7.16. Методы контроля состояния и обнаружения дефектов в ходе испытаний гтд
В процессе испытаний в двигателе происходит большое число физических изменений и повреждений. К ним относятся: эрозия, коррозия, загрязнение, наплавление, разрушение посторонними предметами, износ уплотнений, увеличение радиальных зазоров, прогары и коробление рабочих и сопловых лопаток турбины, частичная или полная потеря лопаток, засорение топливных форсунок, трещин лопаток или дисков ротора, вызванные усталостью или работой в условиях, выходящих за установленные пределы и т.д. Поэтому главной задачей контроля состояния двигателя является получение достоверной информации о дефектах на ранней стадии их развития, когда дефект еще не влияет на работу детали или узла, а следовательно, и на параметры работы двигателя. Своевременное обнаружение неисправностей и снятие дефектного двигателя с самолета для ремонта позволяют повысить безопасность его эксплуатации.
Для раннего обнаружения дефекта прежде всего необходимы контроль уровня вибраций корпуса и подшипников и анализ состояния газовоздушного тракта.
Контроль за уровнем вибраций ведется с помощью первичных преобразователей, один из которых рассмотрен выше.
Анализ состояния газового тракта, в который входят обтекаемые газом каналы, компрессоры, камера сгорания и турбина, основывается во-первых на результатах измерений величин основных параметров (таких, как полные и статические давления в характерных точках тракта, температур газа за компрессором, перед и за турбиной, расхода топлива и т.д.) и во-вторых на специальных методах контроля.
Примером специальных методов контроля является использование индикатора поломки лопаток турбомашин.
В ряде случаев собственно поломка лопатки рабочего колеса турбины или компрессора происходит незаметно, но отсутствие в роторе целой лопатки или ее части приводит к появлению дисбаланса ротора и, следовательно, увеличению вибрационных нагрузок на подшипники. Кроме
того, нарушается обтекание как самого венца рабочего колеса, так и рядом стоящих сопловых аппаратов, это приводит к ухудшению условий их работы и к возможному дальнейшему разрушению.
Для того чтобы вовремя обнаружить и исключить подобный дефект без остановки двигателя, ее частичной разборки и осмотра, применяют индикатор поломки лопаток турбомашин.
В корпусе турбины над лопатками рабочего колеса устанавливают индукционный импульсный первичный преобразователь, генерирующий электрический импульс в момент прохождения мимо него лопатки турбины. Импульсы датчика усиливаются и поступают для регистрации в регистрирующую аппаратуру (осциллограф, магнитограф, анализатор частот и др.).
Если все лопатки колеса целы, то импульсы первичного преобразователя следуют через равные промежутки времени. В случае поломки одной или нескольких лопаток периодичность импульсов нарушается, так как оборванная лопатка не возбуждает импульса в первичном преобразователе.
Такие повреждения, как усталостные трещины дисков роторов или лопаток или разъедание коррозией структуры материала, не обнаруживаются никакими измерениями и должны выявляться с помощью визуальных методов контроля без снятия двигателя с самолета или стенда.
Среди таких методов контроля большое распространение получили оптические смотровые приборы (бороскопы, эндоскопы и т.д.), которые представляют собой гибкую или жесткую перископическую трубку с системой ахроматических линз и объективом, совмещенным с миниатюрной лампой накаливания. Объектив такого прибора может иметь прямой или боковой обзор. Все это позволяет проводить осмотр труднодоступных деталей без разбора двигателя.
Оптические смотровые приборы имеют приспособленные к ним фотографические камеры и достаточно мощные лампы-вспышки. Такие приборы могут располагать и телевизионной системой для одновременного наблюдения осматриваемого пространства группой наблюдателей.
В отдельных случаях применяется рентгеноскопия, рентгенография и другие методы.
О многом может сказать и контроль масляной системы. Наличие стружки в масле говорит о трущихся где-то деталях. Периодически сравнивая результаты анализа масла, можно судить о развитии дефекта, а по материалу стружки определить дефектные детали.
Проведение подобного анализа и сравнение его с полученными измерениями в газовом тракте, анализ уровней вибраций корпуса двигателя и его деталей, а также результаты визуальных методов контроля и т.п. взаимно дополняют друг друга и дают возможность получить правильную информацию о состоянии двигателя.
Лекция 8. Система сбора и обработки информации при испытаниях ГТД, автоматизация испытаний.
8.1. ТИПОВОЕ РЕШЕНИЕ
В области автоматизации испытаний в настоящее время выработан единый подход к построению автоматизированных систем измерений и контроля. Структурная схема измерительного комплекса приведена на рисунке.
В состав системы обязательно входит станция сбора данных. Процесс сбора данных и выдача управляющих воздействий на объект испытаний выполняется на уровне этой станции. Обработка информации по технологии, визуализация, протоколирование и интерфейс с пользователями выполняется на уровне автоматизированных рабочих мест (АРМ).
На этапе автоматизации в качестве устройств сбора данных используются различные аппаратно-программные комплексы. Данные комплексы по своим характеристикам должны удовлетворять требованиям к точности, быстродействию и масштабируемости (модульности) системы сбора данных. При автоматизации опытных испытаний, число измерительных каналов достигает 2000 и более. Программное обеспечение комплексов должно быть адаптивно для мониторинга большого числа параметров и подключения новых каналов, но не быть достаточно сложно и закрыто при необходимости изменения технологии испытаний.
Для исследовательских испытаний с последующей сложной математической обработкой данных, а также для испытаний современных авиационных изделий иностранного производства, наиболее предпочтительно использовать устройства сбора данных в стандарте VXI, который представляет собой стандарт на контрольно-измерительную и управляющую аппаратуру высшего класса точности.
Программное обеспечение, поддерживающее аппаратуру в этом стандарте, имеет высокую степень унификации. Прогрессивные инструментальные среды Lab VIEW, LabWINDOWS, Bridge VIEW, HP VEE позволяют быстро разрабатывать приложения сложной обработки данных на уровне технолога и расчетчика.
АРМ бригадира-испытателя также является обязательным в составе автоматизированной системы. Именно на нем ведется управление техпроцессом испытаний.
В составе системы может присутствовать АРМ контролера. Основное назначение – проверка соответствия параметров двигателя требуемым нормам со стороны бюро технического контроля. АРМ бригадира и контролера находятся непосредственно на испытательном стенде и получают информацию в реальном темпе испытаний с устройства сбора данных через сетевой интерфейс.
Результаты испытаний в режиме реального времени поступают в единый корпоративный центр данных. Хранение результатов в едином центре обеспечивает:
- гарантированное сохранение данных в соответствии с жесткими правилами отказоустойчивости и катастрофоустойчивости;
- гарантированную защиту данных от несанкционированного использования, изменения и уничтожения;
- авторизованный доступ к данным различным категориям пользователей;
- высокую скорость работы приложений (программ анализа данных) с использованием технологии «клиент – сервер»;
- работу всех пользователей с единым электронным документом.
Все пользователи данных испытаний получают информацию посредством корпоративной вычислительной сети. При этом обработка данных осуществляется на мощных корпоративных серверах, а по сети передаются только результаты обработки.
В состав автоматизированной системы включены следующие АРМы:
- АРМ заказчика. Представители заказчика могут, находясь в своем помещении, следить за ходом испытаний на всей испытательной станции;
- АРМ технологов для отслеживания изменений в технологии испытаний;
- АРМ конструктора для анализа результатов испытаний;
- АРМ динамиста для контроля и регистрации динамических параметров;
- АРМ диспетчера для контроля за текущим состоянием производства.
Рисунок 8.1.
Рисунок 8.1.
Рисунок 8.2.
- Испытания и обеспечение надежности газотурбинных двигателей
- Оглавление
- 1.1. Испытания как средство обеспечения надежности гтд.
- 1.2. Виды работ и программы по созданию надежных гтд.
- 1.3. Структура работ по обеспечению надежности гтд.
- 1.4. Испытания на надежность.
- 3. Объект испытания на надежность.
- 2.1. Режимы работы гтд
- Реверсивные режимы работы
- Неустановившиеся режимы работы гтд
- 2.2. Категории и виды испытаний гтд Категории испытаний Предварительные испытания гтд
- Приемочные испытания гтд
- Ведомственные испытания
- Сертификационные испытания
- Приемо-сдаточные испытания
- Периодические испытания
- Типовые испытания
- Эксплуатационные испытания
- По месту и условиям проведения испытаний
- По определяемым характеристикам объекта
- 2.3.Этапы и виды работ при создании двигателей
- Производство
- 2.4. Испытания проводимые на этапе нир
- 2.5. Испытания гтд проводимые на этапе окр
- 2.6. Испытания проводимые на этапе серийного производства
- 3.1. Правила испытаний и приемки гтд Общие положения
- 3.2. Испытания по определению параметров и характеристик гтд
- 3.3.Основные положения методики обработки резуль-татов испытаний и определения характеристик гтд
- - Полное давление воздуха на входе в рмк, абсолютное
- - Температура воздуха на входе в рмк
- Применение методики обработки результатов испытаний для гтд
- Значения функции давления насыщенного водяного пара по температуре
- 3.4. Основные положения методики приведения основных параметров гтд к стандартным атмосферным условиям
- 3.5. Испытания по определению и проверке прочност-ных характеристик гтд.
- 3.6. Испытания по определению ресурсных характеристик гтд
- 3.7. Специальные испытания гтд
- Типы задач, решаемых при испытаниях двигателей.
- 4.1. Структура испытательной станции
- 4.2. Испытательные стенды, основные требования, схемы
- Двигатель для испытаний
- 4.3. Летные испытания, типовые летные испытания, особенности и основные требования, летающие лаборатории
- Типовые летные испытания гтд
- 4.4. Общие сведения и требования к летающим лабораториям.
- 5.1. Принципы подхода к подготовке программы испытаний гтд.
- 5.2. Особенности испытаний дтрд
- 5.3. Особенности испытаний трдф
- 5.4. Особенности испытаний гтд с реверсом тяги
- 5.5. Особенности испытаний гтд с отклоняемым векто- ром прямой тяги.
- 5.6. Особенности испытаний турбовальных и турбовинтовых гтд, эквивалентная мощность, требования к стендам.
- 5.7. Особенности испытаний пврд
- 6.1. Испытания компрессора (вентилятора)
- 6.2. Испытания основной камеры сгорания
- 6.3. Испытания турбины
- 6.4. Испытания систем автоматического управления (сау)
- 6.5. Исследования шума, генерируемого компрессором и соплом двигателя.
- 6.6. Испытания редукторов
- 6.7. Испытания стартеров
- 6.8. Испытания насосов и форсунок
- 6.9. Испытания топливорегулирующей аппаратуры
- 7.2. Обработка параметров, измеренных в процессе испытаний.
- 7.3. Общие сведения об измерениях и приборах для измерений
- 7.4. Измерение давлений
- 7.5. Приборы для измерения давлений
- 7.6. Измерение температур
- 7.7. Приборы для измерения температур
- 7.8. Измерение расхода топлива
- 7.9. Приборы для измерения расхода топлива
- 7.10. Измерение расхода воздуха
- 7.11. Измерение скорости потока жидкости и газа Определение величины скорости потока
- 7.12. Измерение крутящего момента.
- 7.13. Измерение частоты вращения
- 7.14. Измерение вибраций
- 7.15. Измерение напряжений в элементах гтд
- 7.16. Методы контроля состояния и обнаружения дефектов в ходе испытаний гтд
- 8.2. Измерительно-вычислительный комплекс (ивк)