logo
Испытания и надежность ГТД

3.7. Специальные испытания гтд

Виды и номенклатура спец. испытаний, которые могут проводиться с целью проверки работоспособности, долговечности, надежности и безопасности двигателя:

- проверка надежности работы ГТД дозвукового ЛА длительными стендовыми испытаниями с имитацией полетных условий по максимальным значениям температуры газа перед турбиной и частоте вращения ротора двигателя;

- проверка пусковых свойств авиационных ГТД;

- термометрирование основных узлов и деталей двигателя;

- измерения и оценка температурных полей потока газа перед и за турбиной ГТД;

- определение высотно-скоростных характеристик авиационных ГТД;

- определение параметров двигателя и систем автоматического управления и регулирования при нормальных и предельных регулировках автоматики и различных температурах рабочей жидкости;

- определение характеристик двигателя при впрыске охлаждающей жидкости в компрессор;

- отбор и анализ воздуха, отбираемого от двигателя в систему кондиционирования ЛА;

- испытания ГТД в условиях попадания в двигатель серийных противорадиолокационных дипольных отражателей;

- проверка работоспособности двигателя при попадании в компрессор птиц;

- оценка повреждаемости и проверки работоспособности двигателя при попадании в компрессор кусков льда;

- проверка работоспособности двигателя при попадании на вход воды;

- проверка работоспособности авиационных ГТД в условиях повышенной запыленности воздуха;

- проверка надежности работы двигателя, его систем и агрегатов при кратковременном превышении частот вращения роторов турбокомпрессора и свободной турбины максимальных эксплуатационных значений;

- оценка работоспособности вертолетных ГТД при максимальной допустимой расцентровке осей валов двигателя и главного редуктора;

- проверка устойчивости работы основной и форсажной камер сгорания ГТД;

- проверка надежности запуска форсажной камеры в системе двигателя;

- специальные испытания воздушных винтов турбовинтовых двигателей;

- испытания двигателя при максимально допустимом крутящем моменте на валу свободной турбины;

- тензометрирование деталей авиационных ГТД;

- стендовая проверка ГТД на автоколебания лопаток осевых компрессоров;

- испытания по определению осевых нагрузок, действующих на радиально-упорные подшипники опор роторов двигателя;

-проверка прочности редуктора ТВД при максимально возможной в эксплуатации винтовой мощности;

- определение изгибных и крутильных колебаний валов в системе «двигатель – трансмиссия» вертолетов;

- статические испытания корпусов авиационных ГТД;

- лабораторные испытания по определению пределов выносливости лопаток компрессоров и турбин авиационных ГТД;

- экспериментальная проверка достаточности циклической долговечности дисков (роторов) компрессоров и турбин ГТД;

- определение характеристик маслосистемы авиационных ГТД;

- оценка непробиваемости корпусов ГТД и последствий разрушения рабочих лопаток роторов;

- испытания ГТД на отсутствие возгорания деталей из титановых сплавов при повреждениях и разрушениях компрессора;

- испытания по проверке минимальных осевых зазоров между ротором и статором ГТД;

- проверка работоспособности двигателя при имитации отказов его систем и агрегатов;

- определение вибраций двигателей и их агрегатов;

- определение характеристик инфракрасного излучения авиационных ГТД;

- испытания по оценке воздействия на двигатель электромагнитного излучения;

- проверка возможности заклинивания ротора (роторов) ГТД при экстренном (аварийном) останове двигателя;

- определение влияния воздухозаборника, отборов воздуха и мощности и различного времени прогрева на тягу двигателя;

- испытания двигателя по оценке радиолокационной заметности выходного устройства;

- определение запасов по несущей способности роторов компрессоров и турбин;

- испытания ГТД при внезапном рассоединении трансмиссии свободной турбины;

- проверка работоспособности авиационных ГТД при попадании в них посторонних частиц с аэродромных покрытий;

- проверка надежности работы двигателя, предназначенного для сверхзвукового самолета при имитации эксплуатационных условий по давлению и температуре воздуха на входе, частоте вращения роторов, с выработкой повышенных и переходных режимов за ресурс двигателя.

Работоспособность (работоспособное состояние) – это состояние объекта, обеспечивающее нормальное применение объекта по назначению.

Номенклатура и виды специальных испытаний, которые должны проводиться на конкретном двигателе, всегда определяются индивидуально содержанием утвержденной Программы официальных испытаний, которая оформляется на этапе выполнения ОКР по данному двигателю и учитывает назначение и область применения двигателя. В соответствии с принятой номенклатурой и видами специальных испытаний осуществляется подготовка и оснащение испытательной базы и в том числе средствами специальных измерений, наблюдений и регистрации, подготавливается парк

двигателей, оформляются методики и технологии проведения испытаний, оформляется перечень измеряемых и контролируемых параметров, метод их сбора, обработки и регистрации.