logo search
Эксплуатационные_материалы_2

2.3. Классификация моторных масел

Первые двигатели внутреннего сгорания были малой мощности, с невысокой частотой вращения и не требовали высококачественных смазочных материалов. Потом частоту вращения и мощность стали повышать, что потребовало улучшения эксплуатационных свойств моторных масел. Изобретение дизельного двигателя потребовало создание нового класса моторных масел.

Условия применения масел в карбюраторных двигателях являются более мягкими. Однако тенденция форсирования двигателей, повлекшая за собой возрастание термических и механических нагрузок вызывает необходимость использования масел с более высокой стабильностью, меньшей способностью к образованию отложений, лучшими противоизносными свойствами. В дизельных двигателях гораздо выше степень сжатия, что увеличивает нагрузки в сопряжениях деталей, где находится масло. В масло попадают продукты неполного сгорания более тяжёлых, по сравнению с бензинами, топлив. Углистые частицы являются центрами коагуляции тяжёлых молекул масла и способствуют образованию лаковой плёнки и нагара. Продукты сгорания серы и её соединений обладают повышенной коррозионностью, их необходимо нейтрализовать. Эти и другие факторы определяют дополнительные требования к дизельным моторным маслам.

Настоятельное требование к современным моторным маслам – их унификация. Большой ассортимент масел вызывает затруднения и ошибки при их использовании. Реализация требований унификации в области моторных масел привела к созданию универсальных (единых) масел для бензиновых двигателей и дизелей.

До 1964 г. за основу маркировки был принят способ производства масел. Например, обозначение АСЗп-6: А – автотракторное масло; С – селективной очистки; З – загущенное; п – с присадками; 6 – номинальная кинематическая вязкость в мм2/с (сантиСтокс (сСт)) при 100 оС. Такое обозначение не содержало сведений о том, для каких двигателей по степени форсирования (мощности) и быстроходности это масло предназначено.

В 1964 г. Была разработана новая классификация моторных масел, для удобства пользования которой масла маркировались по величине вязкости и температурным режимам двигателей, их степени форсирования и качеству топлива. Эта классификация была утверждена ГОСТ 17479-72, а затем ГОСТ 17479.1-85.

Здесь следует отметить, что ГОСТ 17479 определяет не только моторные масла:

– ГОСТ 17479.1-85 – моторные масла;

– ГОСТ 17479.2-85 – трансмиссионные масла;

– ГОСТ 17479.3-85 – гидравлические масла;

– ГОСТ 17479.4-85 – индустриальные масла.

Эти стандарты определяют классификацию и обозначение каждый своей группы масел.