logo
Испытания и надежность ГТД

Типовые летные испытания гтд

Авиационный двигатель является основным и наиболее сложным элементом современной авиационной СУ. В связи с этим процесс летных испытаний двигателя носит последовательный характер, продолжающийся практически в течение всего его жизненного цикла.

Основные этапы летных испытаний ГТД, проводимые в процессе его доводки, освоения и эксплуатации на самолете.

5

Исп. модиф. дв.

4

Эксплуатационные испыт.

3

ГИ

2

ЛКИ

1

Лет. лаб.

Жизненный цикл двигателя

Основные этапы летных испытаний ГТД в процессе доводки, освоения и эксплуатации на самолете.

Первый этап летных испытаний и доводки опытных ГТД обычно проводится на летающих лабораториях параллельно стендовым испытаниям, причем основная задача этого этапа заключается в проведении летно-доводочных работ, обеспечивающих первый вылет опытного самолета и достаточную работоспособность, надежность и ресурс двигателей при дальнейших летных испытаниях опытного самолета.

Под летающие лаборатории оборудуются, как правило, тяжелые самолеты типа Ту-16, Ил-76 и др., с которых снимают все оборудование, ненужное для летных испытаний, и размещают необходимые приборы.

Опытный двигатель укрепляют под фюзеляжем на специальной подвеске либо под крылом в одной из мотогондол самолета. При этом компоновка элементов силовой установки максимально соответствует компоновке на самолете, для которого двигатель предназначен. На случай аварии узлы крепления и коммуникации, связывающие двигатель с летающей лабораторией, оборудуются устройствами, позволяющими отделить двигатель от самолета: узлы крепления – взрывными болтами, а коммуникации – гильотинными дистанционно управляемыми ножницами.

Второй этап летных испытаний и доводки ГТД начинается с первого вылета опытного самолета и проводится далее на этом самолете и на летающей лаборатории. На опытном самолете проводятся испытания на всех свойственных этому самолету режимах полета, в том числе при больших углах атаки и скольжения, при больших перегрузках и при других наиболее тяжелых для двигателя условиях полета.

На летающей лаборатории параллельно проводятся летные испытания двигателя по специальным программам, предусматривающим решение наиболее сложных вопросов его летной доводки с использованием специального экспериментального оборудования.

Третий этап летных испытаний ГТД проводится в процессе государственных летных испытаний самолетов.

Четвертый этап летных испытаний и доводки ГТД проводится в процессе их освоения в серийном производстве и эксплуатации на самолетах.

Пятый этап летных испытаний ГТД проводится в процессе их

модификации после многих лет серийного производства и массовой эксплуатации на самолетах.

Этапы летных испытаний включают в себя, как правило, вполне определенный набор типовых летных испытаний ГТД, к которым относятся:

- испытания по определению пусковых свойств двигателя;

- испытания по определению основных параметров на установившихся и неустановившихся режимах работы двигателя;

- испытания по определению характеристик газодинамической устойчивости двигателя;

- испытания по определению границ устойчивой работы форсажной камеры сгорания;

- испытания по определению тепловых и вибрационных характеристик двигателя;

- испытания по определению тяговых характеристик двигателя;

- прочие испытания.