7.12. Измерение крутящего момента.
Мощность авиационного двигателя определяют косвенным путем по измеренному крутящему моменту и скорости вращения вала двигателя:
N = M · n,
где n – частота вращения, а M – крутящий момент.
Измерение крутящего момента двигателя (или турбины, компрессора и т.п.) осуществляется путем измерения опрокидывающего момента какого-либо балансирного устройства и зависит от того, подводится мощность к испытываемому агрегату или отводится от него.
При испытании двигателя, турбины или какого-либо стартера вырабатываемая мощность должна быть поглощена измерительным балансирным устройством. Напротив, работа компрессора или насоса связана с подводимой извне мощностью, поэтому при испытаниях этих агрегатов измерение подводимого крутящего момента производится балансирным устройством без поглощения мощности.
Крутящий момент может быть измерен и по углу скручивания какого-либо упругого элемента, воспринимающего этот крутящий момент.
Тормозные динамометры служат для поглощения и измерения мощности, развиваемой испытуемым двигателем. Между ротором и статором тормоза существуют силы взаимодействия (гидравлические, электрические, механические), которые стремятся повернуть последний в направлении вращения вала. Эти силы взаимодействия находятся в прямой зависимости от крутящего момента ротора. Необходимым элементом таких динамометров является подвижный («балансирный») статор.
Вращающий момент, который возникает в статоре, измеряется с помощью силоизмерителя, расположенного на некотором расстоянии от оси статора.
Из всех видов тормозных устройств наибольшее распространение получили гидравлические тормоза. Их действие основано на гидравлическом сопротивлении жидкости перемещению ротора. Жидкость, находящаяся в гидротормозе, приводится во вращение движущимся ротором. Полученную энергию жидкость передает стенке балансирно подвешенного статора, стремясь увлечь статор за собой.
На корпусе статора создается момент, измеряемый силоизмерительным устройством.
В гидротормозе можно менять нагрузки, изменяя количество воды в статоре или величину активной поверхности ротора. При этом каждому двигателю или агрегату, крутящий момент которого измеряется, соответствует вполне определенный уровень воды, такой при котором не меняются обороты двигателя (агрегата).
Рабочей жидкостью гидротормоза из-за большой теплоемкости и постоянства вязкости при изменении температуры чаще всего является вода. Иногда для увеличения тормозной мощности применяется масло.
Измерение крутящего момента без поглощения мощности.
При испытании двигателя часто в качестве пускового устройства применяют так называемый балансирный электродвигатель, который одновременно с раскруткой запускаемого двигателя дает возможность определять величину поглощаемой им мощности при запуске. Такой электродвигатель может быть использован при измерении крутящего момента компрессора, когда требуется подвести мощность извне.
Необходимо отметить, что балансирные измерители крутящего момента (электродвигатели, гидротормоза) являются инерционными приборами и не позволяют производить измерения при быстроизменяющихся нагрузках. В этих случаях применяют малоинерционные электрические измерители крутящего момента – торзиометры, в которых мерой момента служит деформация упругих элементов, преобразованная в параметры электрического тока.
Из торзиометров с контактными токосъемниками наиболее широко применяются торзиометры с проволочными преобразователями. На вал, передающий измеряемый момент, наклеиваются два торзиометра, расположенные перпендикулярно друг другу и под углом 45˚ к оси вала (по направлению главных напряжений). Оба преобразователя включаются в два соседних плеча измерительного электрического моста.
Фотоэлектрический тензометр не нуждается в скользящем токосъемном устройстве. В двух местах вала, на базовом расстоянии L, жестко укрепляются диски с радиальными прорезями. Между дисками расположен источник света. С другой стороны каждого диска за диафрагмой с узкой щелью располагаются фотоэлементы. Положение дисков относительно друг друга регулируется так, чтобы при вращении с нулевой нагрузкой в момент прохождения прорезями диафрагм свет одновременно попадал на оба фотоэлемента. Во время измерения, когда крутящий момент не равен нулю, за счет упругих деформаций вала диски окажутся сдвинутыми относительно друг друга и фотоэлементы будут освещаться не одновременно. Импульсы от фотоэлемента поступают в специальное устройство, в котором измеряется промежуток времени от одного до другого импульса.
Недостатком электрических измерителей крутящего момента является то, что их точность, как правило, ниже точности балансирных электродвигателей и гидротормозов.
- Испытания и обеспечение надежности газотурбинных двигателей
- Оглавление
- 1.1. Испытания как средство обеспечения надежности гтд.
- 1.2. Виды работ и программы по созданию надежных гтд.
- 1.3. Структура работ по обеспечению надежности гтд.
- 1.4. Испытания на надежность.
- 3. Объект испытания на надежность.
- 2.1. Режимы работы гтд
- Реверсивные режимы работы
- Неустановившиеся режимы работы гтд
- 2.2. Категории и виды испытаний гтд Категории испытаний Предварительные испытания гтд
- Приемочные испытания гтд
- Ведомственные испытания
- Сертификационные испытания
- Приемо-сдаточные испытания
- Периодические испытания
- Типовые испытания
- Эксплуатационные испытания
- По месту и условиям проведения испытаний
- По определяемым характеристикам объекта
- 2.3.Этапы и виды работ при создании двигателей
- Производство
- 2.4. Испытания проводимые на этапе нир
- 2.5. Испытания гтд проводимые на этапе окр
- 2.6. Испытания проводимые на этапе серийного производства
- 3.1. Правила испытаний и приемки гтд Общие положения
- 3.2. Испытания по определению параметров и характеристик гтд
- 3.3.Основные положения методики обработки резуль-татов испытаний и определения характеристик гтд
- - Полное давление воздуха на входе в рмк, абсолютное
- - Температура воздуха на входе в рмк
- Применение методики обработки результатов испытаний для гтд
- Значения функции давления насыщенного водяного пара по температуре
- 3.4. Основные положения методики приведения основных параметров гтд к стандартным атмосферным условиям
- 3.5. Испытания по определению и проверке прочност-ных характеристик гтд.
- 3.6. Испытания по определению ресурсных характеристик гтд
- 3.7. Специальные испытания гтд
- Типы задач, решаемых при испытаниях двигателей.
- 4.1. Структура испытательной станции
- 4.2. Испытательные стенды, основные требования, схемы
- Двигатель для испытаний
- 4.3. Летные испытания, типовые летные испытания, особенности и основные требования, летающие лаборатории
- Типовые летные испытания гтд
- 4.4. Общие сведения и требования к летающим лабораториям.
- 5.1. Принципы подхода к подготовке программы испытаний гтд.
- 5.2. Особенности испытаний дтрд
- 5.3. Особенности испытаний трдф
- 5.4. Особенности испытаний гтд с реверсом тяги
- 5.5. Особенности испытаний гтд с отклоняемым векто- ром прямой тяги.
- 5.6. Особенности испытаний турбовальных и турбовинтовых гтд, эквивалентная мощность, требования к стендам.
- 5.7. Особенности испытаний пврд
- 6.1. Испытания компрессора (вентилятора)
- 6.2. Испытания основной камеры сгорания
- 6.3. Испытания турбины
- 6.4. Испытания систем автоматического управления (сау)
- 6.5. Исследования шума, генерируемого компрессором и соплом двигателя.
- 6.6. Испытания редукторов
- 6.7. Испытания стартеров
- 6.8. Испытания насосов и форсунок
- 6.9. Испытания топливорегулирующей аппаратуры
- 7.2. Обработка параметров, измеренных в процессе испытаний.
- 7.3. Общие сведения об измерениях и приборах для измерений
- 7.4. Измерение давлений
- 7.5. Приборы для измерения давлений
- 7.6. Измерение температур
- 7.7. Приборы для измерения температур
- 7.8. Измерение расхода топлива
- 7.9. Приборы для измерения расхода топлива
- 7.10. Измерение расхода воздуха
- 7.11. Измерение скорости потока жидкости и газа Определение величины скорости потока
- 7.12. Измерение крутящего момента.
- 7.13. Измерение частоты вращения
- 7.14. Измерение вибраций
- 7.15. Измерение напряжений в элементах гтд
- 7.16. Методы контроля состояния и обнаружения дефектов в ходе испытаний гтд
- 8.2. Измерительно-вычислительный комплекс (ивк)