logo
Испытания и надежность ГТД

3.1. Правила испытаний и приемки гтд Общие положения

Испытания и приемка двигателей серийного производства должны проводится в соответствии с требованиями ГОСТ и действующих ОТУ.

Стендовые испытания двигателей в серийном производстве должны проводиться по программам, составленным на основе программ и конструкторской документации двигателя, прошедшего государственные (совмещенные государственные стендовые и сертификационные испытания) или сертификационные испытания.

Программы периодических, предъявительских и приемо-сдаточных испытаний входят в состав конструкторской документации, передаваемой в серийное производство разработчиком.

При стендовых испытаниях двигателей должны определяться основные его параметры, предусмотренные программой испытаний на режимах работы двигателя, указанных в ТУ на двигатель.

Для сокращения объемов газовой наработки (суммарная продолжительность работы двигателя на режимах от запуска до останова за все испытания по конкретной программе) при замере параметров, может быть использована обобщенная характеристика данного типа двигателя, по методике, разработанной изготовителем.

Испытания двигателей проводятся на стендах, отвечающих требованиям ОСТ 1 01021, ОТУ и технической документации на конкретный двигатель. Для испытаний двигателей, имеющих «Сертификат типа» стенды должны быть аттестованы в установленном порядке.

Установка двигателя на стенд, подсоединение коммуникаций, необходимых датчиков и контрольно-измерительной аппаратуры должны производится в соответствии с утвержденными инструкциями и технологией, монтажными чертежами, схемами на конкретный тип двигателя.

Турбовинтовые и турбовинтовентиляторные двигатели должны проходить стендовые испытания с воздушным винтом (винтовентилятором),

тип и конструкция которого соответствует воздушному винту (винтовентилятору), используемому на ЛА с данным двигателем.

Элементы настройки агрегатов должны быть отрегулированы их изготовителем в соответствии с действующими ТУ, каждое изменение их положения от первоначального в ходе испытаний двигателя должно быть записано в протоколе испытаний.

Приводы агрегатов ЛА в процессе испытаний должны загружаться принятыми в эксплуатации или технологическими агрегатами в соответствии с графиком загрузки, согласованным с разработчиком ВС.

Испытания двигателей должны проводиться на основных или дублирующих марках топлива и масла, указанных в ТУ на двигатель.

Во время испытаний двигателя периодически проводится анализ топлива и масла, взятых из двигателя, по документации разработчика.

Программы должны предусматривать проверку работы двигателя с установленными по ТУ отбором воздуха на нужды ВС и загрузкой приводов агрегатов ВС.

При испытаниях двигателя ведется протокол, в котором фиксируются результаты и ход испытаний, все выявленные при испытаниях дефекты и работы, проведенные для их устранения, фиксируются в протоколе испытаний и в протоколе отклонений.

При автоматизированном процессе испытаний ведется печатный протокол испытаний с приложением к нему карты по выявлению и устранению дефектов (несоответствий или отклонений).

Предъявительские испытания

Целью проведения предъявительских испытаний двигателя является – смотри раздел 2.6.

Результаты предъявительских испытаний считаются положительными, а двигатель выдержавшим испытания, если он испытан в полном объеме, установленном программой и соответствует всем требованиям этой программы.

В случае выявления какого-либо дефекта двигателя, препятствующего ведению испытаний, или при отклонении основных параметров от норм, оговоренных для предъявительских испытаний, предъявительское испытание аннулируется.

Двигатель, прошедший предъявительские испытания, подвергается полной разборке и дефектации ОТК по действующей документации.

После дефектации разобранного двигателя ОТК изготовителя составляют ведомость дефектации с заключениями по выявленным недостаткам.

Замена забракованных деталей, узлов (сборочных единиц) и агрегатов производится в соответствии с инструкцией по замене деталей, сборочных единиц, агрегатов, при устранении дефектов после предъявительских испытаний.

Износы, наклепы, прижоги и другие изменения в состоянии деталей и сборочных единиц после предъявительских испытаний должны соответствовать нормам повреждаемости и контрольным образцам, установленным для данного типа двигателя.

Приемо-сдаточные испытания

Целью проведения приемо-сдаточных испытаний двигателя является:

- проверка соответствия техническим условиям качества сборки двигателя;

- приемка двигателя представительством Заказчика.

Приемо-сдаточные испытания двигателей проводят в объеме и последовательности, предусмотренных программой приемосдаточных испытаний.

После приемо-сдаточных испытаний проводится внутренняя консервация двигателя и другие работы, предусмотренные технической документацией.

Типовые формы документов (извещение, акт о соответствии двигателя ТУ), необходимые при приемо-сдаточных испытаниях, разрабатываются в соответствии с ГОСТ.

Сокращение объемов и трудоемкости предъявительских и приемо-сдаточных испытаний.

Сокращение объемов и трудоемкости предъявительских и приемо-сдаточных испытаний без снижения их информативности и качества проводится в следующих направлениях:

- более полное использование возможностей автоматизированных информационно-измерительных систем стендов, совершенствование их программного обеспечения и методик обработки результатов испытаний, что позволяет получать необходимую информацию при меньшем количестве режимов в программе испытаний;

- выполнение контрольных операций в ходе испытаний, с минимальным числом режимов, используемых только для контроля, в том числе и совмещение 1 и 2 этапов приемо-сдаточных испытаний;

- комплексирование операций и совершенствование методик их выполнения, в том числе проведение их на режимах с меньшим расходом топлива, исключение повторов из программы испытаний;

- постепенное уменьшение количества (%) двигателей, проходящих специальные испытания, включенные в программу приемо-сдаточных испытаний (проверка ГДУ, приработка приводов агрегатов ВС под загрузкой, проверка границ запуска и др.), вплоть до полного прекращения таких специ-альных испытаний;

- сокращение объема разборки двигателей после предъявительских испытаний за счет перехода на частичную (поузловую, модульную) разборку;

- переход на одноразовую сборку и проведение приемосдаточных испытаний при одновременном совмещении отдельных видов проверок, проводимых при предъявительских испытаниях.

Переход на одноразовую сборку и совмещенные предъявительские и приемо-сдаточные испытания возможен при следующих условиях:

- отсутствие на двигателях в эксплуатации неисправностей, которые могут быть выявлены только при разборке и дефектации после предъявитель-ских испытаний;

- стабильном производстве и ремонте двигателей;

- отсутствие при предъявительских и приемо-сдаточных испытаниях неисправностей, которые не могут быть обнаружены и устранены без разборки двигателя или его узлов (сборочных единиц);

- контролепригодности двигателя и наличии методов и средств для контроля и диагностики технического состояния двигателя без его разборки;

- наличие перечня и характеристик диагностических признаков полученных в процессе доводки и подтвержденных эксплуатацией, позволяющих оценить состояние двигателя;

- наличие положительного опыта работы по выпуску двигателей с поузловой (модульной) разборкой после предъявительских испытаний;

- применение, в случае необходимости, предварительной обкатки отдельных узлов, модулей и агрегатов до постановки их на двигатель;

- наличие положительного опыта использования одноразовой сборки при доводке модифицированных двигателей на этапе ОКР.

Уменьшение количества (%) двигателей, проходящих специальные испытания в серийном производстве, возможно при следующих условиях:

- стабильном производстве и ремонте двигателей;

-положительных результатах проведенных ранее специальных испытаний;

- отсутствие в эксплуатации и при стендовых испытаниях отказов и дефектов, связанных с характеристиками, проверяемыми специальными испытаниями.

Для контроля производства двигателей одноразовой сборки должна предусматриваться контрольная разборка двигателя от партии, объем которой определяется разработчиком и изготовителем совместно с представительством Заказчика при изготовителе.

Квалификационные испытания

Квалификационные испытания проводят в соответствии с программой, разработанной разработчиком на основании программы Государственных стендовых или сертификационных испытаний.

Двигатель для квалификационных испытаний выбирается из 2-5 двигателей, прошедших приемо-сдаточные испытания.

Результаты квалификационных испытаний оформляются актом.

Результаты квалификационных испытаний считают положительными на основании удовлетворительных результатов испытаний на всех этапах, дефектации сборочных единиц, деталей, агрегатов и покупных комплектующих изделий.

Квалификационные испытания считают неудовлетворительными в случаях:

- несоответствия основных параметров двигателя ТУ;

- выхода из строя двигателя в ходе испытаний;

- отказов агрегатов и комплектующих изделий, которые могут явиться предпосылкой к аварийной ситуации;

- обнаружении при осмотре и дефектации деталей двигателя, агрегатов и других покупных комплектующих изделий;

- дефектов аварийного характера влияющих на летную годность или дефектов, которые могут привести к досрочному съему двигателя.

Периодические испытания

Количество периодических испытаний в зависимости от объема годового выпуска должно составлять: при годовом выпуске менее 50 двигателей данного типа - одно периодическое испытание в два года; при годовом выпуске от 50 до 150 двигателей - одно периодическое испытание в год; при годовом выпуске более 150 двигателей - до двух периодических испытаний в год, если периодические испытания не отменены специальным решением.

Периодические испытания проводятся в объеме и последовательно-сти, установленных программой испытаний.

Периодические испытания для двигателей, имеющих ресурс не более 600 ч, проводятся по программе эквивалентно-циклических испытаний. При этом количество циклов, наработка в циклах, на режимах выше максимально-продолжительного, переменных, а также количество запусков должны соответствовать установленному ресурсу при работе по типовому полетному циклу. Программой испытаний устанавливается величина минимальной суммарной наработки за периодическое испытание. Для двигателей, имеющих ресурс более 600 ч, периодические испытания проводятся по программе эквивалентно-циклических испытаний. При этом наработка в циклах, на режимах выше максимально-продолжительного, переменных, а также количество запусков должны соответствовать установленному ресурсу, но не более чем за 1200 ч работы по типовому полетному циклу. Программой испытаний устанавливается величина минимальной суммарной наработки за периодическое испытание.

Для подтверждения ресурса при эксплуатации по техническому состоянию одно из периодических испытаний проводится на установленный ресурс с учетом эксплуатации по техническому состоянию.

При стабильном производстве двигателей, соответствии их нормам безотказности, начиная с 3-го года выпуска такие испытания по согласованию с разработчиком, изготовителем и представительством Заказчика могут не проводится.

Примечание: для сертифицированных двигателей и их основных деталей стратегия управления ресурсом должна соответствовать требованиям и положениям ФАП.

Двигатель для проведения периодических испытаний выбирается из числа 2-5 двигателей, изготовленных в контролируемом календарном периоде (или из контролируемого количества), прошедших приемо-сдаточные испытания.

Перерывы между этапами должны определяться временем, необходимым для проведения осмотра двигателя, выполнения регламентных работ и работ по оборудованию стенда. В случае несоответствия основных данных двигателя заданным в ТУ (связанных с загрязнением газовоздушного тракта двигателя) допускается по согласованию с представительством Заказчика промывка газовоздушного тракта двигателя в соответствии с инструкцией разработчика с последующей проверкой параметров двигателя.

Периодические испытания считают неудовлетворительными в случаях:

- несоответствия основных параметров (технических характеристик) двигателя ТУ;

- несоответствия нормам параметров по дроссельной характеристике после испытаний;

- выхода из строя двигателя до окончания испытаний;

- отказов агрегатов и комплектующих изделий двигателя, которые могут явиться предпосылкой к аварийной ситуации;

- обнаружения дефектов аварийного характера (влияющих на летную годность) при осмотре и дефектации деталей двигателя, агрегатов и других покупных комплектующих изделий или дефектов, которые могут привести к досрочному съему двигателя в эксплуатации.

При неудовлетворительных результатах периодических испытаний изготовитель совместно с разработчиком и представительством Заказчика при изготовителе обязаны:

- провести исследования причин выявленных дефектов;

- разработать эффективные мероприятия, обеспечивающие устранение выявленных дефектов;

- произвести проверку эффективности и проведенных мероприятий испытаниями;

- провести повторные периодические испытания.

При неудовлетворительных результатах периодических испытаний все принятые и не отгруженные двигатели возвращаются изготовителю на доработку (замену), а все принятые и отгруженные двигатели за контролируемый календарный период или контролируемого количества двигателей, в которых могут быть дефекты, обнаруженные при периодических испытаниях, должны быть доработаны или заменены годными в порядке, определенном совместным решением. Повторные испытания проводятся в полном объеме периодических испытаний на доработанных или вновь изготовленных двигателях после выполнения мероприятий по устранению дефектов. При этом вместе с извещением о предъявлении двигателя должны быть предъявлены материалы, подтверждающие устранение дефектов, выявленных при периодических испытаниях, и принятие мер по их предупреждению.