2.4. Испытания проводимые на этапе нир
НИР – научно-исследовательские работы, результатом которых является создание экспериментального образца двигателя и Технического Предложения, по результатам рассмотрения которого принимается решение по разворачиванию ОКР, создается проект ТТЗ (ТЗ) и аванпроект.
Цели НИР – обоснование обеспечения реальных возможностей и целесообразности достижения требуемых показателей качества двигателей нового поколения или модернизации.
Виды НИР:
- по научно-техническому прогнозированию развития двигателей и планированию (организации) прикладных НИР;
- по изысканию принципов и путей создания новых (модифицированных) и модернизации существующих двигателей, исследованию вопросов их использования и эксплуатации.
Исполнители НИР: ОКБ и НИИ технологии, металлургии, материалов, кабельной продукции, пластмасс и неметаллов, сварки, пайки, гальваники и покрытий, методов контроля и др.
В отдельных случаях работы над новым двигателем заканчиваются на стадии НИР – экспериментальный образец двигателя.
Экспериментальные образцы систем, элементов и других составных частей двигателя создаются с целью проверки эффективности новых технических, конструктивных и технологических решений.
Экспериментальные газогенераторы (ГГ) создаются с целью исследования и отработки взаимодействия компрессора, КС и турбины. Экспериментальные ГГ должны иметь уровень параметров двигателей нового поколения.
Экспериментальные двигатели предназначены для исследования и отработки взаимодействия элементов, ГГ и систем, определения свойств и особенностей конструктивных схем перспективных двигателей с уровнем параметров, соответствующим новому поколению двигателей.
Экспериментальные двигатели, создаваемые для исследований новых конструктивных схем, могут быть разработаны с использованием доведенных элементов, систем и ГГ, а также существующих двигателей.
В ходе НИР проводятся экспериментальные исследования и испыта-ния как отдельных элементов двигателя так и экспериментального двигателя в целом на специально создаваемых для этого лабораторных моделирующих и натурных испытательных стендах.
При испытаниях экспериментальных двигателей, а также систем, элементов, узлов и других составных частей двигателей осуществляется:
- исследование газодинамических характеристик элементов, прочности деталей, последствий отказов систем и элементов;
- определение эффективности системы охлаждения двигателей, оптимальных условий работы элементов и систем;
- выбор наилучших конструктивных вариантов;
- оценка точности теоретических расчетов;
- разработка рекомендаций по совершенствованию конструкции элементов и систем.
Проводится комплекс испытаний экспериментальных ГГ, в процессе которых осуществляется:
- проверка ГГ в наиболее тяжелых условиях работы, соответствующих прогнозируемым типовым полетным циклам, в том числе при максимальных значениях температуры и давления на входе, температуры газа перед турбиной с необходимыми запасами;
- определение запасов по газодинамической устойчивости (дроссели, интерцепторы и др.);
- оценка возможности достижения в дальнейшем заданного ресурса (наработка);
- определение основных параметров и характеристик, коэффициентов и параметров рабочего процесса компрессора, КС, турбины при их совместной работе в условиях соответствующих эксплуатационным;
- исследования прочностных характеристик основных деталей и узлов, отработка систем охлаждения;
- проверка весовых данных.
Статистика:
Разработка совершенно нового двигателя без задела для нового ЛА 10-13 л:
- при наличии НТЗ по узлам и системам 7-10 л;
- при выполнении доводки через поузловую доводку 5-7л.
Количество двигателей, изготавливаемых до предъявления на ОПИ:
- без поузловой доводки 50-60 шт.
- при наличии поузловой доводки 10-20 шт.
- при наличии НТЗ по узлам и при поузловой доводке 3-5 шт.
Это достигается за счет того, что:
- узел приходит на сборку (испытания) с конкретными известными параметрами, в том числе и ресурсом;
- нет потерь двигателей от разрушения и аварий узлов;
- упрощен и облегчен процесс введения мероприятий по узлу, системе, выше информативность испытаний;
- легче реализуется метод структурного анализа эмпирических данных при прогнозировании характеристик и оценке правильности выбранного пути;
- удешевление процесса доводки и сокращение сроков за счет сокращения количества ошибок;
- упрощается и сокращается время освоения узлов и систем серийным заводом за счет более раннего его подключения к изготовлению деталей и узлов, т.е. кооперация на более ранней стадии.
В обеспечение работ требуется вычислительная техника, а также стенды и установки для испытаний узлов двигателя и самого двигателя в сборе. Опыт показывает, что можно в процессе доводки ожидать 30-50 поломок, которые потребуют большой переделки узлов, а также несколько тысяч незначительных конструктивных изменений.
В ходе НИР проводятся следующие виды испытаний:
- исследовательские испытания;
- испытания с использованием моделей;
- лабораторные испытания;
- функциональные испытания;
- испытания на прочность, устойчивость, безопасность;
- граничные испытания;
- неразрушающие испытания;
- разрушающие испытания.
Особенности подготовки двигателя и стенда к испытаниям:
-
большой объем препарации (первичных средств и приемников, датчиков измерения давлений, температур, вибраций, напряжений, премещений и др.) на двигателе;
-
отсутствие (в большинстве случаев) штатной двигательной автоматики (РЭД или КРД, топливные агрегаты и др.);
-
отсутствие точно установленных ограничений параметров (температуры газов, вибраций, частот вращения и др.) то есть ограничения назначены на основании расчетного анализа – осторожный подход;
-
большой дополнительный объем измерительных каналов ИВК стенда в обеспечение измерений во всем объеме препарации;
-
необходимость наличия специального программного обеспечения в части реализации функций управления двигателем и стендовыми системами, контроля, измерений, сбора и обработки информации (дискретность, количество опросов, работа на ограничениях, работа при возникновении критических и аварийных ситуаций…);
-
необходимость обеспечения возможности ручного управления (без автоматики) двигателем и стендовыми системами, визуального контроля состояния и поведения двигателя и элементов стенда;
-
необходимость увеличенной по сравнению с этапами ОКР или серийного производства частоты проведения осмотров двигателя и большой объем осмотров между запусками на этапах испытания.
Нормативные документы, регламентирующие объемы и содержание работ:
- Государственные Стандарты (ГОСТ), Отраслевые стандарты (ОСТ), Общие Требования (ОТТ), Нормы Летной Годности Самолета (НЛГС), Руководство по Испытаниям Авиационной Техники (РИАТ), Руководящие Технические Материалы (РТМ), Положение о специальных испытаниях, Нормы прочности, Авиационные Правила (АП), Положение об установлении и увеличении ресурса авиадвигателей и др.
- Испытания и обеспечение надежности газотурбинных двигателей
- Оглавление
- 1.1. Испытания как средство обеспечения надежности гтд.
- 1.2. Виды работ и программы по созданию надежных гтд.
- 1.3. Структура работ по обеспечению надежности гтд.
- 1.4. Испытания на надежность.
- 3. Объект испытания на надежность.
- 2.1. Режимы работы гтд
- Реверсивные режимы работы
- Неустановившиеся режимы работы гтд
- 2.2. Категории и виды испытаний гтд Категории испытаний Предварительные испытания гтд
- Приемочные испытания гтд
- Ведомственные испытания
- Сертификационные испытания
- Приемо-сдаточные испытания
- Периодические испытания
- Типовые испытания
- Эксплуатационные испытания
- По месту и условиям проведения испытаний
- По определяемым характеристикам объекта
- 2.3.Этапы и виды работ при создании двигателей
- Производство
- 2.4. Испытания проводимые на этапе нир
- 2.5. Испытания гтд проводимые на этапе окр
- 2.6. Испытания проводимые на этапе серийного производства
- 3.1. Правила испытаний и приемки гтд Общие положения
- 3.2. Испытания по определению параметров и характеристик гтд
- 3.3.Основные положения методики обработки резуль-татов испытаний и определения характеристик гтд
- - Полное давление воздуха на входе в рмк, абсолютное
- - Температура воздуха на входе в рмк
- Применение методики обработки результатов испытаний для гтд
- Значения функции давления насыщенного водяного пара по температуре
- 3.4. Основные положения методики приведения основных параметров гтд к стандартным атмосферным условиям
- 3.5. Испытания по определению и проверке прочност-ных характеристик гтд.
- 3.6. Испытания по определению ресурсных характеристик гтд
- 3.7. Специальные испытания гтд
- Типы задач, решаемых при испытаниях двигателей.
- 4.1. Структура испытательной станции
- 4.2. Испытательные стенды, основные требования, схемы
- Двигатель для испытаний
- 4.3. Летные испытания, типовые летные испытания, особенности и основные требования, летающие лаборатории
- Типовые летные испытания гтд
- 4.4. Общие сведения и требования к летающим лабораториям.
- 5.1. Принципы подхода к подготовке программы испытаний гтд.
- 5.2. Особенности испытаний дтрд
- 5.3. Особенности испытаний трдф
- 5.4. Особенности испытаний гтд с реверсом тяги
- 5.5. Особенности испытаний гтд с отклоняемым векто- ром прямой тяги.
- 5.6. Особенности испытаний турбовальных и турбовинтовых гтд, эквивалентная мощность, требования к стендам.
- 5.7. Особенности испытаний пврд
- 6.1. Испытания компрессора (вентилятора)
- 6.2. Испытания основной камеры сгорания
- 6.3. Испытания турбины
- 6.4. Испытания систем автоматического управления (сау)
- 6.5. Исследования шума, генерируемого компрессором и соплом двигателя.
- 6.6. Испытания редукторов
- 6.7. Испытания стартеров
- 6.8. Испытания насосов и форсунок
- 6.9. Испытания топливорегулирующей аппаратуры
- 7.2. Обработка параметров, измеренных в процессе испытаний.
- 7.3. Общие сведения об измерениях и приборах для измерений
- 7.4. Измерение давлений
- 7.5. Приборы для измерения давлений
- 7.6. Измерение температур
- 7.7. Приборы для измерения температур
- 7.8. Измерение расхода топлива
- 7.9. Приборы для измерения расхода топлива
- 7.10. Измерение расхода воздуха
- 7.11. Измерение скорости потока жидкости и газа Определение величины скорости потока
- 7.12. Измерение крутящего момента.
- 7.13. Измерение частоты вращения
- 7.14. Измерение вибраций
- 7.15. Измерение напряжений в элементах гтд
- 7.16. Методы контроля состояния и обнаружения дефектов в ходе испытаний гтд
- 8.2. Измерительно-вычислительный комплекс (ивк)