8.2. Измерительно-вычислительный комплекс (ивк)
Это комплекс, который включает в себя центральную ЭВМ, периферийные (на каждом стенде) ПЭВМ, линии связи, программное обеспечение ( см. рисунок 8.1.), систему сбора и обработки информации получаемой при испытаниях ( см. рисунок 8.2.).
Функции, которыми должен обладать ИВК:
- сбор и обработка с выдачей на принтеры и в виде распечатки, получаемой при испытаниях информации; выдача протоколов испытаний;
- автоматическое измерение параметров объекта испытаний и стендовых систем на установившихся и неустановившихся (переходных) режимах;
- автоматическое и ручное управление режимами работы изделия и стендовых систем, поддержание режимов в технологическом цикле испытаний всех видов, в том числе циклических;
- обеспечение связи и управления технологическими системами в комплексе с САУ двигателей;
- математическая обработка и сравнение полученных экспериментальных характеристик испытуемого объекта с расчетными (заданными);
- выдача оперативной дискретной информации (в том числе с визуализацией) в режиме испытания;
- обеспечение контроля и замера параметров при проведении спец. испытаний;
- выдача протокола испытаний (в том числе в виде распечатки) таблиц параметров и графиков характеристик;
- выдача рекомендаций и управляющих сигналов на исполнительные механизмы по корректировке регулировки объекта испытаний в целях получения заданных характеристик;
- обеспечение выдачи визуальной информации об аварийных ситуациях на объекте испытаний и испытательном стенде, и автоматическую блокировку с выдачей необходимой информации на пульт управления;
- обеспечение автоматической визуализации (видеосъемки, включая высокоскоростную) процессов, происходящих с объектом в процессе испытания;
- обеспечение калибровки и автотестирование каналов и элементов измерительной системы, электрических схем и электрических систем перед испытанием и в ходе испытания;
- архивирование результатов испытаний и обеспечение записи на носители информации;
- передача информации, в том числе оперативной, о полученных результатах испытаний в обработанном виде в ОКБ в автоматическом режиме по заданным адресам;
- обеспечение автоматической увязки измеренных параметров с метеоусловиями;
- обеспечение точного учета расхода топлива для БЭТиЗ, ПДБ и Тех. отдела по этапам испытаний с идентификацией конкретного вида испытаний и исполнителя;
- обеспечение обмена информацией по каналу общего пользования (КОП) при прочностных испытаниях;
- измерение, обработка и оценка эмиссионных характеристик;
- защита передаваемой и получаемой информации от помех, утраты и несанкционированного доступа.
Все функции ИВК должны реализовываться в темпе эксперимента и в масштабе реального времени.
Требования к математическому обеспечению ИВК:
- возможность составления рабочего задания на каждое испытание по видам, количеству и порядку опроса параметров (каналов);
- возможность оперативной корректировки рабочего задания в процессе испытаний для изменения вида, количества, порядка опроса, числа опросов каждого параметра, вида усреднения, скорости опроса, введения или исключения цифровых фильтров и т.п.;
- оперативный контроль и визуализация параметров, включая аварийные и расчетные, графическое изображение расчетной и действительной информации для работы специалистов сопровождающих и анализирующих результаты измерений;
- непрерывное слежение за параметрами ограничений, с уходом с режима при достижении с обеспечением регистрации и отображения;
- спектральный анализ сигналов при тензо и виброметрии;
- возможность минимального обращения к органам управления ИВК;
- работа с внешней кнопочной станцией при возникновении аварийных ситуаций;
- возможность оперативной распечатки результатов в процессе испытания с сохранением информации на машинном носителе;
- возможность работы в локальной сети испытательной станции и корпоративной сети предприятия;
- обеспечение метрологической аттестации ИВК, систем измерения и контроля;
- обеспечение возможности работы с математическими моделями и мнемосхемами;
- обеспечение регистрации и обработки параметров быстроперемен-ных процессов;
- расчет и анализ затрат на проведение испытаний с объективным учетом затрат труда;
- расчет характеристик по измеренным параметрам с визуализацией;
- обеспечение возможности работы со специальными типами входных сигналов (ступенчатые, импульсные, синусоидальные), обеспечение при этом отфильтрованости от помех, а также с белым, серым и псевдослучайным шумом в реальном времени;
- обеспечение получения среднеквадратичной оценки параметров при работе с нестационарными процессами, с медленно (по сравнению с регрессией) меняющимися параметрами;
- обеспечение применения метода обращения процедур и матриц, с целью преодоления трудностей при необходимости выполнения значительных вычислений;
- обеспечение оценки неизвестных параметров заданных нелинейных функций;
- обеспечение реализации метода стохастической аппроксимации;
- обеспечение реализации метода использования фиксированного, а не последовательно растущего числа измерений при работе с линейными и нелинейными процессами;
- реализация метода прогнозирования, и в том числе градиентного, для обеспечения функциональной связи между характеристиками управления и вектора управления.
Применение средств автоматизации процесса сбора и обработки информации, программных средств управления двигателем и контроля его состояния в ходе испытания разгружает оператора от утомительной и напряженной работы и обеспечивает точное выполнение последовательности операций эксперимента-испытания.
В целях повышения эффективности работы испытательных стендов могут быть использованы методы автоматизации подготовительно-заключительных работ, включающие в себя:
- перенос выполнения подготовительно-заключительных работ с испытательного стенда в специальный зал подготовки ( внешний осмотр двигателя, монтаж или демонтаж заглушек или специальных измерительных приборов, проверка комплектности и т.п.);
- использование быстродействующих соединений для подключения систем и самого двигателя к стендовому оборудованию;
- применение специальных переходно-монтажных рам, на которые двигатель предварительно монтируется в сборочном цехе или в зале подготовки с осуществлением подключений всех коммуникаций на специальные панели разъемов или штуцерных соединений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимов В.М. Основы надежности газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1981. 207 с.
2. Авиационные правила. Ч.21. Процедуры сертификации авиационной техники. Т.1. Разделы А, В, С, D, Е. Правила сертификации типа авиационной техники. М.: МАК, 1994. 40 с.
3. Авиационные правила. Ч.33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов. М.: МАК, 1994. 47 с.
4. Асатурян В.И. Теория планирования эксперимента. Учебное пособие для вузов. М.: Радио и связь, 1983. 248 с.
5. Безъязычный В.Ф., А.Ю. Замятин, В.Ю. Замятин и др. Авиадвигателестроение. Качество, сертификация и лицензирование. Учебное пособие. М.: Машиностроение, 2003. 840 с.
6. Герасименко В.П. Математические методы планирования испытаний воздушно-реактивных двигателей. Учебное пособие. Харьков.: Харьковский авиационный институт, 1982. 105 с.
7. ГОСТ 16.504-81. Испытания и контроль качества продукции. Термины и определения.
8. ГОСТ 23.851-79. Режимы ГТД. Термины и определения.
9. Добрянский Г.В., Мартьянова Т.С. Динамика авиационных ГТД. М.: Машиностроение, 1989. 240 с.
10. Косточкин В.В. Надежность авиационных двигателей и силовых установок. Учебник для студентов авиационных специальностей вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1988. 272 с.
11. Кузнецов Н.Д., Цейтлин В.И. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1976. 216 с.
12 Кузнецов С.П. Основные принципы поузловой доводки ГТД. Учебное пособие. Рыбинск.: РГАТА, 1998. 67 с.
13. Кулагин В.В. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник. М.: Машиностроение, Кн.1,2. 2002. 616 с. Кн.3. 2005. 464 с.
14. Солохин Э.Л. Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей. Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1975. 356 с.
15. Сосунов В.А., Чепкин В.М. и др. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник. М.: Издательство МАИ, 2003. 688 с.
16. Сосунов В.А., Литвинов Ю.А. Неустановившиеся режимы работы авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1975. 216 с.
17. Письменный В.Л. Испытания авиационных силовых установок Учебное пособие. М.: Издательство МАИ, 2002, 172 с.
18. Проников А.С. Надежность машин. М.: Машиностроение, 1978. 592 с.
- Испытания и обеспечение надежности газотурбинных двигателей
- Оглавление
- 1.1. Испытания как средство обеспечения надежности гтд.
- 1.2. Виды работ и программы по созданию надежных гтд.
- 1.3. Структура работ по обеспечению надежности гтд.
- 1.4. Испытания на надежность.
- 3. Объект испытания на надежность.
- 2.1. Режимы работы гтд
- Реверсивные режимы работы
- Неустановившиеся режимы работы гтд
- 2.2. Категории и виды испытаний гтд Категории испытаний Предварительные испытания гтд
- Приемочные испытания гтд
- Ведомственные испытания
- Сертификационные испытания
- Приемо-сдаточные испытания
- Периодические испытания
- Типовые испытания
- Эксплуатационные испытания
- По месту и условиям проведения испытаний
- По определяемым характеристикам объекта
- 2.3.Этапы и виды работ при создании двигателей
- Производство
- 2.4. Испытания проводимые на этапе нир
- 2.5. Испытания гтд проводимые на этапе окр
- 2.6. Испытания проводимые на этапе серийного производства
- 3.1. Правила испытаний и приемки гтд Общие положения
- 3.2. Испытания по определению параметров и характеристик гтд
- 3.3.Основные положения методики обработки резуль-татов испытаний и определения характеристик гтд
- - Полное давление воздуха на входе в рмк, абсолютное
- - Температура воздуха на входе в рмк
- Применение методики обработки результатов испытаний для гтд
- Значения функции давления насыщенного водяного пара по температуре
- 3.4. Основные положения методики приведения основных параметров гтд к стандартным атмосферным условиям
- 3.5. Испытания по определению и проверке прочност-ных характеристик гтд.
- 3.6. Испытания по определению ресурсных характеристик гтд
- 3.7. Специальные испытания гтд
- Типы задач, решаемых при испытаниях двигателей.
- 4.1. Структура испытательной станции
- 4.2. Испытательные стенды, основные требования, схемы
- Двигатель для испытаний
- 4.3. Летные испытания, типовые летные испытания, особенности и основные требования, летающие лаборатории
- Типовые летные испытания гтд
- 4.4. Общие сведения и требования к летающим лабораториям.
- 5.1. Принципы подхода к подготовке программы испытаний гтд.
- 5.2. Особенности испытаний дтрд
- 5.3. Особенности испытаний трдф
- 5.4. Особенности испытаний гтд с реверсом тяги
- 5.5. Особенности испытаний гтд с отклоняемым векто- ром прямой тяги.
- 5.6. Особенности испытаний турбовальных и турбовинтовых гтд, эквивалентная мощность, требования к стендам.
- 5.7. Особенности испытаний пврд
- 6.1. Испытания компрессора (вентилятора)
- 6.2. Испытания основной камеры сгорания
- 6.3. Испытания турбины
- 6.4. Испытания систем автоматического управления (сау)
- 6.5. Исследования шума, генерируемого компрессором и соплом двигателя.
- 6.6. Испытания редукторов
- 6.7. Испытания стартеров
- 6.8. Испытания насосов и форсунок
- 6.9. Испытания топливорегулирующей аппаратуры
- 7.2. Обработка параметров, измеренных в процессе испытаний.
- 7.3. Общие сведения об измерениях и приборах для измерений
- 7.4. Измерение давлений
- 7.5. Приборы для измерения давлений
- 7.6. Измерение температур
- 7.7. Приборы для измерения температур
- 7.8. Измерение расхода топлива
- 7.9. Приборы для измерения расхода топлива
- 7.10. Измерение расхода воздуха
- 7.11. Измерение скорости потока жидкости и газа Определение величины скорости потока
- 7.12. Измерение крутящего момента.
- 7.13. Измерение частоты вращения
- 7.14. Измерение вибраций
- 7.15. Измерение напряжений в элементах гтд
- 7.16. Методы контроля состояния и обнаружения дефектов в ходе испытаний гтд
- 8.2. Измерительно-вычислительный комплекс (ивк)