату труда и вести кадровую политику способствующих рационализации на предприятии.
На крупных предприятиях наряду с линейной структурой создаются рабочие группы (штабы), которые непосредственно подчинены высшему руководству и его консультируют (проводят специфические работы – анализ, разработка предложений, обоснование целевых программ или проектов). Одновременно для реализации основных функций воспроизводственного процесса (закупка и хранение материальных ресурсов, производство и внутрихозяйственный транспорт, поставка и обслуживание клиентов формируются функциональные подразделения. А чтобы обеспечить реализацию основных функций на предприятии формируются административные функции (планирования, учета, контроля, обработки информации).
Дополнительно на предприятиях формируются целевые структуры – например, центры прибыли. Предприятие распадается на определенное число субпредприятий, которые осуществляют относительно самостоятельный воспроизводственных цикл изготовления и сбыта продукции, выполняя все основные функции и соответствующие административные функции.
- Тема 1. Типы производства и жизненный цикл изделий – 2 ч
- Предмет, задачи и содержание дисциплины
- 1.3. Виды предприятий
- 1.4. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- Выбор оборудования
- 1.5 Жизненный цикл изделия и его стадии
- Тема 2. Организация инновационной деятельности предприятия – ниокр
- 2.1 Сущность и основные понятия инновационной деятельности, ее структура и функции
- 2.3. Открытия, изобретения, рацпредложения и патенты
- 2.4. Конструкторская подготовка производства (кпп), ее задачи, содержание и этапы
- Тема 3. Организация технологической подготовки производства (тпп) и освоение новой техники
- 3.1. Технологическая подготовка производства (тпп), ее задачи, содержание и этапы.
- 3.2 Технологичность конструкции и ее показатели
- 3.4. Организационная подготовка и освоение производства
- Тема 4. Организация производственного процесса
- 4.1.Производственный процесс и принципы его организации.
- 4.2. Производственный цикл и его структура.
- 4.3. Виды движений предметов труда.
- 4.4. Пути, резервы и экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла
- 4.5. Производственная структура предприятий и его подразделений.
- Тема 5. Организация поточного производства
- 5.1 Формы организации и сущность поточного производства
- 5.2. Элементы расчета параметров поточных линий
- 5.3. Автоматизация и эффективность поточного производства
- Тема 6. Организация технического контроля
- 6.1 Основные понятия и задачи системы качества
- 6.2 Сертификация продукции
- 6.3. Виды контроля
- 6.4. Статистические методы контроля качества
- 6.5 Классификация, учет и анализ брака продукции
- Тема 7. Организация вспомогательного производства
- 7.1 Задачи и состав вспомогательного производства
- 7.2 Организация инструментального хозяйства
- 7.3. Организация энергетического хозяйства
- 7.4. Организация ремонтного хозяйства
- Главный механие Главный механик
- 7.5. Организация складского хозяйства
- 7.6. Организация транспортного хозяйства
- Тема 8. Стратегическое планирование производства
- 8.1 Назначение и область использования сетевого планирования и управления (спу)
- 8.2 Виды и основы сетевой модели
- 8.3 Порядок построения сетевой модели
- Комп – ка констр-ции 3 14 1 6
- 5 Проект эч 3
- 8.4. Временные параметры сетей и их расчет
- 8.5. Оптимизация сетевой модели
- По направлению методологии
- 8.6. Управление ходом работ с помощью сетевой модели
- Тема 9. Оперативное планирование производства (опп)
- 9.1. Сущность планирования производства на предприятии, его задачи и содержание
- 9.2. Виды систем оперативного планирования производства и календарно-плановые нормативы
- 9.3. Межцеховое и внутрицеховое планирование по типам производства
- 9.4. Диспетчеризация и регулирование производства
- 9.5. Ритмичность производства и методы его изменения
- Проявление этих положений по типам производства:
- Тема 10. Методы управления производством и информационное обеспечение
- 10.2. Функции менеджмента и их классификация
- 10.3. Понятие об организационной структуре и факторы ее определяющие
- 10.4. Виды (типы) структур управления
- 10.5. Методы управления и их классификация
- 9.5. Экономические методы управления
- 10.6. Адмистративно-организационные методы управления
- 10.7. Социально-психологические методы управления
- Тема 11. Методы разработки и принятия управленческих решений
- 11.3. Сущность инвестиционных решений
- Тема 12. Методы оценки эффективности решений
- 12.1. Фактор времени при оценке инвестиций
- 12.2 Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций не учитывающих фактор времени
- 12.3. Методы абсолютной экономической эффективности инвестиций учитывающие фактор времени
- 13.3. Условия сопоставимости сравниваемых вариантов
- 12.4. Методы сравнительной экономическая эффективность вариантов инвестиционных проектов
- Тема 13. Персонал и его использование
- 13.1 Показатели наличия персонала и его движения
- 12.2. Анализ содерэжательности труда
- Тема 14. Методы управления персонала
- 14.3 Принципы, формы и системы оплаты труда.
- 14.4. Коммуникации и их роль в управлении.
- 14.5. Управление посредством делегирования обязанностей
- Тема 15. Научная организация труда (нот)
- 15.1 Задачи, принципы и основные направления научной организации труда (нот)
- 15.2 Физиологические, психологические и социальные основы нот
- 15.3. Разделение и кооперация труда
- Тема 16. Рациональная организация труда
- 16.1. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий
- 16.2. Организация и обслуживание рабочих мест
- 1. Функции обслуживания рабочей среды
- 3. Функции обслуживания предметами труда
- 16.3 Организация труда руководителя
- Тема 17. Мотивация и профессиональная адаптация